Уходящий год стал тестом на выживание для украинских алкогольных компаний. Власть взялась за регулирование отрасли. Чего только стоит повышение акцизов на алкоголь, включая пиво. Почти все участники рейтинга, а в него вошли крупнейшие украинские производители водки, коньяка и бренди, вина, пива и слабоалкогольных напитков, снизили объемы производства. При этом выручка компаний выросла. После повышения ставки акцизного сбора все они подняли цены на свою продукцию. Но стали ли украинцы в результате меньше пить? В литрах — да, в градусах — нет. Из‑за неравноценного повышения акцизов на крепкий алкоголь и пиво (вырос в два раза) часть наших соотечественников перешла на высокоградусные спиртные напитки.
Производителей спасает экспорт. К примеру, продажи водки на внешний рынок выросли за восемь месяцев на 24%. Хуже обстоят дела у пивоваров. Их объемы экспорта за восемь месяцев упали на 15,4%. Российский рынок для них закрылся, а Беларусь и Молдова постоянно вводят различные ограничения. Основным экспортером украинского пива остается компания «Оболонь». Несмотря на все сложности, украинский пивоваренный гигант по‑прежнему является лидером отрасли. А вот еще один игрок «большой четверки» пивоваров — компания «Эфес Украина» за год сильно сдала позиции, переместившись с 8‑го места в рейтинге на 24‑е. Из‑за военных действий на востоке страны она была вынуждена остановить завод в Донецке. Украинское подразделение переориентировалось на импорт продукции своих марок из других стран, в частности из Молдовы и Турции. Но полностью заместить продукцию украинского производства они не могут. Долю «Эфес Украина» тут же подхватили два других транснациональных игрока «Carlsberg Украина» и «САН ИнБев Украина».
Продолжает падать и производство вин (кроме столовых). В 2016‑м достичь прошлогодних показателей производства в 9,4 млн дал нашим виноделам, скорее всего, не удастся. Хотя Кабмин все же пошел навстречу украинским виноделам и в сентябре отменил оптовую лицензию стоимостью 500 000 гривен в год для производителей, у которых есть собственная сырьевая база. Для многих из них, в частности для производителей авторского вина, такая сумма была непосильной.
В 2017 году правительство готовит для производителей алкоголя очередное испытание на прочность. Их опять ждет повышение акцизов. На прошедшем в ноябре заседании правительства о конкретных цифрах речь пока не шла, но игроки отрасли ожидают увеличения акцизного налога еще минимум на 20%.
Как испытания, которые пришлось пройти украинским алкогольным компаниям в 2016 году, отразились на их финансовых показателях, нам пока сложно проанализировать — годовые отчеты еще не готовы. В нашем рейтинге компании проранжированы по объему чистого дохода за 2015 год (более свежими данными на момент составления рейтинга мы не располагали). При его составлении использовалась информация, которую нам предоставили сами компании, а также данные, опубликованные в их официальных финансовых отчетах. Выручку игроков, которые не раскрыли свои финансовые показатели из‑за политики конфиденциальности или по другим причинам, мы оценивали по рыночным показателям: объему рынка с учетом доли компании. Такие компании в рейтинге отмечены звездочкой.
№1 «Баядера Групп»
Владелец: Наталья Бондарева
Выручка: 5,33 млрд гривен
История ликеро‑водочного гиганта «Баядера Групп» началась с небольшой дистрибьюторской компании, созданной в 1991 году Ольгой Нечитайло‑Риджок. Она руководила холдингом на протяжении 19 лет. После смерти Нечитайло‑Риджок компания перешла под контроль ее сестры Натальи Бондаревой. На долю «Баядера Групп» приходится более четверти украинского рынка ликеро‑водочных изделий. На падающем рынке Бондарева активно развивает новые продукты. В 2015‑м «Баядера Групп» вошла сразу в два новых сегмента — начала выпускать коньяк и шампанское. Для этого она построила «Николаевский коньячный завод», который производит коньяк под торговой маркой Koblevo, и наладила выпуск шампанского под торговой маркой Marengo на мощностях компании «Одессавинпром». Кроме того, в конце прошлого года группа выкупила у компании «Одессавинпром» торговую марку «Француз» и начала разливать бренди. Международная компания Destilerías MG производит для украинского холдинга джин и текилу. Теперь в портфеле «Баядеры» присутствует вся линейка алкогольных напитков.
№2 «Оболонь»”
Владелец: Александр Слободян
Выручка: 4,78 млрд гривен
Пивоваренная корпорация «Оболонь», несмотря на сокращение объемов производства (в сезон производственные линии компании работали лишь наполовину своих возможностей), остается крупнейшим поставщиком украинского пива на внешний рынок. По итогам первого полугодия 2016‑го ее доля в экспорте этого напитка составила 49% в натуральном выражении. Основными рынками сбыта для компании являются Молдова и Беларусь. Хотя поставки осуществляются в более чем 50 стран, в том числе Азии и Балтии, а также в Японию и Китай. Из‑за падения украинского рынка пива «Оболонь» активно осваивает другие сегменты. В 2015 году компания Слободяна вышла на рынок сидра с брендом Ciber, запустила новый продукт в категории снеков — гренки BULBA Grenki. Также она расширила линейку безалкогольных напитков. В этом году у «Оболони» появились два новых сорта кваса: «Старокиевский Белый» и «Старокиевский Темный», и два новых вкуса сидра — «Ciber Клюква» и «Ciber Цветы бузины». Компания также развивает сегмент минеральной воды.
№3 «Carlsberg Украина»
Владелец: Baltic Beverages Invest Aktiebolag (Швеция)
Выручка: 4,58 млрд гривен
На долю украинского подразделения международной пивоваренной компании Carlsberg Group приходится почти треть украинского рынка пива и половина всего произведенного в стране кваса. Производственные мощности «Carlsberg Украина» расположены в Запорожье, Киеве и Львове. В этом году компания получила 20 наград на Международном конкурсе пива в Киеве. Кроме того, пиво Kronenbourg 1664 было признано одним из лучших на International Beer Challenge 2016 в Лондоне. В 2017 году компания планирует начать экспорт пива «Львівське» в Китай, сейчас стороны ведут переговоры о сроках и объемах поставок. Последние несколько лет «Carlsberg Украина» уделяет огромное внимание вопросам энергоэффективности производства. В частности, старается сократить потребление природного газа, заменив его биогазом. Это вписывается в концепцию Фонда Carlsberg, созданного еще в конце XIX века основателем компании Якобом Кристианом Якобсеном для поддержки науки и внедрения инноваций. Сегодня Фонд, кроме управления Carlsberg Group, активно участвует в проектах по защите окружающей среды в странах присутствия компании.
№4 «САН ИнБев Украина»
Владелец: Anheuser-Busch InBev (Бельгия)
Выручка: 3,82 млрд гривен
«САН ИнБев Украина» — локальное подразделение одного из крупнейших мировых производителей пива Anheuser‑Busch InBev, который в этом году стал еще больше, завершив слияние с другим мировым гигантом — компанией SABMiller. Финансисты назвали это сделкой века — ее стоимость $103,3 млрд. Теперь объединенные пивовары производят каждую третью бутылку пива в мире; выручка объединенной компании составит $64 млрд, EBITDA — $24 млрд, а капитализация превысит $260 млрд. AB InBev в Украине принадлежит три завода: в Чернигове, Харькове и Николаеве. Несмотря на масштабы материнской компании, чтобы выжить, украинское подразделение вынуждено расширять ассортимент. В этом году «САН ИнБев Украина» вошла в сегмент сидра, выпустив Stella Artois Cidre. Также компания запустила новую категорию в линейке бренда «Чернігівське» — «Біле Radler». Это сочетание нефильтрованного пива с соком давно завоевало европейских потребителей, тогда как в Украине ниша оставалась свободной. Но пивоваров удручает не борьба за выживание, а постоянное непрогнозируемое усиление регуляторного давления со стороны государства.
№5 Украинская дистрибуционная компания”
Владелец: Евгений Черняк
Выручка: 3 млрд гривен
Евгений Черняк в молодости мечтал купить «Автозаз». В 90-е собирал и продавал «Таврии», занимался ритейлом, дистрибуцией. В 2003-м построил ликероводочный завод «Хортиця». Сейчас холдинг Черняка Global Spirits является одним из крупнейших в Восточной Европе производителей алкоголя. В августе 2015-го его владелец вернулся к операционному управлению компанией. Большую часть времени бизнесмен проводит в США, где развивает американское подразделение Global Spirits USA. В этом году объемы поставок на американский рынок выросли по сравнению с 2015-м на 120%, а география продаж расширилась до 30 штатов. В последние годы холдинг сосредоточился на работе на внешнем рынке. В результате продажи Global Spirits в мире значительно выросли. Если в 2008 году экспорт приносил компании 62% прибыли, то сейчас — 80%. Продукция компании востребована на европейском и азиатском рынках. В 2015-м бренд Global Spirits «Хортиця» в четвертый раз вошел в тройку водочных лидеров в рейтинге самых продаваемых водочных брендов мира «Клуб миллионеров» по версии издания Drinks International. В Украине продукция предприятий Global Spirits продается через дистрибьюторскую сеть «Украинская дистрибуционная компания».
№6 «Eastern Beverage Trading Украина»
Владелец: Нил Смит
Выручка: 2,27 млрд гривен
Eastern Beverage Trading занимает 4‑е место в стране по объемам легального производства водки и, по словам генерального директора Ольги Ивушкиной, сдавать позиции не собирается. Несмотря на то что после аннексии Крыма компания осталась без собственных производственных мощностей, ей удалось наладить выпуск продукции на материковой части. Компания стала разливать водку на заводе Global Spirits в Запорожье, вина, коньяки и шампанское — в Одесской области, а виноматериалы закупать не только в Украине, но и в Молдове. Компания не обременена долгами, и единственное, что сдерживает ее развитие, — бездействие государства в борьбе с теневым рынком алкоголя. «Мы не видим смысла инвестировать в строительство собственного завода до тех пор, пока алкогольный рынок в Украине не выйдет из тени», — отмечает Ивушкина. Этим летом компания начала поставлять коньяк «Коктебель» в Израиль. Она также вела переговоры об экспорте вин и шампанского, производство которых запустила в декабре 2015 года. Компания первой в Украине стала выпускать вино в маленькой упаковке объемом не более 0,3 л.
№7 «ЛВН Лимитед» (Nemiroff)
Владелец: Яков Грибов, Анатолий Кипиш, Степан Глусь
Выручка: 1,85 млрд гривен
В прошлом году наконец завершился четырехлетний конфликт акционеров, в который Nemiroff втянул создатель компании Степан Глусь. Он не позволял отстранить своего сына Александра от руководства холдингом. Лондонский суд признал притязания семьи Глусь безосновательными. И у компании появился новый директор Юрий Сорочинский, который сменил на этой должности мать Александра Аллу Глусь. В компании уверяют, что корпоративные войны на работу предприятия не повлияли. Nemiroff по-прежнему выпускает каждую вторую бутылку водки, экспортируемую из Украины. Холдинг поставляет водку более чем в 80 стран, и продолжает работать над расширением географии экспорта. В этом году Nemiroff обновил линейку продукции премиального сегмента. Новшество заключалось в разработке особого вкуса для каждого рынка сбыта и позиционировании водки Premium De Luxe и ягодной Premium Cranberry как идеальной составляющей для коктейлей. Акционеры компании Яков Грибов и Анатолий Кипиш выступают за ликвидацию теневого оборота спирта и приватизацию спиртзаводов и уверяют, что в их холдинге нет черной бухгалтерии. Они утверждают, что Nemiroff платит 100% налогов и не экономит на качестве.
№8 «Новые продукты»
Владелец: Виктор Гордеев, Геннадий Невесенко
Выручка: 1,8 млрд гривен*
Группа компаний «Новые продукты» является лидером по производству слабоалкогольных и энергетических напитков. Последние два года она активно осваивает сегмент снеков. Всего в ее портфеле 11 брендов. Ежегодно «Новые продукты» наращивают производство натуральных ферментированных напитков, а также обновляют линейку слабоалкогольных и энергетических коктейлей и снеков. Самым необычным продуктом компании в этом сезоне стал фруктово-ореховый батончик EatMe в съедобной вафельной бумаге. Свою продукцию ГК «Новые продукты» экспортирует в 15 стран.
Группа активно поддерживает молодых художников и скульпторов. По словам PR-директора «Новых продуктов» Елены Селютиной, эти проекты современные и инновационные, как и продукты, выпускаемые компанией. Она также реализует проекты корпоративной социальной ответственности в городе Жашкове Черкасской области, где расположены производственные мощности компании. В 2015-м на нужды города она выделила 1 млн гривен.
*Оценка Landlord
№9 «Перша приватна броварня»
Владелец: Андрей Мацола, ЕБРР
Выручка: 1,35 млрд гривен
За 12 лет «Перша приватна броварня» Андрея Мацолы из семейного предприятия превратилась в игрока национального масштаба и на региональных рынках уверенно теснит такого гиганта пивной индустрии, как корпорация «Оболонь». «Перша приватна броварня» продвигает свою продукцию на рынке под слоганом «Для людей — як для себе!». В конце прошлого года компания стала разливать пиво по лицензии Heineken. В 2016-м «Перша приватна броварня» рассчитывает вырасти на 16% в натуральном выражении и на 46% в денежном по сравнению с прошлым годом. Таких результатов Мацоле удается добиваться благодаря двум факторам. Во-первых, за счет неотступного следования традиционным технологиям производства хмельного напитка. А во-вторых, благодаря команде. «У нас любой может озвучить свою позицию, отстаивать ее. А потом — отвечать за результаты принятого решения, — рассказывает бизнесмен. — Такой подход позволяет двигаться вперед теми темпами, которые мы декларируем».
№10 «Первый национальный винодельческий холдинг»
Владелец: Валерий Шамотий
Выручка: 1,16 млрд гривен*
Днепропетровский бизнесмен Валерий Шамотий любит путешествовать, является поклонником здорового образа жизни, прививает соотечественникам культуру потребления вина и коньяка. Шамотий долгое время отстаивал возвращение в законодательство нормы, регулирующей содержание отечественного спиртового материала в украинских коньяках. «Украинский коньяк должен оставаться украинским», — говорит бизнесмен. Осенью Министерство аграрной политики и продовольствия зафиксировало в «Правилах производства и хранения коньяков Украины», что с 1 января 2017 года этот показатель должен составлять минимум 15%. А к 2026-му он увеличится до 85%. Шамотий может считать это своей личной победой.
Инкерманский завод марочных вин продолжает активно работать. За девять месяцев этого года предприятие выпустило 22 млн бутылок вина, что на 7 млн бутылок больше, чем за тот же период 2015-го. При этом для материковой Украины и Европы вина под торговой маркой Inkerman разливаются на мощностях Дома марочных коньяков «Таврия». Осенью этого года «Таврия» представила первый украинский сигарный коньяк — Jatone Cigar Reserve.
*В ПНВХ включены ДМК “Таврия” (выручка 0,72 млрд гривен) и ТД “Инкерман” (выручка 0,44 млрд гривен)
№11 «Шабо»
Владелец: Важа Иукуридзе
Выручка: 0,76 млрд гривен
Производственные мощности «Шабо» расположены в непосредственной близости от виноградников компании. Это позволяет доставлять гроздья на предприятие в течение 15–20 минут после сбора. Ягоды перевозят в небольших ящиках в специальных рефрижераторах с контролем температуры, чтобы избежать окисления. Использование уникальных и традиционных технологий позволяет компании выпускать вино, получившее признание на многих престижных дегустационных конкурсах мира. В декабре прошлого года «Шабо» начала выпускать коллекцию премиальных вин Grande Reserve Shabo — компания разливает всего по несколько сотен бутылок каждого из семи наименований. А уже в 2016-м вина «Шабо», в том числе и из этой серии, получили две золотые, одну серебряную и две бронзовые медали на дегустационном конкурсе Challenge International du Vin во Франции. Также компания начала экспортировать свои вина в Бельгию. Кроме вина «Шабо» производит коньяки и бренди, пшеничную и виноградную водку. В 2016-м пшеничная водка Hello Vodka Shabo получила признание на конкурсе в США.
№12 «Петрус-Алко»
Владелец: Людмила Русалина, Елена и Николай Петренко
Выручка: 0,71 млрд гривен
Создатель холдинга «Петрус» Людмила Русалина начала заниматься бизнесом в 1990-х. Сначала была торговля. В 1992-м вместе с мужем создала частные таможенные склады. Сейчас в холдинге «Петрус» кроме алкогольного также есть кондитерское и аграрное направления. В «Петрус-Алко» входит четыре ликеро-
водочных завода: золотоношский, уманский, кременчугский и лужанский. Свою водку компания экспортирует в 22 страны, в том числе в США, Канаду, Молдову, страны Балтии и ЕС. В бизнесе Русалина всегда руководствуется принципом: «Если работа не доставляет удовольствия, она не принесет много денег».
В последнее время владелица холдинга выступает меценатом культурных проектов. В частности, она финансировала создание балета «Жизель» хореографа Раду Поклитару и выступления в Украине выдающегося скрипача Иегуди Менухина. «Важно поддерживать действительно ценные культурные проекты, которые в силу разных причин не готово финансировать государство, — говорит Русалина. — Ведь формирование нации начинается с культуры».
№13 «Алеф-Виналь»
Владелец: Вадим Ермолаев
Выручка: 0,66 млрд гривен*
«Алеф-Виналь» принадлежит днепропетровскому бизнесмену Вадиму Ермолаеву — человеку непубличному и закрытому, избегающему фотографов и не дающему интервью. В 1990-е Ермолаев импортировал в Украину косметику и бытовую химию вместе с Валерием Шамотием, владельцем «Первого национального винодельческого холдинга», и Сергеем Касьяновым, собственником агрохолдинга KSG Agro. В 1995-м Ермолаев создал корпорацию «Алеф». Сегодня основными направлениями его деятельности являются недвижимость и алкоголь. Из пяти предприятий, которые входят в его компанию, четыре расположены в Крыму и сегодня продолжают работать, но уже в рамках российского законодательства. Перерегистрированы они были в ноябре 2014 года. Теперь эти предприятия в основном выпускают продукцию для российского рынка. Виноградники «Алеф-Виналь» также расположены на полуострове и занимают площадь около 3800 га. Компания производит вино, водку, коньяк, регулярно пополняя ассортимент. Для материковой Украины спиртные напитки разливаются на заводе под Днепропетровском, в городе Синельниково.
*Без учета крымских активов
№14 Olymp
Владелец: Павел Климец
Выручка: 0,61 млрд гривен
Компания Павла Климца практически оправилась от потери донецкого завода «ЛИК» и сосредоточилась на загрузке мощностей малиновского технопарка в Харьковской области. Olymp пересмотрела портфель брендов и теперь выпускает водку под торговыми марками «Малинівка», «Істинна», Prime, вина «Бахчисарай». В конце прошлого года компания обновила дизайн бренда Prime и представила покупателям четыре новых вида водки. Ноу-хау стала беспохмельная водка Prime Fito. Она содержит экстракт зеленого грецкого ореха, который обладает многими полезными свойствами. Похоже, на предприятии подошли к толкованию поговорки «не пьем, а лечимся» буквально. Главный упор команда технологов сделала на уникальность ингредиентов. Этот подход себя оправдал. По словам директора по развитию, инновациям и маркетингу компании Olymp Андрея Матузко, в первый же месяц продажи новой водки превзошли все ожидания — план был перевыполнен в два раза. Летом этого года Olymp представила новую коллекцию эководок Idea — при ее изготовлении применяется технология кремниевой очистки.
№15 Научно-производственное предприятие «Нива»
Владелец: Albion Capital Limited
Выручка: 0,53 млрд гривен
В 2015-м «Нива» выпустила новые ликерные вермуты под ТМ Salute, сидры, ароматизированные газированные вина. В этом году компания представит еще 40 новинок, основной упор она делает на производство тихих вин. Для этого предприятие освоило технологию «холодного розлива», которая применяется Европе. Она позволяет максимально сохранить вкусовые качества вина и его аромат без тепловой обработки. «Начали внедрять эту технологию, так как требования потребителей с каждым днем растут, а на украинском рынке конкуренция с импортными винами увеличивается, — рассказывает директор компании Светлана Саламаха. — Широко применяемый в Украине «горячий розлив» не отвечает современным требованиям — он не сохраняет качество вин». Компания выпускает свою продукцию в классических стеклянных бутылках, картонных коробках, а также в алюминиевых банках. На заводе установлены итальянские линии розлива. «Нива» экспортирует свою продукцию в Китай, Монголию, США, Польшу, Японию, Беларусь и Молдову. В ближайшем будущем компания намерена выйти в Румынию, Венгрию и Болгарию, а также расширить свое присутствие на китайском рынке.
№16 Artwinery
Владелец: Борис Колесников, Сергей Кий, Игорь Ахметов
Выручка: 0,39 млрд гривен
«Артемовский завод шампанских вин» известен как производитель классических игристых вин бутылочным способом. Для этого у компании есть уникальный по микроклимату подземный город, расположенный на глубине более 70 м. Своды бывших гипсовых шахт, занимающих 26 га, теперь выкрашены в цвета радуги. Это помогает создать комфортные условия для сотрудников. Несмотря на близость военных действий, на производстве царит спокойная атмосфера, как того требует мастерство виноделия.
«Наши специалисты глубоко понимают специфику украинских виноградников, местные особенности виноделия», — подчеркивает генеральный директор компании Алексей Гаркуша. Даже при усовершенствованном по международным стандартам производстве объем выпущенного вина не превышает 25 млн бутылок в год. В этом году по закону о декоммунизации компания была переименована в Artwinery. Маркетологи настаивают на созвучии в названии «арт» с английским art — «искусство», это наиболее точно отражает сущность бренда.
№17 «Одессавинпром»
Владелец: Роберт и Рубен Гулиевы, Владимир Масленков
Выручка: 0,32 млрд гривен
Семья потомственных виноделов Гулиевых вложила в строительство нового производства и закладку виноградников в Одесской области более $10 млн. Завод почти сразу вышел на проектную мощность. Сейчас «Одессавинпром» выпускает почти 50 наименований игристых и тихих вин, а также бренди. Гулиевы первыми в Украине предложили украинцам авторское вино. «Хотите попробовать Роберта на вкус — купите его вино», — шутит давний друг совладельца компании и создателя авторского вина Роберта Гулиева. Авторские вина Гулиевы делают только из собственных виноматериалов и увеличивать объемы их производства пока не собираются. Рост бизнеса собственники обеспечивают, разливая тихие и игристые вина для других компаний. В 2016 году «Одессавинпром» планирует разлить 11 млн бутылок шампанского и 6 млн бутылок вина. «Не обманывать ни потребителя, ни партнера», — таков основной принцип Роберта Гулиева, который сам дегустирует всю свою продукцию и считает, что секрет хорошего вина — делать то, что нравится тебе самому.
№18 «Киевский завод шампанских вин»
Владелец: Henkell & Co. Sektkellerei GmbH
Выручка: 0,30 млрд гривен
Летом 2016 года, после четырехкратного повышения арендной платы для завода, до 5,3 млн гривен в год, немецкий инвестор заявил об антиконкурентном давлении на компанию со стороны Фонда госимущества. Ведь другие подобные предприятия платят за аренду в 20 раз меньше. Международная корпорация Henkell & Co (она также владеет предприятиями по производству игристых, тихих вин и крепких алкогольных напитков в Германии, Франции, Австрии, Италии и других странах ЕС) после приобретения КЗШВ в 2007-м вложила в его развитие 50 млн гривен. Благодаря ее инвестициям в создание полного цикла производства стоимость завода увеличилась в 15 раз. Больше половины объема продаж предприятия приходится на традиционное «Советское шампанское», которое многие украинцы знают и любят еще со времен СССР. Но по закону о декоммунизации киевский завод вынужден был переименовать свой продукт в «Советовское шампанское», пытаясь таким образом хоть частично сохранить атрибут новогодних праздников.
№19 Житомирский ликеро-водочный завод
Владелец: государство
Выручка: 0,30 млрд гривен
Завод до сих пор принадлежит государству и подконтролен Госуправлению делами президента. Предприятие полного цикла самостоятельно выращивает зерно и производит водку элит-класса, которую подают на официальных приемах главы государства. Коллектив предприятия активно противостоял его возможной приватизации, опасаясь преднамеренного банкротства и массовой безработицы. Большинство депутатов Житомирского горсовета проголосовали за то, чтобы принять Житомирский ликеро-водочный завод в собственность территориальной общины города. Продукция ЖЛВЗ занимает 3% украинского водочного рынка, а также экспортируется в страны Балтии, Германию, Вьетнам, Грузию, Азербайджан и США. Уже более ста лет предприятие выпускает мягкие, легкие водки и настойки по авторским рецептам только из натуральных ингредиентов: зернового спирта класса люкс, плодов, ягод, меда, целебных трав, масла хмеля. Подразделение ЖЛВЗ Чудновский спиртзавод ежемесячно может выпускать 60 000 декалитров спирта. Половина из них идет на нужды Житомирского ликеро-водочного завода.
№20 Ужгородский коньячный завод
Выручка: 0,29 млрд гривен
Ужгородский коньячный завод считается одним из лидеров коньячного производства в Украине. Это единственное предприятие в Ужгороде, которое пережило все экономические кризисы и ни разу не останавливало свою работу. Наиболее известны марочные коньяки компании «Тиса», «Карпаты» и «Ужгород». Имущество завода трудовой коллектив арендует у государства. Многолетним генеральным директором предприятия является местный бизнесмен Владимир Гисем, который тщательно избегает публичности. Кроме предприятия по производству алкогольной продукции у него также есть активы в пищевой промышленности, финансовом и туристическом секторах. Весной 2016 года коньячный завод посетили участники выездного заседания Международного трейд-клуба, более 60 дипломатических и торговых представителей иностранных посольств в Украине. Ужгородский коньячный завод вошел в список предприятий, которые по решению Кабинета министров с ноября 2016-го исключаются из списка не подлежащих приватизации.
№21 Львовский ликеро-водочный завод
Владелец: Иван Охабский
Выручка: 0,27 млрд гривен
Завод выпускает водки, ликеры, настойки только из натуральных компонентов. Для их производства используется зерновой спирт класса люкс и экстра, а также вода, которая проходит соответствующую подготовку на современном оборудовании. Ликеры компания делает на основе натуральных соков. Современное итальянское оборудование позволяет производить водочную продукцию со скоростью 25 000 бутылок в час. Благодаря модернизированным линиям предприятие также выполняет на своих мощностях заказы крупнейшего алкогольного холдинга Global Spirits Евгения Черняка. Во Львове лидер отрасли выпускает экобренд «Мороша». Собственник Львовского ликеро-водочного завода Иван Охабский входит в десятку самых богатых людей Львова. Он занимает пост директора предприятия с 1997 года и постепенно собрал в своих руках 99,9% его акций. Амбиции собственника громко заявить о своей продукции за пределами Галичины особым успехом пока не увенчались. Львовский ликеро-водочный завод первым в Украине освоил производство натурального спиртового уксуса по немецкой технологии.
№22 «Фирма «Полтавпиво»”
Владелец: «Ставропольский пивоваренный завод»
Выручка: 0,25 млрд гривен
Полтавский завод производит пиво по традиционным рецептурам, в основе которых естественный способ брожения. Для производства хмельного напитка компания использует воду из собственной артезианской скважины. Начиная с 2008 года новый собственник (им стал российский инвестор) полностью реорганизовал и модернизировал предприятие. Все сорта пива и безалкогольных напитков были объединены под одной торговой маркой «Полтава». Уже несколько лет компания наращивает объемы производства. В августе на XIX Международном конкурсе пива, где были представлены более 100 сортов хмельного напитка отечественных и зарубежных производителей, полтавский завод получил высшую награду — «Янтарную звезду». Этой награды он был удостоен за стабильно высокое качество, а также наибольший прирост продукции в 2015 году, составивший 28%. Директор предприятия Василий Лавриченко пообещал к уже известным брендам «Бочковое» и «Діжка» в конце 2016-го добавить несколько сортов крафтового пива. Фирма «Полтавпиво» наладила экспорт своей продукции в Беларусь, страны Балтии, Польшу, Германию и США.
№23 «Цюрупинское»
Владелец: Николай Лопатюк Сергей Бобровский, КУА «Содружество Эссет Менеджмент»
Выручка: 0,17 млрд гривен
Компания занимается первичным и вторичным виноделием, выращивает собственный виноград на площади 770 га в Херсонской области. Виноград «Цюрупинское» покупает только в Херсонской области, виноматериалы делает по классической технологии. Компания выпускает 17 наименований тихих виноградных вин и поставляет их во все регионы Украины. Особенностью местных вин является их низкая кислотность. «Цюрупинское» постоянно инвестирует в модернизацию. На предприятии установлено современное итальянское оборудование. Завод также занимается перегонкой собственных виноматериалов на коньячный спирт. Он выдерживается три года, после чего специалисты завода приступают к розливу. Кроме того, винзавод «Цюрупинское» разливает ординарные коньяки трех-, четырех- и пятилетней выдержки, сделанные исключительно из элитных европейских сортов винограда. Для их изготовления используется смягченная вода из собственной артезианской скважины глубиной 590 м, которая расположена на территории предприятия.
№24 «Эфес Украина»
Владелец: Efes Breweries International N.V.
Выручка: 0,17 млрд гривен
Военные действия на востоке Украины вынудили компанию «Эфес Украина» остановить завод в Донецке. Есть информация, что самопровозглашенные власти ДНР намерены запустить его в работу. Поскольку подразделение «Эфес Украина» является частью международной группы Anadolu Efes, входящей в пятерку крупнейших производителей пива в Европе, в нашей стране компания переориентировалась на импорт продукции своих марок из других стран, в частности из Молдовы и Турции. Таким образом, в Украине компания фактически перешла от производства к дистрибуции. Штаб-квартира корпорации настаивает на сведении к минимуму всех издержек в нашей стране, в частности, «Эфес Украина» значительно сократила штат. Но окончательно уйти с нашего рынка Anadolu Efes пока не решается. Многое будет зависеть от акцизной политики нашего государства в отношении пивоваров. Летом Anadolu Efes заявила, что турецкое подразделение корпорации приняло решение завоевать белорусский рынок и подписало контракт с государственным пивоваренным заводом «Криница».
№25 «Уманьпиво»
Владелец: Анатолий Кисиль и семья
Выручка: 0,13 млрд гривен
«Уманьпиво» тесно сотрудничает с немецкими пивоварами, которые щедро поделились с семьей бизнесмена Анатолия Кисиля секретом традиционного немецкого пива премиум-класса. Компания также самостоятельно выращивает отборный ячмень и перерабатывает его на солод. Результатом экспериментов последних лет стали такие яркие продукты, как пиво «Уманское копченое», сваренное из подкопченного в печи на открытом огне солода, и напиток янтарного цвета с содержанием 4,7% алкоголя «Красный эль». Для брожения пива семья Кисиль использует секретную расу дрожжей. Все процессы брожения на заводе происходят в стерильных условиях благодаря немецким цилиндро-коническим танкам и СИП-станции, которая автоматически моет и дезинфицирует все оборудование. Недавно компания расширила производство, добавив дополнительные цилиндро-конические танки для производства новых сортов пива Radler и Radler Dunkel. Все сорта немецкого и украинского пива этой семейной компании — живые. «Уманьпиво» также производит «Лимонад» по старой советской технологии и только из натуральных продуктов.
Підписуйся на наш Telegram. Стеж за новинами у зручному форматі!