Вместо того чтобы реформировать налоговую систему, в Украине в очередной раз решили поднять акцизный налог: на пиво — на 100%, на водку — на 50%. Бизнесу такой подход не понятен. По данным Госстата, производство алкогольных напитков падает третий год подряд.
Так, за 10 месяцев 2015-го производство пива сократилось на 20,6%, водки — на 16,7%. Закон сохранения энергии отчасти можно применить и к совокупному количеству выпиваемого алкоголя. Потребители не стали пить меньше в пересчете на абсолютный спирт, просто многие из них переходят на напитки с более низкой ценой градуса. Периодически в СМИ мелькают сообщения об арестах партий нелегальной водки. Но в целом подобные меры не решают проблему теневого рынка.
Изготавливать пиво в кустарных условиях и при этом продавать его нелегально невозможно. Тут нужны специальное оборудование, технология. Все 40% объемов производства, которые пивоваренная отрасль потеряла по сравнению с рекордным 2008 годом, перетекли на рынок неучтенного крепкого алкоголя. Хотя те же 56 л потребления хмельного напитка в пересчете на душу населения были далеки от среднеевропейских 79 л.
За удвоение акциза заплатит потребитель. Это не хлеб, чтобы за него отдать последнее. Поэтому увеличение стоимости пива на полке в пределах 2,5 гривны за литр негативно скажется на его продажах. Несезонные месяцы очень показательны для прогнозирования — не влияет такой важный фактор, как погода. Сейчас пока сложно давать точные прогнозы, но падение производства в октябре 2015-го на 5,6% по сравнению с тем же периодом прошлого года говорит о многом. Новый акциз усугубит падение потребления пива до 20% и более.
Лоббисты резкого повышения акцизного налога аргументируют такую необходимость тем, что Украина обязалась в пятилетний срок привести свои акцизы к уровню, принятому в странах Евросоюза. Это можно было бы сделать, если бы правительство, в свою очередь, приняло обязательство поднять на адекватный европейский минимум и зарплаты украинцев. А если покупательная способность в нашей стране немногим выше, чем в Молдове, то о равенстве акцизов с ЕС говорить не стоит. Если, конечно, эта отрасль нужна государству.
У пивоваров есть еще одна проблема. Депутаты хотят запретить повторное использование стеклянной тары при производстве хмельного напитка. Основной аргумент: в Украине нет сформировавшейся прозрачной системы сбора, и использованные ранее бутылки можно дочиста не отмыть.
Пусть система сбора тары пока и полулегальная, но она все же есть. От 50 до 70% бутылок возвращается для повторного использования. Тем более что на пивоваренных предприятиях давно установлены современные системы промыва и контроля качества. С другой стороны, кто мешает нашим законодателям создать нормальную систему сбора тары? Например, есть опыт стран Балтии по внедрению подобных проектов. Там покупатель сам приносит в супермаркет пустые бутылки и ПЭТ-упаковки и получает за них деньги. Но если же просто запретить повторное использование стекла, то его горы за ненадобностью потребителям и бизнесу будут сопоставимы по размерам с Эверестом.
Потребитель не должен переплачивать за тару, которую он вынужден покупать вместе с напитком. Предприятия «принимают» бутылки у операторов рынка сбора по одной гривне, а покупают на заводах — по две. Вот и получается, что за счет этой разницы пиво стоит дешевле. Если же бутылку нельзя будет использовать повторно, то в цене напитка 9 гривен за бутылку объемом 0,5 л стоимость тары составит 3,5—4 гривны.
На нынешнем этапе необходимо сосредоточиться на разработке путей вывода пивоваренной отрасли из кризиса. Производителям янтарного напитка, фермерам и еще представителям 10 разных бизнесов нужна экстренная помощь. Пока пивоваренная отрасль продолжает падать, руководство компаний будет искать способы оптимизации производств. От сокращения рабочих мест до полной остановки некоторых предприятий.
Текст: Игорь Товкач, эксперт пивного рынка
Підписуйся на наш Telegram. Стеж за новинами у зручному форматі!