Святослав Шеремета, партнер Integrites, глава практики корпоративного права и M&A:
«Несколько лет назад я занимался реконструкцией дома моих родителей. Когда начали менять покрытие на крыше, один из мастеров сказал: «На крышу люди смотрят преимущественно два раза: первый – когда ее строят, второй – когда она горит». Это хорошая аналогия с корпоративной структурой. Собственники обращают внимание на корпоративную структуру группы при ее формировании, либо когда у компании начинаются проблемы. Поэтому важно чтобы у каждой бизнес-группы была четко сформирована оптимальная корпоративная структура. Кроме того, важно время от времени пересматривать и улучшать ее, учитывая изменения законодательства, другие важные для конкретного бизнеса в данный момент обстоятельства».
«Передел рынка сельскохозяйственных земель продолжается. Мы имеем в практике немало судебных споров касательно прав на землю. На один участок может быть два одновременных договора аренды земли, заключенных разными компаниями-арендаторами с разными арендодателями. Поэтому мы советуем проанализировать и, возможно, пересмотреть структуру вашей группы компаний, а также прав на активы или обязанностей отдельных компаний группы еще до того, когда такие моменты начинают проявляться в судебных процессах. Возможно, у вас есть компании, от которых исторически тянется шлейф проблем. Необходимо проверить, как они были приобретены, проводился ли аудит при их приобретении, и реализовать необходимые меры, чтобы отсечь или минимизировать риск проявления исторически приобретенных проблем».
«Корпоративное структурирование можно использовать как эффективную защиту от «недружественных поглощений», что в украинских реалиях значит – от рейдерства. Очень часто одна компания замыкает на себе полный контроль над всеми активами, которые используются для полного цикла производства. Если существует риск недружественных действий третьих лиц с целью получения контроля над такой компанией, будет полезным разделить ключевые активы между несколькими компаниями, желательно – зарегистрированными в разных юрисдикциях. К примеру, если производство компании тесно связано с маркетинговой активностью и ценность нематериальных активов (торговых знаков, ноу-хау, информации о контрагентах) является критической для бизнеса, то желательно такие материальные активы зарегистрировать или перевести на другую компанию.»
«Если кто-то посягнет на такой бизнес, то будет понимать, что забрав только производственные мощности, он не получит всего вашего бизнеса. Потому что без использования торгового знака или других нематериальных активов маржинальность бизнеса значительно упадет, или бизнес вовсе перестанет быть прибыльным».
«Эта тема особенно актуализировалась в связи с военным конфликтом на Востоке и аннексией Крыма. Если проанализировать определенные ситуации, то можно увидеть, что жертвами таких конфликтов и принудительного отчуждения бизнеса стали в первую очередь компании, которые сконцентрировали в себе полный производственный цикл. С теми предпринимателями, у кого ключевые активы были разделены, общались уже с позиции проведения переговоров о приобретении бизнеса, а не с позиции силы».
«Урегулировать и оптимизировать налоговую нагрузку также можно через корпоративную реструктуризацию. С Украиной довольно много стран заключили соглашения об избежании двойного налогообложения. Если есть необходимость выделить средства для других проектов или для определенной деятельности в других юрисдикциях, необходимо пользоваться этими инструментами. Ранее был очень популярен такой инструмент, как Кипр, который достаточно часто используют и сейчас. Однако из-за того, что Кипр находится в списке низконалоговых юрисдикций для целей трансфертного ценообразования, сейчас он стал менее популярен. Есть другие привлекательные юрисдикции, в ЕС – это Нидерланды, Австрия. Для определенных целей довольно популярна Англия. И в последнее время мы стали активно работать со странами Восточной Европы – это Эстония, Словакия, Словения. В зависимости от целей транзакций и направлений финансовых потоков, эти юрисдикции можно эффективно использовать».
«Другие преимущества – это готовность к привлечению внешнего долгового финансирования. Любой кредитор хочет видеть, что все финансовые потоки циркулируют внутри группы и не выводятся на какие-то отдельные «карманы» мажоритарного акционера, нет транзакций с подставными или связанными лицами. То есть, что корпоративная структура выстроена прозрачно. Это намного упростит и ускорит процесс переговоров, как с кредиторами, так и с потенциальными инвесторами».
«Ну и еще одно преимущество – готовность к выходу на внешние рынки. Это оптимальная возможность оперировать для украинских компаний в Европе через свою торговую компанию, или через создание своего представительства в юрисдикции, которая является приоритетной для конкретного бизнеса с логистической точки зрения».
Юлиан Рис, партнер Integrites, глава офиса в Мюнхене:
«Первое, о чем задумывается украинский предприниматель, планируя свой бизнес в ЕС – юридические аспекты. Если мы рассматриваем компанию, которая занимается экспортом и планирует прямые поставки товаров из Украины в Германию, то самым простым вариантом будет договор о прямых поставках. Юридических моментов здесь немного, но стоит обратить внимание на санкции в случае срыва поставки или нарушении сроков, применимое право и арбитраж».
«С увеличением оборота, в большинстве случаев, компания использует агента в Германии. Но необходимо быть осторожным, так как такой агент может стать коммерчески независимым от вашей компании. В таком случае, налоговые органы могут признать агента «постоянным представительством», которое будет подпадать под регулирование налогообложения доходов в Германии».
«Для осуществления активных продаж в Германии, часто целесообразно основать дочернее предприятие в Германии, в большинстве случаев в форме «GmbH» (эквивалент «ООО»). Такое предприятие зарегистрировано в Германии, что необходимо для лицензирования импорта определенных товаров. Также компания, занимающаяся активными продажами в Германии, может быть использована для привлечения финансирования в Украину. Также дочернее предприятия часто служит украинским компаниям защитой для украинского бизнеса от рисков торговой деятельности в Германии».
«Что касается налогообложения. Вы знаете, что Германия не считается страной с низкой налоговой нагрузкой. Однако если сравнивать с другими странами, то и не очень высокими. В Германии есть несколько налогов на прибыль. Первый – налог корпораций в размере 15%. Второй – промышленный налог, его ставка около 14-17% и зависит от региона. Есть еще «налог солидарности» в размере приблизительно 1%. В итоге, прибыль налогооблагается в размере 30-33%».
«Есть другие аспекты, которые также важны. Они определяют, перейдете ли вы с вашими зарубежными партнерами к юридической стороне вопроса. Когда человек принимает решение, то 80% зависит от эмоциональных факторов и 20% от рациональных. Продукт – это рациональный фактор. Не секрет, что в Европейских странах нет недостатка товаров. Поэтому очень важно учитывать менталитет двух стран. Нужно подумать, как стать интересным немецким покупателям».
«Когда вы планируете организовывать свой бизнес в Германии, попробуйте немножко стать типичным немцем. Какой он? Типичные качества: пунктуальность, сдержанность, ответственность. Например, если он любит работать с четким регламентом, дайте ему такую возможность. Ему будет приятно с вами иметь дело».
«В более крупных и сложных транзакциях целесообразным будет использовать новую форму ведения переговоров – так называемое «модерирование сделки» или «модерирование переговоров». Это означает, что третье, независимое лицо модерирует переговоры. Это особенно ценно, когда переговоры тяжелые. Модератор прекрасно знает менталитет двух сторон и помогает выйти с тупика, в которые часто они заходят. Такой себе персональный дипломат. Очень важны эмоциональные факторы. Цена, сроки, юридические аспекты – это вторично. Важно найти надежность и доверие».
Підписуйся на наш Telegram. Стеж за новинами у зручному форматі!