Есть две модели управления. Первая — когда собственник сам занимается операционной деятельностью. При этом он лично определяет стратегию развития компаний и влияет на все ключевые решения, контролируя работу не только топов, но и менеджеров среднего звена. Сейчас в Украине так управляются 85% компаний. Одна из причин — низкая корпоративная культура управленцев. Поэтому владельцы боятся бросать свой бизнес на длительный срок. В одном из крупнейших украинских агрохолдингов собственник долгое время занимался операционным управлением, и компания росла. Но в какой‑то момент он решил уйти.
Владелец предполагал, что топ‑менеджеры действительно вовлечены в его бизнес. За то время, пока собственник не занимался управлением, топ‑менеджеры приняли несколько неверных тактических решений, в результате которых агрохолдинг потерял значительную долю рынка. При этом они еще и воровали деньги из компании. Для того чтобы собственник ничего не заподозрил (а заподозрить он может, лишь недополучив в конце года свое роялти), они взяли кредит в банке. И тем самым еще больше увеличили долговую нагрузку компании. Вся эта история всплыла после проведения независимого финансового расследования. Тогда владелец уволил весь топ‑менеджмент и сам стал генеральным директором холдинга.
Вторая модель управления — собственник не занимается операционной деятельностью. Он определяет стратегию компании, но при этом все операционные вопросы решают топ‑менеджеры. В этом случае наиболее эффективный подход — мотивировать топов процентом от прибыли компании. Когда менеджер получает только зарплату, у него, как правило, чешутся руки максимизировать свою прибыль. И он начинает воровать. Примером идеально выстроенной корпоративной структуры является компания СКМ Рината Ахметова. Там абсолютно все процессы структурированы. Топ‑менеджеры СКМ — это в основном выходцы из международных компаний. Люди со степенями МBA, западным образованием. Это вносит ментальный вклад в корпоративную культуру.
Какая из данных моделей является наиболее эффективной? Из моего опыта могу сказать, что примерно 50 на 50. Опять же, тут есть разные стратегии. Хочет ли собственник действительно развивать свой бизнес, или он просто собирается обмануть банки и кредиторов. Точно так же и топ‑менеджеры. Есть такие, кто способен вывести все деньги и оставить долги на компании.
Стоит также отметить, что в Украине существует три типа собственников. И от того, как они получили бизнес, зависит их желание участвовать в операционной деятельности. Первые — это бывшие политики, которые отчужденные из госбюджета или полученные в качестве благодарности за содействие деньги вложили в бизнес. Такие люди сразу предпочитают нанимать хороших менеджеров.
Второй тип — владельцы, которым бизнес достался по наследству. Как правило, они не хотят вникать в управление семейной компанией. Ведь родители часто заставляют детей заниматься тем, что им неинтересно. Эти собственники, с одной стороны, могут утопить бизнес, с другой — готовы продать его стратегическому инвестору или инвестиционному фонду. Чтобы затем купить бизнес в другой отрасли.
В случае когда владелец не хочет заниматься управлением лично, хорошим выходом может стать привлечение независимых консультантов. Многие собственники доверяют консультантам даже больше, чем своим топам. Как правило, консультанты являются партнерами или менеджерами международных компаний и помогают владельцам контролировать менеджмент.
Третья категория — это собственники, которые вырастили свой бизнес с нуля (self made). Вот эти люди никогда не уходят из операционного управления, считая, что никто не знает компанию лучше. Но это не всегда идет на пользу предприятию. Есть такая поговорка: нельзя сильно влюбляться в свой бизнес, потому что рано или поздно с ним придется расстаться. Когда бизнес на пике, его нужно продать. К примеру, когда владельцу одной крупной украинской компании предлагали за нее $890 млн, он отказался, заявив, что готов продать корпорацию за $1 млрд. Собственник был уверен, что стоимость предприятия будет расти. Но ситуация изменилась, теперь его активы стоят копейки. Порой топ‑менеджер более эффективен — он меньше влюблен в бизнес и принимает решения хладнокровно.
Підписуйся на наш Telegram. Стеж за новинами у зручному форматі!