Два раза в неделю из ворот киевской компании «Камелия» выезжает по две груженые фуры. Пахнет от них гораздо лучше, чем от рефрижераторов с мороженым мясом. Все просто — грузовики везут самые настоящие розы. Сейчас «Камелия» выращивает 20 млн роз в год, пятая часть всего цветочного урожая отправляется на экспорт. Украинские розы попадают в магазины стран ЕС, в том числе законодателей цветочного рынка Нидерландов. В 2016 году киевские розоводы открыли для себя рынки Ирана, Ирака и Казахстана.
Успехи крупнейшего производителя роз — лучшая иллюстрация ситуации на отечественном цветочном рынке. По данным Украинского клуба аграрного бизнеса (УКАБ), в прошлом году наша страна экспортировала 24,4 млн роз, что втрое больше результата 2015‑го. Основными покупателями украинских роз стали Польша — 50% от общего объема, Беларусь — 29%, и Нидерланды — 20%.
Причин роста такой популярности несколько: от ценовых до эстетических. Цена тонны продукции отечественных розариев на мировом рынке в среднем достигает $7000, что делает украинские розы даже с учетом транспортных затрат самыми дешевыми в Европе. Именно поэтому, говорит аналитик аграрных рынков ассоциации УКАБ Петр Лахай, наши розы активно закупает та же Польша, которая потом продает их дальше.
Кроме того, для многих покупателей определяющим стал размер украинской розы. По словам основателя компании «Камелия» Сергея Загоруйко, если в Украине популярен крупный бутон и высокий стебель, то на Западе выбирают небольшую розу — украинскую. Лидеры отечественного рынка роз — компании «Камелия» и «Аскания‑Флора» — ежедневно срезают по 200 000 и 100 000 штук цветов соответственно.
И, наконец, по словам Загоруйко, позитивно на экспорте роз сказалась отмена льгот по плате НДС для сельхозпредприятий. «В прошлом году мы должны были платить 10% НДС, а с 1 января 2017‑го — 20%. Теперь же при вывозе продукции за рубеж мы ничего не платим», — отмечает предприниматель.
На мировом рынке украинцы столкнулись с серьезными конкурентами из Эквадора и Колумбии. Розы из Южной Африки более устойчивы к перевозкам, что позволяет транспортировать их во все страны ЕС. Украинские розы, наоборот, не приспособлены к авиаперевозкам и быстро теряют свой товарный вид.
Кроме того, в борьбе с конкурентами украинцам мешают климатические условия и ресурсоемкое производство. Если в Эквадоре почти круглый год солнечная погода и +25 °С, то украинские розоводы закладывают в себестоимость своего цветка издержки на тепло и освещение. Доля энергозатрат достигает 65% от всех затрат в цветочном бизнесе. «Начиная с сентября теплицы надо отапливать, а зимой розы выращивают под электролампами», — говорит садовод Галина Островерх из харьковской компании «Агро‑Флора».
Чтобы закрепиться на конкурентных рынках, в «Камелии» сосредоточились на выращивании новых сортов. В прошлом году 15% всех площадей компании засадили новым сортом красной розы «Маричка» от немецких селекционеров. Сейчас именно «Камелии» принадлежит эксклюзивное право на ее выращивание. Загоруйко уверен, что вложения окупятся: в зависимости от длины стебля, экспортная цена розы этого сорта составляет около $1. «Этот цветок круглогодично может конкурировать с эквадорскими и колумбийскими розами по длине стебля и величине бутона — он очень крупный. И на экспорт, и на внутреннем рынке это сейчас самый ходовой сорт», — рассказывает розовод.
Однако, несмотря на хорошую динамику экспорта, Украина еще только в начале своего завоевания мирового рынка. Из 10 млрд роз, которые сейчас продают на планете, 80% выращивают в Нидерландах, Эквадоре, Колумбии, Эфиопии и Кении. «Экспорт, скорее всего, и в дальнейшем будет расти, но вряд ли когда‑нибудь превысит импорт, —
говорит Лахай. — Главный фактор для развития этой отрасли в Украине —
дешевая рабочая сила».