В январе репутация украинских поставщиков на мировом рынке сильно пошатнулась. Министерство сельского хозяйства и здравоохранения Израиля выявило в партии яиц из Украины сальмонеллу, а Чехия усомнилась в качестве украинского меда, обнаружив там антибиотики. «Это потеря доверия к украинскому продукту со стороны европейских покупателей, — говорит председатель правления «Всеукраинского братства пчеловодов Украины» Татьяна Васильковская. — В результате Украина может оказаться в списке стран, у которых нельзя покупать мед».
С недавних пор мед пополнил список основных экспортных продуктов. К примеру, выделенную Евросоюзом беспошлинную квоту на мед в размере 5000 т европейские компании выбрали буквально в первые дни января. Годовое производство меда в Украине превышает 70 000 т, что позволяет стране занимать первое место по его экспорту в Европе и третье в мире. «В прошлом году из 35 000 т меда более 20 000 т Украина продала в ЕС, — рассказывает директор компании «Сан Би Украина» Андрей Бажин. — Около 8000 т готовы импортировать Соединенные Штаты, но там сейчас не самые высокие цены». Если в США килограмм меда стоит $2,2, то в ЕС — 2,05 евро за килограмм. При этом логистические затраты для США более высокие.
После заключения чешских ветеринаров Украина временно приостановила выдачу ветеринарных документов на поставки меда в ЕС трем поставщикам. Владимир Лапа, первый замглавы Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей, уверяет: партии продукта, вызвавшие вопросы у импортеров, будут исследованы в ближайшее время. Он не исключает возможности, что проблемные партии купажировались на территории Чешской Республики. В таких действиях Чехии может быть и политический подтекст, ведь ее президент неоднократно выражал свою пророссийскую позицию, а запрет на поставки меда влияет на международный имидж Украины. «Президент Чехии не уполномочен делать такие заявления, это компетенция контролирующего органа, тем более что результатов расследования еще нет, — заявил министр аграрной политики и продовольствия Алексей Павленко. — Милош Земан почему-то забыл уточнить, что антибиотики обнаружили в партии меда чешского поставщика, который смешивал мед от производителей из разных стран, в том числе из Украины».
В то же время украинские производители допускают, что антибиотики в меде могли присутствовать. Васильковская уточнила, что в последнее время некоторые экспортеры смешивают мед разного качества, в том числе добавляют контрафактный продукт. По словам Бажина, за последний год количество операторов на рынке меда выросло в 2,5 раза. Кроме того, в Украине отсутствует контроль над использованием ветпрепаратов и средств защиты растений в сельском хозяйстве. «Государство не запрещает применять антибиотики в ветеринарии, — говорит Бажин. — Пчела может полететь в соседнее село и из корыта утки, например, выпить воды с антибиотиком».
Украинские производители и экспортеры меда считают, что нельзя наказывать все предприятия. В ЕС, как и в Украине, лечение пчел антибиотиками не запрещено. «Необходимо наладить входящий и исходящий контроль сырья на предприятии. У нас есть нормальные лаборатории, которые делают эти анализы. Чешская сторона тоже должна была провести входящий контроль сырья», — отмечает инженер по качеству компании «Бартник» Юрий Марчук.
Традиционно с февраля по апрель экспорт меда самый высокий в году. «На таможенных складах ожидают отправки 12 000 т украинского меда», — уточняет директор компании «Мед Поділля» Иван Микитюк.
Больше о международном рынке меда вы можете прочитать в №5 журнала LANDLORD. Подписаться можно здесь.
Підписуйся на наш Telegram. Стеж за новинами у зручному форматі!