Новини / Технології     18 квітня 2016 00:11

Как космические технологии облегчают аграриям их земные заботы


В агрохолдинге “Сварог Вест Групп” состояние полей контролируют с высоты нескольких сот километров. Десяток спутников ежесуточно фотографируют разные участки планеты, в том числе и поля украинской агрокомпании. По разным цветам на спутниковых фотографиях своей пашни аграрии могут увидеть, какие участки нуждаются в дополнительном удобрении и насколько равномерно растет будущий урожай. «Такие снимки помогают нам вовремя реагировать на ситуацию на поле», — говорит Максим Маярчук, директор департамента автоматизации производственных процессов корпорации «Сварог Вест Груп».

Помогает «Сварогу» и другим аграриям посмотреть на свои посевы с околоземной орбиты владелец компании «Твис» Олесь Ясинский. Его компания уже шесть лет обрабатывает и продает украинскому бизнесу фотографии от разных спутников на орбите планеты. Сейчас количество клиентов «Твис», в которой трудятся восемь человек, достигает 150. Четверть из них — аграрные предприятия.

_Users_taraszemskyy_Google Диск_Landlord_2016_#04_#04_6_Images_AgroStrategii_Oleg Yasinskiy_hi-rez_RAW9062_2

Фото: Андрей Горб

Рынок, на котором сегодня работает Ясинский, появился 24 сентября 1999 года. Именно тогда с мыса Канаверал в США взлетел ракетоноситель с геоспутником ICONОS на борту. Подобные спутники запускали и раньше, но этот отличался тем, что позволял снимать поверхность Земли с недостижимым ранее разрешением — 1 м на точку. На фотографиях, сделанных этим спутником, легко можно было различить не только улицы, но даже отдельные дома. Сначала космические фотоснимки такого качества заинтересовали военных, которые отслеживали перемещения армий соседних государств. В середине нулевых спутниковые кадры стали инструментом бизнеса для нефтяников, строителей и аграриев. Тогда же появились специальные агентства, скупавшие у операторов спутников фотографии нужных территорий и продававшие эти снимки заинтересованным компаниям. Одним из таких посредников в Украине и стал Ясинский, который в 2007 году зарегистрировал свое предприятие «Твис».

У 27‑летнего бизнесмена уже был опыт работы в отрасли. После окончания Днепропетровского национального горного университета Ясинский пять лет работал в компании ECOMM, торговавшей геоинформационными системами. Это специальные комплексы, которые на постоянной основе собирают и анализируют данные о местности и метеоусловиях. Однако стационарное оборудование с постоянным обновлением карт местности стоило дорого и купить его могли лишь те, кто хотел иметь собственный центр спутникового мониторинга. Ясинский решил продавать украинцам не дорогостоящие комплексы, а спутниковые снимки. Космические фотографии содержали почти те же данные, однако стоили дешевле, а, главное, могли быть интересны самым разным клиентам.

К тому времени на украинском рынке космического мониторинга уже работало несколько компаний, в том числе крупная харьковская «СпаэроГИС». Ясинский решил занять свое место на рынке с помощью дополнительного сервиса. В «Твис» начали не только продавать спутниковые фотографии, но за ту же цену и обрабатывать их — устранять геометрические искажения, вызванные рельефом местности. У конкурентов Ясинского такая обработка считалась отдельной услугой. «В итоге мы продавали обработанные спутниковые фото на 30% дешевле, чем конкуренты», — говорит предприниматель. Минимальный заказ в его компании на то время составил 250 евро за снимок 25 кв. км территории, интересующей заказчика.

Самые дорогие фотографии продавали нескольким клиентам

Такой комплексный подход сработал. Клиентами Ясинского стали компания «Агропродинвест», сеть автозаправочных станций «ОККО», корпорация «Сварог Вест Груп» и агрохолдинг «Технологическая аграрная компания объединенная». Наиболее масштабные и дорогие фотографии Ясинский решил продавать сразу нескольким предприятиям. К примеру, в 2013 году космическую съемку тогда еще мирного Донецка за 100 000 гривен у него купил пул из восьми компаний, а карту Киева по аналогичной цене бизнесмен продал группе из 13 компаний.

Помогало делать бизнес в Украине бурное развитие отрасли в мире. Запущенная к тому времени группа спутников — американский Landsat и пять немецких спутников RapidEye — обеспечивали систематическую съемку территории Украины. Американский спутник снимал украинскую землю раз в две недели, немцы гарантировали ежедневную фотосессию Украины. Летом 2014‑го американская корпорация DigitalGlobe запустила спутник WorldView‑3, который фотографирует c рекордным разрешением 31 см. «Там видно не только людей, но и, к примеру, открыта ли дверь у машины или нет. Это прямая конкуренция детальным съемкам с самолета», — рассказывает Ясинский. Вместе с новыми технологиями вдвое выросла и стоимость минимального заказа — до 500 евро за 25 кв. км земной поверхности.

Однако другие игроки рынка не стояли на месте. В начале 2014 года транснациональная корпорация Airbus Group создала свое самостоятельное подразделение Airbus Defence and Space, специализацией которого были коммуникационные, в том числе и спутниковые, услуги. Новая компания за считанные месяцы стала крупнейшим игроком на рынке спутниковой информации. Как подтверждение серьезности намерений европейцев — контракт с Государственным космическим агентством Украины на прямой доступ к съемкам со своих спутников, подписанный в 2015 году.

80% процентов снимков в 2015 году купили аграрии

Ясинский еще больше усилил аналитическую составляющую в своих продуктах. Он предложил клиентам не только анализировать текущую информацию, но и прогнозировать будущее агробизнеса. Механизм такого анализа был сложнее, но себя оправдывал. Заказчик передавал в «Твис» пробы почв из заданных GPS‑координатами точек, а также статистику по урожайности и внесению удобрений за последние несколько лет.

После обработки данных аграрий получал оценку текущего состояния посевов, содержание в растениях и почве удобрений и прогнозную урожайность. Так можно было предупредить возможные проблемы на разных этапах созревания урожая. «В какой‑то момент на спутниковых фотографиях мы увидели, что для сохранения урожайности необходимо подкормить участок поля озимой пшеницы КАСом (карбамидно‑аммиачной смесью. — Landlord). Отреагировали оперативно, и сейчас у нас действительно один из самых высоких показателей урожайности в отрасли», — отмечает Маярчук. Корпорация «Сварог Вест Груп» лидирует не только по урожайности основных культур среди агрохолдингов Украины, но и по показателю эффективности — около $700 EBITDA на гектар.

В планах предпринимателя — развивать новое направления своего бизнеса: обучать аграриев приемам анализа спутниковых фотографий. В 2011 году «Твис» стала дистрибьютором американской компании ERDAS Inc — мирового лидера по разработке программного обеспечения для обработки спутниковых фотографий. Тогда же Ясинский открыл тренинг‑центр по продуктам ERDAS. В прошлом году «Твис» провела восемь профильных тренингов в странах Африки, Восточной Азии и СНГ. В 2016‑м компания получила первый заказ на еще один аналогичный тренинг.

94
Однако главным бизнесом Ясинского остается спутниковый мониторинг. В этом году «Твис» совместно с крупнейшим немецким спутниковым оператором BlackBridge Group разработала программу круглогодичного спутникового мониторинга для украинских агрокомпаний. Стоимость годового участия в программе — 10 гривен за съемку 1 га посевов, минимальная площадь наблюдения — 5000 га. Аграрии смогут следить за изменением объема биомассы на полях и отслеживать содержание азотных удобрений на разных участках посевов, что дает возможность подсчитать свой будущий урожай.

Ставка на аграриев не случайна. «Все отрасли, ранее покупавшие спутниковые фотографии, — картографы, экологи, лесники, нефтяники, геодезисты — находятся в глубокой коме. Около 80% всех продаж в прошлом году пришлось именно на аграриев», — говорит Ясинский. l

 

Читайте також