Сейчас Мишель Прюг носит дорогой костюм и возглавляет один из крупнейших сельскохозяйственных кооперативов Франции Groupe Cooperatif Maisadour. Прюг обрабатывает около 130 га земли в юго‑западной части страны (регион Аквитания), на его ферме содержится более 30 000 кур. А начиналось все свыше 30 лет назад с небольшого надела в 15 га, который достался ему в наследство от отца. «Если бы я не стал членом кооператива, я никогда не смог бы так вырасти», — уверен Прюг. Молодой фермер не слишком разбирался в премудростях сельского хозяйства, поэтому следовал всем советам, которые давали ему специалисты кооператива — агрономы, механики, экономисты, юристы.

Мишель Прюг
Во Франции не существует больших агрохолдингов, которые обрабатывают сотни гектаров земли. При этом страна является крупнейшим производителем зерна в Европе — в прошлом году французские аграрии собрали около 55 млн т. Как французские фермеры добиваются эффективности? Объединяются в кооперативы. В одиночку им попросту не выжить. «Мелкие и средние фермеры сами не могут справиться с капиталовложениями на гектар, чтобы получить нужную прибыль, — говорит генеральный директор компании «Лимагрейн Украина» Татьяна Генри‑Якубовская. — Благодаря кооперативу у них есть гарантированный сбыт продукции и доступ к материально‑техническим ресурсам». Членам кооператива легче получить кредит в банке, поскольку объединение всегда готово выступить поручителем. «Кооператив обеспечивает стабильность, так как продать его невозможно», — подчеркивает Прюг.
Maisadour Groupe — один из старейших и крупнейших кооперативов Франции
Maisadour Groupe — один из старейших и крупнейших кооперативов Франции. Он объединяет 8000 фермеров. Компания является одним из крупнейших производителей кукурузы во Франции, ежегодно собирая блолее 1 млн т этой культуры. Maisadour входит в первую тройку крупнейших производителей куриного мяса в стране. В мире группа известна как один из наиболее крупных производителей семян. В 2015‑м ее оборот достиг 1,6 млрд евро. Выдерживать натиск конкурентов кооперативу помогает развитие нескольких направлений бизнеса и то, что продукция компании занимает на рынке свою особую нишу.
Дочь бедности
Кооперативное движение зародилось во Франции в начале 1930‑х годов. Тогда в Европе и США бушевал экономический кризис. Цены на сельхозпродукцию упали. Франция заметно сократила экспорт зерна, вина и фруктов. Многие аграрии распродавали свои хозяйства и отправлялись в города, пополняя там ряды безработных.
Владелец небольшого фермерского хозяйства на юго‑западе страны Альбер Кудан ни за что не хотел бросать землю, на которой работали его дед и отец. Но торговцы давали за зерно мизерную цену, а плата за его хранение на элеваторах была непомерно высокой. Кудан давно задумывался о строительстве собственного зернохранилища, но денег на столь масштабный проект у него не было.
Как раз в это время к власти во Франции пришли представители Народного фронта. Правительство Леона Блюма пообещало финансовую поддержку фермерским кооперативам и выделило из бюджета средства на закупку сельхозпродукции по ценам выше рыночных. Этот шанс упустить было нельзя.
С предложением об объединении Кудан отправился к ближайшим соседям. Их дела шли ничуть не лучше, поэтому долго уговаривать никого не пришлось. В 1936 году 792 фермера объединились в Blé des Landes Cooperative. Их совокупный объем производства составил 1500 т зерна в год. Президентом кооператива стал Кудан.
Сообща фермеры смогли взять кредит в банке для постройки элеватора, а также получили возможность брать кредиты на развитие своих ферм. Их доходы стали расти. В первую очередь за счет повышения эффективности производства. Вместе они смогли купить новую технику и привлечь на работу квалифицированных специалистов. К примеру, кооператив начал обеспечивать своих фермеров сертифицированными семенами, а опытные агрономы давали рекомендации, когда и что сеять, какие удобрения и в каком количестве вносить. В результате члены кооператива смогли вдвое нарастить урожайность кукурузы. Всего год спустя количество фермеров в Blé des Landes увеличилось в три раза.
Периодом расцвета для кооператива стали 1960‑е. В это время французская экономика активно развивалась, росло городское население. Мировой рынок тоже требовал все больше сельхозпродукции высокого качества. Это открывало перед агроотраслью новые возможности. В стране начали развиваться крупные промышленные производства. Выращивания зерна уже было явно недостаточно, чтобы конкурировать с аграриями из других регионов.
Фермеры из Аквитании поняли, что необходимо диверсифицировать бизнес. Развитие сразу нескольких направлений помогло им увеличить эффективность и выдержать натиск конкурентов. Вместе с новыми направлениями кооператив получил и новое имя — он стал называться Groupe Cooperatif Maisadour.
Первым шагом стало строительство собственных перерабатывающих мощностей. Компания начала выпускать консервированные и замороженные овощи. Основной культурой оставалась кукуруза, которая занимала в общем объеме производства кооператива 96%. К этому времени урожайность гибридной царицы полей на полях членов Groupe Maisadour достигла 2,8 т/га. В частности, компания стала перерабатывать сладкую кукурузу и продавать ее таким промышленным гигантам, как Bonduelle.
Параллельно члены кооператива начали инвестировать в генетические исследования. «Мы изначально понимали, что нужно контролировать генетику, — рассказывает Прюг. — Если она не адаптирована к вашей почве, климату, то успеха не будет». В 1962 году у компании появилось собственное подразделение по производству гибридов семян кукурузы и подсолнечника, которое получило мировую известность под именем Maisadour Semences. Сейчас на семенной бизнес приходится 80% международной деятельности кооператива.
Вскоре к растениеводству добавилось животноводство. Каждое фермерское хозяйство стало специализироваться на содержании определенного вида животных или птицы. «Кооператив смог не только увеличить прибыль и диверсифицировать бизнес, но и обеспечить гарантированный сбыт продукции растениеводства, особенно когда мировые цены на зерно падали», — рассказывает Прюг. Самым многочисленным было поголовье уток. В Аквитании традиционно занимались их разведением, ведь именно здесь производили лучшую во Франции фуа‑гра.
Однако конкурировать с активно развивающимися крупными индустриальными производителями мяса и птицы фермерам становилось все сложнее. Тогда члены кооператива нашли собственную нишу: предложили французам мясо более высокого качества. Всех животных и птицу фермеры выращивают не в промышленных ангарах, а на свободном выгуле. Такая продукция во Франции продается под маркой Label Rouge и стоит на 60% дороже, чем от крупных индустриальных производителей. «Вкус индустриальной курятины, говядины и свинины все меньше нравится покупателям», — подчеркивает Прюг.
В 1990‑х продукции животноводства стало так много, что члены кооператива запустили собственную переработку. Соревноваться с индустриальными гигантами Maisadour не стала и на этот раз, обосновавшись в нише продуктов премиум‑класса. Начали с производства хорошо знакомой членам кооператива фуа‑гра. Дела пошли, и вскоре Maisadour купила производителя этого известного деликатеса компанию Delpeyrat. А затем приобрела одного из лидеров рынка по производству байонской ветчины. «Другие продукты нужны были, чтобы поддержать бренд Delpeyrat, — поясняет Прюг. — Сейчас под этой маркой мы также продаем лосося и красную икру».
Дополнительную прибыль Maisadour приносят собственные магазины, в которых кооператив продает товары для садоводства, а также производство кормов для животных.
Как взаимодействуют все подразделения Groupe Maisadour? Основы руководства были заложены еще первым президентом кооператива Альбером Куданом. Права единолично принимать решения в компании ни у кого нет — ее возглавляет Административный совет. Все должности являются выборными, и претендовать на них могут только фермеры — члены кооператива. Причем зарплату за управление компанией никто из них не получает. Основной офис Groupe Maisadour находится в Аквитании, в небольшом городке Мон де Марсан. На ухоженной территории располагаются элеватор, одна из самых современных исследовательских лабораторий, небольшой завод и офисное здание. Кабинет президента совсем небольшой: в нем лишь письменный стол и шкаф с книгами. «Я не люблю проводить здесь много времени, — говорит Прюг. — Многие вопросы я могу решить, находясь у себя на ферме». В офис он приезжает, чтобы встретиться с руководителями подразделений или поучаствовать в заседании Административного совета. Именно совет принимает все решения об инвестициях и занимается распределением прибыли. «Часть прибыли мы реинвестируем в развитие, часть тратим на оплату труда наемных сотрудников, часть откладываем в резерв», — рассказывает Прюг.
«Бизнес‑модель группы Maisadour сбалансирована и очень устойчива к кризисам, — уверен вице‑президент ассоциации «Французское деловое сообщество в Украине» Жан‑Жак Эрве. — Руководство кооператива всегда готово прийти на помощь своим фермерам в решении конкретных проблем, будь то совет или необходимость выкупить готовую продукцию». Так, когда в 2007 году у членов Maisadour из‑за вспышки во Франции птичьего гриппа возникли проблемы со сбытом мяса птицы, Административный совет выделил 1 млн евро в качестве поддержки для своих фермеров.
“Бизнес‑модель группы Maisadour сбалансирована и очень устойчива к кризисам”
Все это время группа Maisadour продолжала пополняться новыми членами. Компания заметно расширила свое влияние в регионе, поглотив несколько более мелких кооперативов. За последние 15 лет Groupe Cooperatif Maisadour увеличила свой годовой оборот в три раза. Нарастив мускулы во Франции, она решилась на завоевание мирового рынка, открыв филиалы в Германии, США и Украине.
Тонкий расчет
Весной 2003 года генеральный директор подразделения Maisadour Semences Режис Фурнье прилетел в Днепропетровск. Французского агронома поразили не только украинские черноземы, но и размеры наших полей. Он взял машину и сам отправился исследовать простиравшиеся до горизонта угодья. «Это мое самое прекрасное воспоминание в жизни, — признается Фурнье. — Я не смог сдержать слез».
Решение о том, где строить завод по производству семян, он принял мгновенно. «Режис был настолько потрясен, что заразил своей уверенностью и нас», — вспоминает Прюг.
В пользу Украины говорили и другие аргументы. В начале 2000‑х в стране активно развивались крупные агрохолдинги, которым требовалось все больше качественного посевного материала. Свои представительства в Украине открыли известные мировые производители: Singenta, Monsanto, DuPont Pioneer. Но построить в Украине собственный семенной завод никто из них тогда не рискнул (DuPont Pioneer запустила свое предприятие только в 2013 году). Устраивало французов и географическое расположение Украины. Полученные у нас семена группа Maisadour собиралась экспортировать на соседние рынки — в Восточную Европу и Россию.
На обдумывание проекта французам потребовалось пять лет. «Для нас это была своего рода авантюра, — вспоминает Прюг. — Но, с другой стороны, это был серьезный экономически обоснованный проект. Мы поняли, что Украина может стать самым крупным рынком семян гибридов кукурузы в Европе с ежегодным оборотом в 140 000 т».
Аквитанские фермеры вложили в строительство завода мощностью 18 000 т семян в год 37 млн евро. Но только этим их инвестиции не ограничились. «Компании пришлось инвестировать в доверие украинских фермеров, которые поначалу относились к нам настороженно», — рассказывает генеральный директор «Маисадур Семанс Украина» Ромен Дестйо. От своей модели развития по принципу кооператива Maisadour не отказалась и в Украине.
На первых порах французы покупали у своих партнеров-аграриев выращенные семена по цене выше рыночной. «Но эту дополнительную маржу мы были готовы платить только в том случае, если мы продолжим работать вместе и в следующем сезоне», — поясняет Дестйо. Компания закупала необходимую сельхозтехнику и сдавала ее аграриям в аренду. Она также компенсировала своим партнерам дополнительную процентную ставку по банковским кредитам на покупку сельхозтехники.
Директор фермерского хозяйства «Веремеевское» Валерий Ганноцкий сотрудничает с «Маисадур Семанс Украина» уже третий год. Фермер ни разу не пожалел о своем решении. В 2015‑м семенами для французской компании он засеял 30 га, в прошлом году увеличил площади более чем в пять раз, а в новом сезоне планирует расширить их еще на 110 га. «Французы обучили моего агронома и бригадиров. Выдают посевной материал, сеялки я арендую за символическую плату, — рассказывает Ганноцкий. — Во время уборочной «Маисадур» предоставляет мне свой комбайн».
«Благодаря кооперативу небольшие фермеры получают выгодные заказы, — говорит Якубовская. — Они участвуют в проектах по выращиванию семян, получая добавочную стоимость».
За последние два года «Маисадур Семанс Украина» вполовину увеличила производство семян кукурузы и подсолнечника. Компания продолжает активно инвестировать в их селекцию в Украине. В будущем она также планирует выращивать в нашей стране гибридные семена люцерны и фуражной пшеницы.
Карты французам немного спутала необъявленная война с Россией. От работы на российском рынке Groupe Maisadour не отказалась, однако собственного производства у компании в РФ нет.
Довольны ли французы финансовыми результатами в Украине? «Все развивается не так быстро, как нам хотелось бы», — отмечает Прюг. Но французский кооператив обосновался в Украине надолго. «Результат, который мы ожидаем, впереди, — подчеркивает Прюг. — Наш проект в Украине рассчитан на 40 лет».
В прошлом году одного из акционеров Maisadour Semences, мирового гиганта по производству семян и средств защиты растений, компанию Syngenta (ей принадлежит миноритарный пакет акций) выкупил китайский химический концерн ChemChina. Французские фермеры уверены: смена акционера не повлияет ни на деятельность подразделения, ни на его планы развития. «Новые собственники не хотят, чтобы что‑то менялось, — убежден Прюг. — Наша бизнес‑модель отлично работает, поэтому они заинтересованы в том, чтобы использовать этот опыт и в китайском сельском хозяйстве».
Підписуйся на наш Telegram. Стеж за новинами у зручному форматі!