Семья Павла Чуприны из херсонского села Николаевка уже пятый год управляет пусть небольшой, но собственной молочной фермой. Производство поставлено по последнему слову техники. На ферме, построенной по специальному проекту, держат пять коров. Поит животных система автоматических поилок, за температурой следит климатконтроль, а за надои отвечает современный доильный аппарат.
Помогла фермеру обустроить хозяйство международная компания Danone. За безвозмездной поддержкой украинских фермеров кроется четкий бизнес‑расчет французских молочников. Планируется, что к завершению проекта в 2017 году такие семейные молочные фермы будут обеспечивать 10% молочного сырья для Danone.
Схема, по которой работают французские молочники, — классика социально ответственного бизнеса. Крупнейшие международные корпорации вкладывают миллионы долларов в проекты корпоративной социальной ответственности (КСО), чтобы сформировать образ социально ответственных производителей. Такую репутацию легко конвертировать в реальный — прямой или непрямой — экономический эффект.
По подсчетам экспертов компании Nielsen, в 2014‑м 66% опрошенных покупателей при выборе товара обращали внимание на наличие у его производителя социальных проектов. «Реализация продукции компаний, популяризующих свои программы КСО, в 2014 году выросла в мире на 4%, в то время как у производителей без подобных программ — менее чем на 1%», — говорится в отчете Nielsen.
Danone
Создание молочных мини‑ферм — один из пунктов стратегии Danone по внедрению корпоративной социальной ответственности ее украинской «дочки». Проект развития семейных молочных ферм действует с 2010‑го. Сейчас уже открыто 67 подобных ферм по всей Украине. По словам главы департамента закупок украинского подразделения корпорации Ирины Кухтиной, до 2017 года компания планирует открыть 206 аналогичных ферм, что обойдется ей в 6,5 млн евро.
Между тем молочные фермы — не единственный «отраслевой» социальный проект Danone. В 2013‑м компания начала развивать сеть клубничных кооперативов. Схема работы такая же, как и с молочными фермами: корпорация помогает украинцам наладить ягодное хозяйство, те продают ей часть урожая. Первый урожай — 150 т клубники — собрали летом того же года. Собранного хватило, чтобы полностью покрыть потребности в клубнике бренда «Простоквашино», под которым Danone выпускает клубничные йогурты и закваски. Хорошее начало стало лучшим аргументом для развития проекта. Сейчас с помощью Danone создано несколько клубничных ферм.
Производственную часть КСО Danone поддерживает информационная кампания по популяризации главного продукта предприятия — молока и молочной продукции. Сейчас у компании есть несколько таких проектов. Первая из них — «3 молочных продукта в день» — направлена на систематическое потребление молока человеком. На интерактивном сайте Danone любому из посетителей, в зависимости от его возраста, рекомендуется своя молочная диета. «Пейте молоко всегда!», — главный месседж этой программы, и он как нельзя лучше соответствует экономической стратегии французских молочников.
Аналогичная цель у еще одного проекта Danone — «Корова Квітка», стартовавший три года назад. Отличие проекта от предыдущего — в целевой аудитории. Его суть: напомнить о важности молочных продуктов в рационе школьников. Символом этого проекта выступает настоящая корова по имени Квітка, которую Danone возит по украинским школам, где лекторы компании рассказывают детям о полезных свойствах молока.
Свою роль в КСО компании играют и несколько «не отраслевых» социальных проектов. К примеру, цель акции «Пробег с верой в сердце» — сбор благотворительных взносов на покупку кардиологического оборудования для больниц и роддомов. Отдельная гордость Danone — детский чемпионат мира по футболу «Кубок Наций Данон». В состязании участвуют дети 10–12 лет из 45 стран, что делает турнир крупнейшим среди подобных мероприятий в мире. «Взяться за развитие проектов КСО компании побудил рост числа потребителей у их конкурентов, которые инвестируют в социальные проекты», — уверен Ростислав Куринько, международный эксперт, консультант по вопросам корпоративной устойчивости и управления нефинансовыми рисками.
«Астарта‑Киев»
Компания Виктора Иванчика сделала ставку на экологическую составляющую своей стратегии КСО. В этом году «Астарта» запускает проект по созданию системы замкнутого водосбережения в городе Глобин Полтавской области. По словам начальника управления экологии, охраны труда и сертификации «Астарты» Алины Воронцовой, это сократит расход воды, затраты на водоснабжение и нагрузку на поля фильтрации. Одним из спонсоров проекта стал Банк развития Королевства Нидерландов.
НАЛИЧИЕ КСО В КОМПАНИИ УЛУЧШАЕТ ЕЕ РЕПУТАЦИЮ В МИРЕ
Еще одним экологическим проектом станет собственный биоэтанольный завод, который в компании планируют построить в ближайшие два года. Преимуществом проекта будет наличие собственного сырья — мелассы, получаемой при переработке сахарной свеклы на Глобинском сахарном заводе, принадлежащем «Астарте». Объем переработки — до 100 000 т мелассы. По оценкам операционного директора «Астарта‑Киев» Желько Эрцега, инвестиции в проект составят около $50 млн. «Это серьезный проект, который идеально вписывается в нашу существующую технологическую цепочку», — отметил он.
В планах у «Астарты» — развитие органического земледелия, которое сегодня является мировым трендом. Уже сейчас на площади около 3000 га в Полтавской области компания выращивает органические кормовые культуры для животноводства. На этих полях используются только органические удобрения и сидераты — растения, улучшающие структуру и плодородие почвы. В дальнейшем в «Астарте» планируют увеличить объемы выращивания органической продукции. В приоритете наиболее востребованные органические продукты: пшеница, кукуруза, соя и кормовые культуры.
Кроме экологического аспекта, органическое земледелие позволит получить продукцию с высокой добавленной стоимостью, поэтому оно экономически привлекательно для компании. В ее планах — международная сертификация своего органического производства и расширение линейки органических продуктов за счет молока, молокопродуктов, а также продукции переработки сои.
В компании Иванчика готовы вкладывать средства в программы КСО. Совокупно социально‑экологический бюджет «Астарты» превышает 100 млн гривен в год. По словам руководителя проектов КСО компании Людмилы Гарбуз, кроме профильных агропроектов каждая из агрофирм «Астарты» имеет собственные примеры социального партнерства. Только за прошлый год помощь от компании получили 156 учебных заведений, 68 медицинских учреждений и 28 спортивных команд. «Астарта» — публичная компания, поэтому для наших международных партнеров, в том числе инвесторов и кредиторов, важны не только экономические показатели нашей работы, но и соблюдение социально‑экологических требований», — говорит Воронцова.
Кроме того, «Астарта» принимает активное участие в реализации совместных проектов, инициированных местными властями и касающихся благоустройства территорий (ремонт дорог, объектов социальной инфраструктуры — школ, детских садов, сельских фельдшерско‑акушерских пунктов и т. д.). В 2015 году компания поддержала пять таких проектов в Полтавской и Хмельницкой областях. «Наличие практики КСО в украинской компании станет для нее входным билетом для включения в международные сети подрядчиков или поставщиков и поможет привлечь средства на внешних рынках в случае проведения IPO или выпуска евробондов», — поясняет Куринько.
«Оболонь»
Пивоваренная компания «Оболонь» одной из первых в Украине начала внедрять проекты социальной ответственности. Стартом КСО на предприятии стал запуск комплекса по переработке использованных ПЭТ‑бутылок в 2002 году в городе Александрия Кировоградской области. В новый проект компания вложила около 10 млн гривен. В 2008‑м цикл переработки дополнили переработкой ПЭТ в упаковочную бандажную ленту. В 2014 году предприятие выпустило 755 т бандажной ленты, которой компания заменила металлический аналог.
Тогда же в «Оболони» научились перерабатывать углекислый газ, образующийся в процессе брожения пива, с газовой фракции в жидкую. Преобразованная углекислота повторно используется на производстве. Так компании удалось минимизировать выбросы в атмосферу и сделать свое производство практически безотходным. Сейчас на предприятии перерабатывается и повторно используется более 96% производственных отходов.
«Оболонь» — пионер КСО в Украине
Вода стала еще одним продуктом повторного использования на пивоварне. Благодаря технологии очищения отработанной воды на изготовление 1 л напитков «Оболонь» расходует 2,7 л, в процессе пивоварения используется 3,5 л воды, тогда как в мире в среднем на литр готовой продукции расходуется около 5 л воды.
Инвестиции в социальные проекты стоят немало. По словам Оксаны Пирожок, руководителя отдела корпоративных коммуникаций «Оболонь», с 2010 по 2014 год затраты компании на охрану окружающей среды составили 84,4 млн гривен. Но это того стоит. К примеру, в 2013‑м «Оболонь» первой включили в реестр предприятий, занимающихся разработкой и использованием энергосберегающих и энергоэффективных проектов. Это позволило корпорации вдвое уменьшить налог на доходы, полученные за счет внедрения инновационных мероприятий. «Так компания может выстроить и гармонизировать отношения со своими стейкхолдерами, что в свою очередь даст устойчивость, гарантированный рост, повысит эффективность бизнеса и снизит расходы», — уверен Куринько.
Підписуйся на наш Telegram. Стеж за новинами у зручному форматі!