За последние несколько лет украинское виноделие, за редким исключением, потеряло свой романтизм,. Политический и экономический кризис удручающе сказались на отрасли.
Сокращение производства вина в Украине наблюдается с 2010 года. После аннексии Крыма, где было сосредоточено более половины украинских мощностей по разливу этого напитка, падение стало стремительным. Согласно данным Государственной службы статистики, в 2013-м было произведено около 20 млн дал вина. В 2014-м — 12,3 млн дал. По итогам 2015 года, в соответствии с предварительной оценкой ассоциации «Виноградарей и виноделов Украины», украинского вина выпустят еще на 20% меньше. Причина — в дефиците сырья, уверяет директор ассоциации Сергей Михайлечко. «Неожиданные заморозки на грунте весной повредили виноградную почку», — говорит он.
Сырье, между тем, далеко не основная проблема виноделов. Отрасль, которая с огромным трудом сумела встать на ноги, практически лишена государственной поддержки. Единственная госпрограмма, предусматривавшая компенсацию до 48% затрат на закладку новых виноградников, была остановлена в 2013 году.
Жизнь виноделам усложнило еще одно обстоятельство. С 1 января 2016-го в действие вступило российское эмбарго на украинское продовольствие (а до последнего времени более 90% украинского вина экспортировалось в РФ). Кроме того, вступает в силу договор о зоне свободной торговли (ЗСТ) с Евросоюзом. Отдельного соглашения по вину, несмотря на усилия украинских виноделов, в рамках договора о ЗСТ с ЕС заключено не было. Удалось подписать лишь межотраслевой протокол, по которому Украина может использовать кирилличные транслитерации географических обозначений только на внутреннем рынке.
Производителям из Украины будет чрезвычайно сложно конкурировать с Европой, где сосредоточена тройка мировых лидеров виноделия (Италия, Франция и Испания) с давними традициями и солидной поддержкой со стороны властей, даже на украинском рынке, не говоря уже о европейском.
Дорогое удовольствие
Виноградарство — затратный бизнес. Инвестиции окупаются долго, ведь первый урожай с молодой лозы получают только через четыре-пять лет. Владимир Кучеренко, гендиректор корпорации «Укрвинпром», представляющей интересы украинских виноделов, приводит такие цифры: $40 000–50 000 — инвестиции в один гектар виноградников с капельным орошением.
С 1999-го в Украине действует закон об однопроцентном сборе с розничных торговцев алкоголем. Деньги идут на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства. В августе 2011 года сбор увеличили до 1,5%. Он продолжает взиматься и сейчас, но с 2013-го собранные средства направляются в общий фонд госбюджета и больше не выплачиваются по определенному изначально адресу.
Результат не заставил себя долго ждать: если в 2007 году украинцы высадили 5800 га виноградников, то в 2014-м — всего 1500 га. Сегодня общая площадь виноградников в стране, по данным профильной ассоциации, без учета Крыма составляет 38 000 га (для сравнения: у мирового лидера по количеству виноградников — Испании — их более 1 млн га.
Еще один камень преткновения — лицензия на оптовую торговлю, за которую виноделы ежегодно платят 500 000 гривен. «Такой лицензии нет ни в одной стране мира, — возмущается Кучеренко. — Если государство хочет совершать контроль, делайте его за 1 грн. За что производитель платит ежегодно?»
Многие владельцы небольших виноделен уводят бизнес в тень. В начале ноября 2015 года Комитет ВР по аграрной политике и земельным отношениям при поддержке замглавы Минагрополитики Владимира Лапы принял за основу законопроект об оптовой торговле алкоголем. Согласно документу, небольшим виноделам, работающим с собственным виноградом, разрешается осуществлять оптовую торговлю без получения отдельной лицензии.
Глава Ассоциации сомелье Украины Дмитрий Сидоренко уверен в том, что необходимо разрешить ресторанам и магазинам покупать вино у местных виноделов без наличия оптовой лицензии. «Я создал сообщество в Facebook: «Закон о вине — изменим к лучшему», — рассказывает Сидоренко. — И с ужасом узнал, что многие виноделы не знают, что им не нужна лицензия на оптовую продажу. Чиновники этим пугают, шантажируют».
Перераспределение рынка
Аннексия Крыма существенно повлияла на работу винной отрасли. На полуострове изготавливалось 60% всего украинского вина. При этом крупнейшей виноградарской площадкой была и остается Одесская область — 23 600 га насаждений. Виноград для производства вина в Крым везли не только из материковой Украины, но и из Молдовы и Грузии. Весной 2014 года все эти производственные цепочки порвались.
Хозяйства из материковой Украины, по информации ассоциации «Виноградари и виноделы Украины», осуществляли лишь нерегулярные отгрузки виноматериала в Крым. Они прекратились с введением продуктовой блокады 20 сентября 2015-го. Крымские виноделы продолжали работать, но с 2014 года перестали поставлять свою продукцию на материковую Украину. С сентября 2014-го, когда вступил в силу украинский закон о свободной экономической зоне в Крыму, торговые отношения между материковой Украиной и полуостровом начали осуществляться на условиях экспорта-импорта. Для крымских виноделов это было невыгодно, тем более что для них открыт очень емкий рынок России.
Часть крымских винных брендов не захотела терять украинский и европейский рынки (потеря последнего обусловлена санкциями против Крыма). Компании частично перенесли производство вина с крымскими торговыми марками на материковую Украину.
В частности, лидер украинского рынка в 2013 году с долей 11,3% ООО «Инкерманский завод марочных вин» перенес производство тихих вин под ТМ Inkerman на мощности Дома марочных коньяков «Таврия» в Новой Каховке Херсонской области. Оба предприятия входят в Первый национальный винодельческий холдинг. При этом вино производится из винограда материковой части Украины, закупаемого в Херсонской области и других регионах. «После аннексии виноматериал из Крыма практически перестал поступать», — говорит Вячеслав Гончаров, директор по производству компании «Дом марочных коньяков «Таврия». Вина под ТМ «Бахчисарай», Oreanda, «Коктебель» стали разливать в Одесской области на мощностях «Одессавинпрома».
Запускается на материковой Украине и производство вин под торговыми марками крымских госпредприятий. Сразу же после захвата Крыма 26 марта 2014 года российскими властями было национализировано 131 предприятие агропрома, включая объединение «Массандра», винодельческие заводы «Магарач» и «Новый свет».
В начале 2015-го в Министерстве аграрной политики и продовольствия Украины заявили о планах перерегистрировать 23 крымских госпредприятия. Игристое вино под ТМ «Магарач», изготовленное на «Харьковском заводе шампанских вин», уже появилось в магазинах.
В торговых сетях с осени 2015 года появилось вино под ТМ «Массандра Глобал Вайн», производством которого занимается компания «Камянка Глобал Вайн» в Херсонской области. Крымская «Массандра» пригрозила в связи с этим судом. «ТМ «Массандра Глобал Вайн» выпускается согласно действующему законодательству», — отмечает Юрий Ткаченко, директор департамента маркетинга «Камянка Глобал Вайн». Сырье для этого производства компания закупает на материковой Украине.
До аннексии Крыма винные предприятия полуострова занимали половину списка 10 наибольших производителей вина в Украине. Сейчас на украинском рынке, по данным ассоциации «Виноградари и виноделы Украины», осталось около 20 крупных и средних винных предприятий (до этого было почти 40). При этом лидерами отрасли стали одесские и николаевские компании, частично занявшие нишу крымских торговых марок.
Достучаться до потребителя
Также ситуацию на винном рынке усугубило падение доходов населения. Это привело к снижению потребления вина, спрос на которое является одним из показателей уровня жизни. Вместе с тем, у украинцев существует определенный скепсис по поводу качества украинского вина. Это, при наличии альтернативы в виде недорогого качественного вина из Аргентины и Чили, играет не в пользу отечественного продукта. Несмотря на это, отмечает Сидоренко, сейчас ситуация все равно лучше, чем была год назад. «Я заметил, что с начала войны люди стали больше интересоваться национальным производством. – говорит эксперт. – Поняли, что есть и у нас очень хорошие вещи».
Отчасти поддерживает спрос на украинское вино и подорожавший после девальвации гривны импорт. По словам аналитика компании Pro-Consulting Александра Ткачева, многие потребители среднего сегмента переориентировались на бюджетные украинские вина. В свою очередь, спрос на свое вино стараются удержать и сами украинские виноделы. На внутреннем рынке интерес к напитку собственного производства подогревается с помощью винного туризма и фестивалей вина. За пределами страны многие из игроков рынка видят свое будущее в Азии, в частности на крупнейшем рынке Китая. В КНР их ждут сильные конкуренты из Европы и Америки. Преимуществом отечественного вина может стать его уникальность, как продукта из местных сортов винограда. Однако, с местными сортами экспериментируют авторские винодельни. Ткачев уверен, что таких производителей станет больше, если государство снизит для них акцизную ставку. “Наличие большого количества небольших производителей для винной отрасли является очень важным. – говорит эксперт. – Но сейчас в Украине мы имеем противоположную ситуацию”.
Підписуйся на наш Telegram. Стеж за новинами у зручному форматі!