Новини / Думки     07 листопада 2016 08:29

Ольга Ковальчук, старший консультант компании WE Рartners, альянс-партнер Korn Ferry о том, как найти управленца для аграрной компании


С чем сталкиваются аграрные компании, когда привлекают управленцев, кого ищут, где находят и как определяют размер вознаграждений?

Много лет назад определение времени посева зависело от индивидуального опыта крестьянина и базировалось на народных приметах. В наши дни IT-технологии лучше человека рассчитают оптимальный период для полевых работ. Но, несмотря на колоссальное развитие информационных технологий, в центре любой бизнес-модели находится человек. Именно люди принимают основные бизнес-решения. Люди — ключевой капитал и риск любого бизнеса.

Нехватка профессиональных управленцев — один из основных вызовов аграрного бизнеса. Ускоренная динамика развития сектора опережает процесс естественного формирования кадрового резерва. Для компаний важна экспертиза управленца. Это необходимые знания, полученные на протяжении многих лет, которые помогают топ-менеджерам принимать правильные решения в стратегии и тактике. Людей, обладающих ценной для бизнеса экспертизой, непросто найти, нелегко привлечь, а еще сложнее — удержать. Условно экспертизу можно разделить на три категории. Внутренняя — опыт и знания, которыми уже обладают управленцы в агросекторе. Внешняя — экспертиза, которой в агросекторе либо нет, либо ее уровень не отвечает запросу компании. Уникальная, которой в Украине пока не обладает никто.

К примеру, мы искали для компании директора семенного завода. Он должен был обладать конкретным опытом и знаниями, то есть иметь внутреннюю экспертизу, полученную благодаря многолетней работе в аграрном секторе. У него должен был быть опыт управления подобной производственной площадкой, знания в агрономии, технологиях, понимание специфики взаимодействия с фермерами. И тут никаких компромиссов быть не могло.

В случае когда собственник или генеральный директор принимает решение об изменении бизнес-модели (развитии новых направлений, оптимизации организационной структуры), компании лучше обратиться к внешней экспертизе. Одному агрохолдингу нужен был коммерческий директор, задача которого — построить коммерческий отдел с нуля, разработать коммерческую стратегию, сформировать команду. Для этих целей менеджеров эффективней искать в других индустриях.

Уникальную экспертизу найти всегда дорого и сложно. Она эффективна, когда есть готовность воспользоваться ею. Например, привлечение инженера по энергосбережению для модернизации предприятия без дальнейшего инвестирования в технологию и обновление оборудования вряд ли будет эффективным. Общение с экспертом вдохновит, но не принесет ожидаемых результатов. Уникальная экспертиза необходима при создании наблюдательного совета компании.

Аграрный бизнес, несмотря на всю свою историю, в вопросах управления еще достаточно молод. Сейчас многие управленцы из других индустрий рассматривают возможность перейти в динамично развивающийся аграрный сектор. Но собственники агрокомпаний пока консервативны в вопросах найма новых лидеров из других секторов в управленческую команду. Основным сдерживающим фактором появления профессиональных управленцев в сельском хозяйстве являются опасения и неготовность владельцев отдавать полномочия, проводить кардинальные изменения в компании и команде. Кроме того, собственники не готовы платить высокие компенсации за экспертизу. С одной стороны, холдингу сложно предугадать, насколько успешно управленец интегрируется в сектор, компанию, команду. Но и менеджер заходит в агрокомпанию со своими ожиданиями относительно ее готовности меняться. В любом случае привлекать внешнюю экспертизу необходимо, и дальнейшее развитие каждой компании напрямую будет связано с качеством ее команды.

В ближайшие годы в аграрную индустрию будут приходить новые люди с разным опытом и потенциалом. Компании, которые научатся интегрировать лучших, получат новые идеи, подходы и эффективные результаты. С какой бы экспертизой вы ни столкнулись, привлекая менеджера в команду, его успех будет зависеть от вашей поддержки в процессе адаптации к новой индустрии и готовности принимать изменения.

Читайте також