Новини / Аналітика     24 листопада 2015 02:15

Поворотный момент. Основные тезисы Юрия Косюка и Леонида Козаченко на КМЭФ


Тема КМЭФ-2015 звучала так: «Украина: из третьего мира — в первый (реальные инструменты экономического развития: приоритетные отрасли и «точки роста»). Одним из спикеров форума был Эрик С. Райнерт — профессор Норвежского института стратегических исследований, профессор стратегий развития Таллиннского технического университета Эстонии и автор нашумевшей книги «Как богатые страны стали богатыми и почему бедные страны остаются бедными», переведенной на 18 языков мира.

В рамках мероприятия состоялось несколько отдельных панелей, посвященных ключевым отраслям украинской экономики. Аграрная панель форума стала одной из самых востребованных. И не только по причине громкого названия: «Агропромышленный комплекс: поворотный момент в истории». В большей степени — благодаря экспрессии и неординарности, с которыми участники панели дискутировали на тему того, действительно ли в агросекторе произошли ощутимые перемены.

Мы публикуем тезисы выступлений основателя холдинга «Мироновский хлебопродукт» Юрия Косюка (№1 в рейтинге Landlord) и народного депутата Леонида Козаченко, одной из наиболее весомых и известных фигур в украинской аграрной отрасли.

Юрий Косюк: «Жаловаться на жизнь — удел бедных и глупых»

Я не до конца понимаю, о каком переломном моменте мы говорим. Как представитель аграрного бизнеса, хочу отметить, что никакого переломного момента ни я, ни моя компания, ни мои коллеги не ощутили. Правила игры те же, условия не меняются, только разговариваем мы об этом больше. Еще одна вещь, которую я тоже не могу понять, — это вожделенное ожидание со стороны бизнеса каких-то невероятных перемен к лучшему.

12091448_1783955055164780_2835154727817015039_o

Юрий Косюк: “Многие до сих пор не осознают одну важную вещь: успех компании в первую очередь зависит от видения и философии ее собственника”

Многие до сих пор не осознают одну важную вещь: успех компании в первую очередь зависит от видения и философии ее собственника, а не от внешних факторов. Какими бы ни были условия, бери и делай своими руками, создавай условия, занимайся тем, что у тебя лучше всего получается. Не вижу проблемы.

За последние 20 лет я убедился в этом. Независимо от того, кто у власти, переживает ли страна кризис или, наоборот, экономика на подъеме, если ты правильно инвестируешь, строишь и мотивируешь свою команду — у тебя все получается. Соответственно, любые эти плачи Ярославны по поводу плохой власти, войны, дорогих денег и т. д. всегда меня удручали. Да, деньги дорогие, но и заработать в рисковых условиях можно больше, чем во время полного штиля. Власть в Украине никогда не помогала бизнесу, скорее, только мешала. Ничего не изменилось и сейчас.

Из последнего. В зоне АТО, в Шахтерске, осталось одно из наших предприятий. Мы остановили его работу, перевели людей на другие фабрики. Но знаете, кто поднял бунт? Глава районной администрации, который очень ждал от нас денег в обмен на его разрешение, чтобы наше предприятие продолжало работать. А мы, такие нехорошие, взяли и сами закрыли фабрику.

У нашей компании есть пространство для маневра: «МХП» — крупный холдинг, работающий в разных областях. Мы можем переходить из одного региона в другой практически без потерь и без ущерба для нормального производственного процесса. Если ты качественно делаешь свое дело, сумел благодаря этому качеству заработать достаточно денег, твоя команда мотивирована, а риски диверсифицированы, —- Украина превращается в прекрасную страну для ведения бизнеса с фантастическими возможностями.

Буквально сегодня утром я встречался с представителями крупного холдинга из Саудовской Аравии. Мы несколько часов летали с ними на вертолете над нашими землями и предприятиями. Этот тур уже стал у нас традиционным: к нам часто приезжают гости, наши коллеги по бизнесу из других стран. Во время полета мы рассказываем, с чего мы начинали, а затем показываем, к какому уровню пришли. «Так ведь тут можно делать бизнес. А мы ведь думали, что здесь война и разруха!» — удивляются наши гости.

Знаете, кто обычно плачется, что у него не клеится бизнес? Бедный и глупый. Тот, кто действительно хочет что-то делать, — берет и делает: инвестирует, ориентируется по ситуации и быстро принимает нужные решения. Не обращайте внимание на идиотов — просто делайте свою работу и все у вас получится.

Леонид Козаченко: «Хватит звать на помощь иностранцев — у нас хватает талантливых людей»

Что собой представляет сельское хозяйство в Украине и что эта отрасль значит для нашей страны? Можно много рассуждать на данную тему. Сегодня, например, в рамках других панелей КМЭФ много раз прозвучит мысль, что сельское хозяйство не может формировать добавочную стоимость страны. Оно уступает место другим отраслям, высокотехнологичным. Но есть один аспект, который я люблю проговаривать во время выступлений и дискуссий, особенно за пределами Украины.

_DIF2385

Леонид Козаченко: “Украина имеет серьезный вес в мире, и имеет его как раз благодаря сельскому хозяйству”

Думаю, большинство здесь присутствующих знает, что Украина обеспечивает около 32% поставок продовольствия в страны Ближнего Востока. До 70% доходит доля Украины в поставках еды в Саудовскую Аравию. Это огромное влияние. Продовольствие имеет огромный вес в глобальном пространстве — больше, чем оружие. Остановите поставки еды в Египет, и это закончится военным переворотом. Я был в Египте во время последней революции. Знаете, с чего она началась? С дефицита продовольствия. В течение двух месяцев страна не импортировала продукты питания. Людям было нечего есть, и они взбунтовали.

Украина имеет серьезный вес в мире, и имеет его как раз благодаря сельскому хозяйству. Мы можем увеличить этот вес: минимум в три раза увеличить объемы производства сельскохозяйственных товаров, углубить переработку, выводить на внешний рынок больше товаров с добавленной стоимостью. Мы должны использовать этот инструмент в формировании глобальной политики.

Чтобы за 10 лет в три раза увеличить производство сельскохозяйственной продукции, необходимо около $7,5 млрд. Это на самом деле не такая уж большая сумма. Бразилия, к примеру, ежегодно получает в среднем $11 млрд FDI (Foreign Direct Investment). В Украине же, наоборот, наблюдается отток инвестиций. В прошлом году — (-) $60 млн, в 2015-м ожидается (-) $200 млн. Эти деньги никуда не деваются — они предназначены для развития сельского хозяйства. Просто получает их сельское хозяйство других стран.

Правильное, последовательное развитие аграрной отрасли, с беспрерывными и значительными финансовыми вливаниями, в итоге даст нашей стране гораздо больше, чем развитие других отраслей, где иные технологии и иная добавочная стоимость.

Напротив меня сидит Морган Вильямс, президент Американско-украинского делового совета. Мы с ним знакомы уже около 20 лет. В 2008 году, когда разразился экономический кризис, он пригласил руководителей американских компаний, работающих на территории Украины, в свой киевский офис. Пришел на эту встречу и посол США. «Здесь собрались представители всех американских компаний. Я пригласил вас, чтобы поделиться номером своего мобильного телефона, — сказал тогда Вильямс. — Звоните мне в любое время суток. Если у кого-то из вас упадет с головы хоть один волосок, приезжайте — я вам имплантирую его обратно. Вы должны быть уверены в том, что ваш бизнес в Украине находится под надежной защитой».

Кто-нибудь из вас слышал что-либо подобное об украинских посольствах? Уверен, что нет. Зато множество негативных примеров. В некоторых государствах (некорректно их будет называть) возникают большие проблемы. К примеру, в одной из стран звонят послу и рассказывают о возникших трудностях. Просят подключиться. Посол не реагирует, а в своем узком кругу объясняет: «Он такой-перетакой олигарх, пусть сам решает свои проблемы. Я с моей зарплатой не собираюсь этим заниматься». Такое мышление, поведение и положение вещей — это путь в никуда. Их нужно в корне менять. Добавлю также, что Украина должна быть лучше представлена в международных организациях и финансовых институтах вроде FAO (Food and Agriculture Organization of the United Nations) и EBRD (European Bank for Reconstruction and Development).

У нас впереди очень много работы. Я не знаю, сможем ли мы справиться со всеми задачами. Но мне, в частности, совершенно очевидно, что делать это мы должны сами, не дожидаясь внешней помощи. Не нужно просить иностранцев: «Пожалуйста, напишите нам реформы, дайте нам на них денег, сформируйте нам правительство!» У нас достаточно своих талантливых людей и своего интеллекта.

Сподобався цей матеріал?
Підтримайте його автора!

Читайте також