Новини / Аналітика     29 жовтня 2016 10:40

«Терминал-Укрпищесбытсырье» увеличил мощность перевалки масел до 2 млн т  в год  


26 октября был веден в строй новый резервуарный парк из 14 цистерн различной емкости. Главное предназначение нового парка – экзотические масла, в первую очередь – пальмовое. УПСС переваливает масло в танкеры с причалов Днепро-Бугского порта, с которым  соединен трубопроводам.

«За 15 лет в отрасли построено 35 новых заводов и создано около 50 тыс. новых рабочих мест, – рассказал генеральный директор ассоциации «Укролияпром» Степан Капшук. – В 6-ти портах построено 16 терминалов общей мощностью единовременного хранения 1 млн тонн. А общий экспорт составляет 5 млн тонн масла в год. Конкуренция за масло обостряется».

«В мире предаётся 9 млн тонн масла в год. Из них 5 млн продет Украина, 60%. И 90% – через морские порты. Мы видим громадные перспективы – растет потребность в нашем масле у Китая, Индии и ЕС,- рассказал Степан Капшук. – Благодаря соглашению о зоне свободной торговли  с ЕС исчезли все квоты и пошлины на масло. В прошлом году Европа купила 1,3 млн украинского масла, 39% экспорта. Наше масло не только качественное, но и конкурентное по цене. Оно дешевле рапсового, схоже с соевым и даже приближается к пальмовому».

Увеличение мощностей вызвано перспективами роста украинского экспорта. Перспективы пальмового масла – внутренне потребление и транзит в Россию.

Исполнительный директор компании «Терминал-Укрпищесбытсырье» Дмитрий Фалько рассказал: «Терминал с самым современным оборудованием был построен за полтора года. Мы приступаем к строительству следующей очереди нашего комплекса».

Терминал предназначен для насыпных грузов, таких как пищевые наливные, зерновые, жмых, шрот, гранулированный жом, подсолнечный шрот, макуха. Мощности компании «Терминал-Укрпищесбытсырье» позволяют переваливать порядка 1,5 млн тонн грузов в год. После достройки нового резервуарного парка мощность выросла до 2 млн тонн в год.     «Сегодня мы поставляем масло в 105 стран мира. И такой результат стал возможен благодаря инвесторам, готовым вкладывать в отрасль», — рассказал Фалько.

Стоимость нового резервуарного парка – около 10 млн. долларов. Инвестором выступила сама компания, кредитные средства не привлекались. Новый парк сооружен за 1 год.

Одновременно на причале можно загружать 2 судная, так есть разные трубопроводы и разные насосы. Минимальная партия масла в истории – всего 200 тон. Хотя обычно судовая партия – от 8 тысяч тонн.

Характеристики и инновации

Пропускная способность терминала составляет до 160 автомобилей в стуки. На территории терминала 5 железнодорожных эстакад для выгрузки цистерн. Это позволяет осуществить одновременный слив 98 цистерн, что является одним из самых больших показателей  в отрасли. На подъездных цистернах помещается еще 100 цистерн.

Обработка автомобиля составляет 1,5 часа. Скорость слива с железнодорожной цистерны – 500 литров в час. Мощность нового резервуарного парка – 40 900 тонн единовременного хранения. «Экзотические масла требуют специфических условий хранения по сравнению с традиционным для нас подсолнечным. Во-первых, требуется подогрев, особенно в холодное время года. Для некоторых масел температура весьма высока – до 70 градусов. Это потребовало построить котельную, работающую на газе. А подогрев масла осуществляется водой, – пояснил заведующий складом наливных грузов Вячеслав Фесенко. – При чем, нам пришлось разработать сложную систему управления котельной. Ведь разогрев различного количества масла до разных температур требует разного количества энергии».

Вторая сложность – недопустимость контакта с масел с воздухом. «Мы обеспечили масло азотной подушкой. Называется система «азотного дыхания». Азот нагнетается и откачивается сверху. А значит, даже при откачке масла из цистерны кислород в нее не попадет. Товар сохраняет свое качество и не окисляется. Насколько я знаю, мы первые в Украине применяем такую технологию. Хотя в европейских портах, в частности, в Роттердаме, она применятся. Разработала систему компания “Химтехнология” из Черкасс. А азот от «Linde Group», ведущего производителя и поставщик промышленных газов в мире», – рассказал Фесенко.

Новый парк состоит из 4-х резервуаров, отдельного насоса, собственной котельной и системы трубопроводов. Компания инвестировала в новый лабораторный комплекс и создание буферной зоны для проб. Цель  – борьба с фальсификацией масла. Насколько часто бывают случаи подделок, Фесенко не уточнил, но все же не так уж редко. Подсолнечное масло разбавляют более дешевыми видами – например, льняным или рапсовым. Чтобы с этим бороться, рядом с автомобильной эстакадой соорудили буферные емкости.

Интересно, что, несмотря на острую конкуренцию, стивидоры имеют неформальную информационную сеть для сообщений о фальсификациях. Если поставщика ловят, то о нем сообщают остальным терминалам: как номера машины, так и название субъекта хозяйствования. Обеспечивая, таким образом, негласный бойкот фальсификатору («волчий билет») на всех терминалах страны. А в перспективе лаборатория сможет также определять жирно-кислотный состав масел.

«Есть общее зло, с которым надо бороться», – подчеркнул Фесенко. Если же речь идет не о фальсификации, а о несоответствии сортности – то начинается коммуникация с поставщиком. Ему предоставляется письменное заключение о несоответствии качеств заявленному. И он может либо отказаться сдавать масло, либо согласиться с оценкой и сдать по реальному сорту (но более низкой цене). Наиболее частая проблема – завышение показаний по содержанию фосфора. Но такие проблемы возникают нечасто. И почти никогда – с крупными производителям, у которых есть свой контроль качества на выходе. Так что качество – это скорее проблема небольших производств, так называемых «маслобоек».

Для контроля уровня масла в реальном времени в терминалах и его температуры разработано собственное программное обеспечение. В самих резервуарах стоят термодатчики и датчики давления.

 Расширение подъездных путей

«У этого предприятия были проблемы с выделением земли 4 года. Очень радует, что они наконец-то разрешились – подчеркнул Степан Капшук. – подъездные пути проходят через территорию Николаевского глиноземного завода (входит в группу Русский алюминий Олега Дерипаски). А это не очень удобно. Им нужно 17 га для обустройства собственных путей. А это земли МинАПК и лесхоза. Чтобы их выделить нужно распоряжение Кабмина. А это очень нелегко, минимум полгода только одним согласований. Каждая структура начинают свою процедуру экспертиз. Если б дали в аренду землю, они бы протянули ветку и построили бы новый порт».

Выкуп земли под собственные железнодорожные пути позволит решить проблему маневрирования. А также стать более независимыми от вечно прогруженной железнодорожной станции «Жовтневая» («Октябрськая»). Ведь кроме УПСС, она обслуживает таких гигантов, как «Морской специализированный порт «Ника-Тера», Николаевский глиноземный завод, судостроительный завод «Океан» и несколько меньших объектов. Гигантский рост грузооборота портов станция встретила совершено неподготовленной. И на ней постоянно случаются заторы вагонов, или их нехватка. Станция стала узким «бутылочным горлышком», которое сдерживает развитие портов.

В теоретически существующую процедуру принудительного выкупа земли для общественных надобностей портовики не верят. Она еще ни разу нигде не применялась и тонет в бесконечном количестве согласований. Поэтому землю выкупать и арендовать приходится своими силами, ни надеясь ни на Кабмин, ни на Укрзализныцю. Закончить расширение планируется к 3-му кварталу 2017-го года.

Сподобався цей матеріал?
Підтримайте його автора!