Новини / Думки     17 березня 2017 16:44

Ольга Ковальчук из WE Рartners о том, почему уникальный опыт дает компаниям вторую жизнь


В новых условиях накопленный функциональный опыт менеджера уступает место его креативности, эмоциональному интеллекту и другим качествам, которые делают сотрудника главным активом компании

В последнее время все чаще профессионалы из одних индустрий переходят на работу в новые отрасли, не связанные с их предыдущим опытом. К примеру, бывший глава пивоваренной компании «Carlsberg Украина» Петр Чернышов уже три года успешно возглавляет оператора сотовой связи «Киевстар». А нынешний руководитель «Укрпочты» Игорь Смелянский более 17 лет проработал в сфере стратегического и управленческого консалтинга. Примеры подобных назначений есть и в зарубежных компаниях. Так, Кэролин Макколл, в прошлом глава Guardian Media Group, шесть лет назад стала исполнительным директором английской авиакомпании EasyJet. Пабло Исла, главный исполнительный директор испанской компании Inditex, юрист по образованию и бывший сопредседатель франко‑испанской табачной группы Altadis, пришел в компанию без опыта работы в сфере одежды. Сейчас он занимает третье место в рейтинге лучших мировых руководителей за 2016 год, составленном популярным американским изданием Harvard Business Review.

Межотраслевые переходы дают хороший результат и для компании, и для нового сотрудника. Уникальный опыт позволяет предприятию провести системные изменения: создать новую бизнес‑модель, принять сложные управленческие решения, оценить команду. Это путь инноваций, а не модернизации — здесь добавленная стоимость формируется не за счет использования накопленного индустриального опыта, знания процессов и их постепенного совершенствования, а за счет изменения самого подхода, процессов, решений и действий, инноваций.

Грани между секторами стираются. Сейчас мы наблюдаем развитие новой бизнес‑модели в украинской IT‑индустрии. В этой модели процессы организованы в проекты, а для работы в них создаются кросс‑функциональные команды — взаимное распределение роли лидера, где каждый готов взять на себя руководящую роль в зависимости от обстоятельств. Для IT-сферы такая структура более эффективна, чем традиционные матричная или функциональная, где решения часто замыкаются на одном лидере. В глобальном масштабе границы между отраслями размываются еще быстрее, и главный катализатор — доступ к технологиям, которых еще 30 лет назад не существовало и которые стремительно проникают в бизнес и производство. Появление новых источников энергии и соответствующих технологий меняет традиционные представления об энергетике и инфраструктурном секторе. Цифровые технологии, робототехника, расширенная аналитика на основе Big data уже интегрируются в аграрную отрасль. Биометрия, цифровые платежи, платформы, базирующиеся на искусственном интеллекте, ведут к созданию цифрового банка, тотально изменяя финансовый сектор.

Успешное проведение таких изменений требует от управленцев совсем других способностей, компетенций и опыта, чем те, которые были востребованы их индустриями ранее. Например, «настрой на развитие» (growth mindset) плюс способность разучиваться и переучиваться в течение всей жизни (agility). Идеология изменений выдвигает новые вызовы. В чем заключается задача? Какие качества и компетенции необходимы для ее решения? Какой опыт лучше всего формирует эти качества? В каком секторе он наиболее развит? Эти вопросы полезны не только на уровне формирования корпоративных команд, но и для планирования собственной карьеры. Например, одной из семи востребованных компетенций руководителя уровня CFO, COO является креативность.

Новый подход не отменяет необходимость поиска талантливых сотрудников в своем секторе. В каждой компании есть те, кто несет в себе ДНК этого бизнеса. Это люди, обладающие уникальными знаниями, историей, культурой. Важно уметь идентифицировать и сохранять их.

Уже давно, говоря о главном активе бизнеса, мы задаем вопрос «кто является вашим главным активом?», а не «что?». Отвечая на вопрос «кто?», мы говорим не столько о прошлом успешном опыте, отточенном функциональном знании, сколько об уникальных человеческих свойствах, которые невозможно запрограммировать или переложить на основу платформы бизнеса: любознательность и креативность, способность творить и страсть, эмпатия и эмоциональный интеллект, умение действовать в неопределенности и брать на себя ответственность. Именно умение видеть, ценить и развивать эти компетенции будут способствовать воспитанию в себе инновационных компетенций лидера. Для компании главная задача — брать на работу людей с потенциалом и делать все, чтобы они не уходили.

Сподобався цей матеріал?
Підтримайте його автора!

Читайте також