Агролайф    20 лютого 2017 00:24

Итальянский ответ Шампани


В городок Адро, расположенный в 63 км к востоку от Милана, мы приехали в начале октября. В тот день стояла по‑летнему жаркая погода. Здесь, в здании бывшего кирпичного завода, расположилось производство компании Contadi Castaldi, входящей в десятку крупнейших производителей франчакорты — итальянского игристого вина мирового класса, сделанного по классической технологии с вторичным брожением в бутылке.

Мы прошлись по старинным подземным коридорам с арочным потолком, где хранится готовая продукция и зреют 18 000 бутылок будущего вина. Каждый день работник завода переворачивает их за два часа. И так от двух до пяти лет, в зависимости от разновидности вина.

Contadi Castaldi, основанная Витторио Моретти в 1987 году и выпускающая 750 000 бутылок игристого в год, — пример успешного семейного бизнеса. Это вторая винная компания бизнесмена после Bellavista, одного из топовых производителей франчакорты. В декабре 2015‑го Моретти был избран на семь лет президентом Консорциума производителей франчакорты, занимающегося активным продвижением местного игристого.

Франчакорта обозначает три понятия: местность в регионе Ломбардия, производимое там игристое вино и метод его производства. Хотя вино является аналогом французского шампанского и испанской кавы, итальянцы смогли найти свою нишу в производстве игристого классическим способом.

За 55 лет очень грамотного развития бренда франчакорта не только сумела громко заявить о себе, но и стала успешно конкурировать с шампанским на родном для себя рынке Италии, а также выходить на рынки других стран.

«На итальянском рынке бренд узнаваем и занимает высокие позиции, — отмечает Валерия Кальченко, итальянский винный гид с украинскими корнями и член Национальной итальянской ассоциации сомелье. — Сейчас потребитель пьет шампанское только по праздникам. Даже в центральных барах и кафе в Милане и Риме его редко можно найти. Но зато всегда есть франчакорта. То же в ресторанах. В общем, они вытеснили французов с итальянского рынка».

Consorzio Franciacorta01

Как создать бренд
Игристое вино в Италии производят во многих регионах. Но лишь молодому бренду из Ломбардии удалось первому из итальянских игристых получить наивысший статус DOCG, который жестко регламентирует метод производства и гарантирует высокое качество вина. Сейчас только 73 вида из нескольких тысяч производимых в Италии вин имеют такой статус.

Земли Франчакорты занимают 20 000 га к югу от озера Изео и на восток от более знаменитого озера Комо. Из них под виноградники для производства франчакорты отдано около 3000 га.

Регион имеет давние традиции агропроизводства и виноделия. Свое название он получил от поселений монахов, появившихся здесь еще в ХІ веке, которые освобождались от уплаты налогов (curtes francae). Топоним впервые упоминается в документах в 1277 году. А уже в XVI веке здесь производили игристые вина. Но технология их производства была далека от современной.

Объединить местные традиции виноделия и использовать классический метод, изобретенный в Шампани, решил в середине XX века Гуидо Берлуччи. В 1961‑м его компания Guido Berlucchi, созданная несколькими годами ранее, выпустила первые 3000 бутылок игристого Pinot di Franciacorta.

Идея очень понравилась другим локальным игрокам винного рынка. За короткое время был создан новый бренд, который по качеству не уступал именитому шампанскому. В 1967 году образовался DOC Franciacorta. В 1995‑м этот винный регион получил топовый DOCG-статус.

Климат во Франчакорте мягче, чем в Шампани, поскольку регион находится южнее и защищен предгорьями Альп от северных ветров. Смягчает перепады температур и близость озера. В этой местности В винограде накапливается больше сахара, поэтому виноделы Франчакорты предпочитают более сухой стиль вина по сравнению с коллегами из Шампани.

Во Франчакорте выращивают три сорта винограда: белый «шардоне», занимающий 80% насаждений, «пино бьянко» (около 5%), а также красный «пино неро». Из них создают белое и розовое игристое.

Технология производства франчакорты строго регламентирована. Многие процессы делаются вручную — от сбора урожая до переворачивания бутылок во время вторичной ферментизации и снятия осадка.

Виноград начинают собирать в первой половине августа и заканчивают в первой половине сентября. В течение 12 часов после сбора он проходит мягкое прессование. Базовое вино производится за семь месяцев, с октября по апрель. Затем его разливают по бутылкам и добавляют дрожжи для вторичной ферментизации. Этот процесс длится дольше, чем при производстве шампанского. Минимальный срок вторичного брожения составляет 18 месяцев для Franciacorta Brut, одной из самых популярных разновидностей этого вина с содержанием сахара менее 12 г на литр. Минимальный общий срок его производства занимает около трех лет.

Для Franciacorta Rosè минимальный срок вторичной ферментации составляет 24 месяца, как и для Franciacorta Satèn. Марка Satèn появилась в 1995 году и является уникальной среди игристых вин. Ее делают из белых сортов (в основном из «шардоне») при пониженном давлении в бутылке. Из‑за этого вино получается с очень мелкими пузырьками и имеет более мягкий вкус.

У элитных разновидностей франчакорты более длительный процесс производства. Винтажные вина Franciacorta Millesimato, производимые из урожая одного года, подвергаются вторичной ферментации как минимум на протяжении 30 месяцев, а Franciacorta Riserva — 60 месяцев.

Сегодня Консорциум производителей франчакорты объединяет 109 виноделен. «Большая часть наших производителей — малые и средние по размеру хозяйства, — говорит Марта Галиаццо, специалист по PR и коммуникациям этого объединения. — В среднем они производят около 50 000 бутылок в год».

Contadi Castaldi

Продажи франчакорты растут, несмотря на сильную конкуренцию на европейском рынке

В целом же консорциум активно увеличивает производство, примерно на 1 млн бутылок ежегодно. Если в 2013‑м было продано 14,3 млн бутылок франчакорты, то в 2014‑м — 15,5 млн, а в 2016‑м — 16,5 млн.

И хотя франчакорты сейчас производится в 25 раз меньше, чем шампанского, и в 16 раз меньше, чем кавы, итальянцев это не смущает. Консорциум уделяет огромное внимание продвижению своей продукции, предоставляя мощную информационную поддержку винодельням и создавая множество программ. Выигрывают от этого не только производители вина, но и весь регион.

Так, для привлечения туристов был создан Strada del Franciacorta — специальный маршрут, на протяжении которого можно не только посетить местные винодельни и рестораны, а и увидеть исторические достопримечательности. На территории Франчакорты ежегодно проводятся два винных фестиваля: Festival d’Estate в июне и Festival in Сantina — в сентябре. Кроме того, каждый год консорциум старается организовать четыре фестиваля вина в различных итальянских городах за пределами своего региона. В 2016‑м, по словам Галиаццо, они проводились в Риме, Падове, Бари и Бароло.

«Благодаря правильному маркетингу, менеджменту и организации сотрудничества с госструктурами этот бренд становится все более узнаваемым в мире, — констатирует Кальченко. — Они смогли продвинуть и показать качество этого итальянского производства в наилучшем свете. Сейчас это очень большая гордость виноделия Италии».

April 7th 2013, Franciacorta (Italy), Bellavista: Vittorio e Francesca Moretti

Ставка на уникальность
Компания Contadi Castaldi появилась на гребне активного развития франчакорты как бренда. Ее основатель Витторио Моретти — ныне владелец группы компаний Terra Moretti, куда входят три винных завода, два люксовых комплекса отдыха с ресторанами высокой кухни, ряд компаний по продаже недвижимости и изготовлению различных инженерных конструкций, когда‑то имел небольшой семейный винный бизнес.

В 1977 году Моретти создал компанию Bellavista, которая благодаря сотрудничеству с талантливым виноделом Маттиа Веццолой стала одним из лидеров в производстве франчакорты, выпуская по 1,5 млн бутылок ежегодно.

Успех Bellavista, управлением которой сейчас занимается дочь Моретти — Франческа, энолог по образованию, вдохновил Витторио основать еще одну компанию по производству франчакорты — Contadi Castaldi.

Ее возглавляет жена Моретти Мариэлла Бертаццони, уговорившая мужа купить заброшенный кирпичный завод в Адро, который принадлежал ее крестной. Место переоборудовали под производство вина.

Принцип работы Contadi Castaldi основывается на широкой кооперации игроков местного винного бизнеса. У компании 92 виноградника, разбросанных по всей зоне Франчакорты на 130 га. Причем лишь 30 га принадлежат Contadi Castaldi, остальное компания арендует у фермеров, рассказывает Маттео Лода, сотрудник офиса Contadi Castaldi.

Castaldi_9

По качеству базовая франчакорта лучше, чем базовое шампанское

Около 40 фермеров заключили с компанией долгосрочные договоры на выращивание винограда. Это позволяет в итоге получать ягоды необходимого качества, используя все преимущества определенного микроклимата. Весь процесс контролирует команда технических экспертов.

Сейчас Contadi Castaldi выпускает шесть видов франчакорты. При этом основной упор делается на производство уникальной для региона марки Satèn. Компания проводит много исследований, чтобы добиться создания этого вина с ярким вкусом.

Satèn от Contadi Castaldi выпускается только из сорта «шардоне» в винтажных вариантах Franciacorta Satèn и Franciacorta Soul Satèn. Минимальный процесс производства первого занимает три с половиной года, второго — шесть лет и два месяца.

При этом процесс получения базового вина с определенными вкусовыми характеристиками довольно сложен. «Для производства Satèn мы смешиваем 43 вида вина из «шардоне», — отмечает Лода. В общем же для своей игристой продукции компания использует 90 видов базового вина.

Castaldi

До мелочей разработанная технология гарантирует высокое качество франчакорты

Завоевание мира
Покорить итальянский рынок франчакорте удалось довольно быстро. На рынках же других стран напитку приходится бороться с более именитыми конкурентами родом из Шампани.

Но бренд из Ломбардии не сдается, с каждым годом наращивая зарубежные продажи, хотя и ненамного. Если в 2013 году в другие страны было продано 1,3 млн бутылок франчакорты, то в 2014‑м — уже 1,42 млн, а в 2015‑м — 1,5 млн.

Самыми пламенными почитателями итальянского игристого оказались японцы. Туда направляется четверть всего экспорта франчакорты. В 2015 году продажи в Японию возросли на 27,8%. Второе место среди зарубежных рынков франчакорты занимают США (13,1% экспорта), третье — Германия (11,4%).

Восточная Европа, в том числе Украина, по словам Галиаццо, пока не входят в число перспективных рынков для франчакорты. Хотя подобная продукция на украинском рынке представлена. Так, столичный магазин Good Wine импортирует продукцию трех топовых производителей франчакорты: Ca’ del Bosco, Guido Berlucchi и Bellavista.

Как сообщили в Good Wine, их клиенты преимущественно покупают более дешевые игристые итальянские вина, в частности просекко и Moscato D’Asti. А если нужно купить игристое вино для особых случаев, то выбирают дорогое шампанское.
С элитным шампанским позиций Grand Cru, которое имеет по 10 и более лет выдержки на дрожжах в бутылке, франчакорте пока тягаться сложно, согласна Кальченко. Но в базовых позициях это очень достойный его конкурент. «По качеству базовая франчакорта лучше, чем базовое шампанское, которое является промышленным, стандартным продуктом, — убеждена винный эксперт. — Франчакорта намного интереснее и качественнее».

Сподобався цей матеріал?
Підтримайте його автора!

Читайте також

Ще немає новин у цій стрічці ...