Новини / Думки     28 жовтня 2016 09:29

Наталья Хвостова, директор по персоналу и коммуникациям компании «Кернел» о том, почему агробизнесу необходимы менеджеры с предпринимательским мышлением


Наталья Хвостова, директор по персоналу и коммуникациям компании «Кернел»

Наталья Хвостова,
директор по персоналу и коммуникациям компании «Кернел»

В условиях динамичного развития агробизнеса необходимость в качественном менеджменте ощущается особенно остро. Серьезные трансформации отрасли начались в последние пять–семь лет, когда украинский агробизнес стал выходить на качественно новый уровень. За столь короткий срок просто не успел сформироваться управленческий пул менеджмента надлежащего уровня, с современными убеждениями и принципами, системным подходом к управлению бизнес‑процессами. А необходимость в этом катастрофическая. В активах украинских аграриев — огромные сельхозугодия, уникальные плодородные черноземы и команды людей, которые любят и умеют работать в поле. При этом урожайность стабильно ниже, чем, к примеру, в Германии, Франции или даже США с их глинистыми и каменными грунтами. В чем причина такого дисбаланса? В отсутствии налаженной эффективной системы управления. У нас есть все необходимое для получения стабильно высоких производственных и финансовых результатов. Нам нужно и самим научиться правильно этим управлять, и научить этому других.

С аналогичной ситуацией в тот или иной период сталкивались все отрасли бизнеса. Некоторые уже успешно вышли из управленческого кризиса, другие все еще находятся в поиске решений. Например, в банковском и FMCG‑секторах в Украине, куда в начале 2000‑х зашел иностранный бизнес и менеджмент, на протяжении двух десятилетий внедряется опыт лучших управленческих практик и взращиваются управленцы, адаптированные к условиям бизнеса в нашей стране. Но наш опыт показывает, что у подобного рода управленцев могут быть слабо развиты такие компетенции, как вовлеченность/предпринимательство, готовность брать на себя ответственность, они теряются в условиях неопределенности, предпочитают работать в действующей системе, чем создавать ее с нуля.

Можем ли мы применить такой опыт других отраслей в агробизнесе? На первый взгляд, это кажется наиболее рациональным решением, но наша практика показывает, что это не всегда работает. Нам нужен симбиоз корпоративного управленца и предпринимателя, умение балансировать между этими полярными характеристиками. У наших руководителей на местах достаточный уровень полномочий для принятия решений, в то же время они должны действовать в рамках требований корпоративных политик и процедур. Важно, чтобы мы оставались одной компанией, с единой философией и стратегией, едиными принципами ведения бизнеса, в коммуникациях с персоналом и партнерами.

На сегодня менеджмент украинского агробизнеса можно условно разделить на две категории. Это «красные директора» с устаревшими подходами к управлению и молодые руководители, которые пришли в отрасль недавно и выстраивают процессы методом проб и ошибок, наступая на свои грабли.

Динамика развития агробизнеса диктует новые условия и требует качественно новых управленцев и экспертов. Откуда мы их берем?

Первое. Ищем людей, которые, в первую очередь, разделяют наши корпоративные ценности и принципы, хотят и могут развиваться. Учим, растим их внутри компании. Это, конечно, процесс, который не дает быстрых побед. Нужно время. Но чем раньше принять эту истину, тем быстрее начнет формироваться пул нового поколения менеджмента.

Второе. Бескомпромиссная борьба с воровством и пьянством. Только жесткие и категоричные меры позволяют нам постепенно искоренять эту проблему, формировавшуюся десятилетиями. Лишь хирургическое вмешательство, никаких альтернативных мер. Иначе наши взращенные по‑новому управленцы рано или поздно попадут в эту ловушку либо разочаруются и уедут искать счастья в чужие края.

Третье. Приводим в порядок инфраструктуру. Туалеты на улице, потому что они дома тоже на улице? Нет! Холод в мастерских во время подготовки техники к сезону? Нет! Ободранные общежития? Грязное постельное белье и прогнившие матрасы? Питьевая вода из проржавевших насквозь труб? Можно долго перечислять. Нет, нет и нет. Как мы к людям, так и они к нам и к компании.

Мы внедряем проекты по каждому из этих направлений. Сейчас они на разной стадии реализации, от разработки и старта внедрения до этапа завершения. Стратегия, системный менеджмент, инновации и непрерывное совершенствование, управление эффективностью и результативностью, справедливая мотивация, которая зависит от результатов — это само собой. Именно так преображается, а точнее — создается заново — лицо агробизнеса в Украине.

Читайте також