На Африку приходится более 16% в общей структуре украинского агроэкспорта, или свыше $1,3 млрд за семь месяцев 2016 года. Товарооборот между Украиной и африканскими странами растет.
В основном у африканских потребителей востребованы зерновые, подсолнечное масло, сгущенное молоко, семена масличных культур. Украина значительно нарастила экспорт в Африку продукции с добавленной стоимостью: мяса, подсолнечного масла, вина. На континенте также может пользоваться спросом бакалея, что перспективно для украинского малого и среднего бизнеса.
– Конечно, работа на африканском рынке имеет свои особенности, – комментирует Ольга Трофимцева, заместитель министра аграрной политики и продовольствия по вопросам европейской интеграции. – Есть некоторые факторы, которые необходимо учитывать нашим экспортерам. Во-первых, все продукты должны иметь длительный срок хранения и быть конкурентными по цене. Во-вторых, необходимо тщательно изучать вопросы логистики и рассчитывать объемы, чтобы удешевить контейнерные перевозки. Сегодня в странах Африки большим спросом пользуется сухая молочная продукция. К сожалению, в Украине эта отрасль пока развита плохо, но при грамотном подходе и развитии рынков сбыта инвестиции в нее быстро окупятся.
В-третьих, по словам Трофимцевой, нужно внимательно изучить структуру ритейла конкретной страны и систему организации государственных тендеров, которые зачастую являются наиболее эффективными механизмами выхода на национальный рынок. Важно также обращаться к нашим дипломатическим учреждениям за информацией о базовых принципах ведения бизнеса. Необходимо также внимательно изучать региональные соглашения о свободной торговле и создавать в Африке перерабатывающие предприятия хотя бы с минимальной степенью переработки. Это позволит снизить импортные пошлины.
Потребители в африканских странах также чрезвычайно чувствительны к рекламе. Поэтому торговую войну с известными мировыми брендами выиграют те производители, которые будут готовы инвестировать в изучение рынка, потребительских особенностей и трендов.
МинАПК готово предоставлять сведения украинским производителям, которые заинтересованы в экспорте своей продукции в Африку. Необходимо также использовать такой инструмент, как торговые миссии совместно с представителями органов власти в страны континента. Официальное представительство и высокий уровень членов делегации играют важную роль в успешном продвижении украинских продуктов в Африке.
По данным ООН, за текущее десятилетие экономический рост на африканском континенте в среднем составляет 5% в год. За этот период ВВП в Африке вырос на 60%, а представителей среднего класса стало больше на 90%. Это самый быстрый экономический рост в мире. Таких результатов континенту удалось достичь благодаря сырьевому экспорту.
По оценкам экспертов, до 2030 года ВВП стран Африки удвоится, а к 2050‑му вырастет в семь раз по сравнению с 2010‑м. При этом население Земли к тому времени увеличится на 2 млрд человек, из которых 1 млрд придется на африканский
континент. Рост платежеспособности населения и дефицит аграрной продукции делают континент привлекательным не только для европейских, но и для украинских производителей. К примеру, в Субсахарной Африке к 2024 году количество представителей среднего класса вырастет на 90%, что приведет к увеличению потребления продуктов питания на 60%. Сейчас потребление молочной продукции в Африке на душу населения в среднем составляет 37 л, при этом средний показатель в других странах — 104 л. Согласно исследованиям FАО
(Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН), к 2050 году потребление мяса в мире увеличится на 73%, а потребление молочной продукции — на 58%. Большая доля роста потребления молока и мяса придется именно на африканские страны.
Мировые игроки пищевой промышленности уже давно обратили внимание на этот рынок и ведут борьбу за свое место на нем. Поэтому украинским аграриям сейчас важно не упустить момент.
Підписуйся на наш Telegram. Стеж за новинами у зручному форматі!