Каждое утро Юрий Семенюк, житель небольшого села на Хмельнитчине, отправляется в местный пункт приема молока. Приложив персональную скретч‑карту на входе и зафиксировав свой визит, он сливает свежее молоко в специально отведенную для этого емкость. Система автоматически определяет качество продукта. Если оно соответствует установленной норме, Семенюку на счет приходит сумма из расчета 4,5 гривны за литр молока — на 2 гривны больше, чем предлагают посредники.
Это не эпизод из фильма «Рай селянина», а вполне реальные будни членов «Первого национального аграрного кооператива» (ПНАК), организованного в сентябре прошлого года агрохолдингом «Сварог Вест Групп». Сейчас таких, как Семенюк, 25 000 человек. У «Сварога» появились единомышленники — несколько крупных растениеводческих компаний и производителей сахара. Вместе за этот период они инвестировали в ПНАК около $8,5 млн. Доля «Сварога» — примерно $2,5 млн. На что тратятся деньги, и главное: есть ли в этом какая‑то экономическая выгода для инициаторов проекта?
ПНАК стал звездой специализированных СМИ — на эту тему не написал заметку или не снял сюжет только ленивый. Кооператив позиционировали как инновационный социальный проект, реализованный в соответствии с лучшим зарубежным опытом. Предправления и миноритарный акционер «Сварога» Андрей Гордийчук признается: такой имидж очень удобен. Но он лишь отчасти соответствует действительности. За искусной и дорогой социально ориентированной инициативой кроется трезвый расчет и развивается перспективная бизнес‑модель. Именно под таким углом Landlord посмотрел на устройство ПНАК.
Внимательный арендатор
В рейтинге самых эффективных агрокомпаний по версии Landlord «Сварог» — на первом месте. EBITDA на гектар в холдинге банкиров Сергея и Александра Буряков и опытного агрария Гордийчука достигает $540. Компания обрабатывает 80 000 га в Хмельницкой, Черновицкой и Житомирской областях. Выращивает зерновые. Буряки — финансовые партнеры компании, Гордийчук — идейный вдохновитель и куратор основных процессов в бизнесе «Сварога». Высокая эффективность холдинга — его заслуга. Как классический перфекционист, он старается всеми возможными способами добиться эффективности не только в производстве, но и в менеджменте, социальной политике, коммуникациях.
«Людям нужно давать не рыбу, а удочку»
«В какой‑то момент я перестал получать удовольствие от успеха своего бизнеса, находясь в неблагоприятной среде, — говорит Гордийчук. — Я не планирую переезжать в другую страну, мне захотелось здесь, в Украине, реализовать полезный проект, который повлиял бы на жизнь людей». Классические программы корпоративной социальной ответственности (КСО), которые используют практически все агрохолдинги, Гордийчука не устраивают. По его словам, ранее компания тратила около $1,5 млн в год на КСО: ремонт дорог, крыш, школ, строительство детских садиков в селах, где живут арендодатели «Сварога». Но это не позволяло достичь тех целей, которые ставил перед проектом Гордийчук. «Глобально такой подход не решает проблемы селян, — уверен бизнесмен. — Людям нужно давать не рыбу, а удочку, с помощью которой можно решить социальные вопросы». Плохие дороги и разрушенные баскетбольные площадки — это вершина проблемы, но не ее корень. Положив асфальт, компания‑арендатор только поставит галочку в своем отчете и временно задобрит селян. Но очень быстро они вспомнят о безработице, низких ценах на их продукты и высоких ценах на молоко и хлеб в сельских магазинах.
«Мы проводили опрос среди жителей сел в областях, где арендуем земли, спрашивали, что их не устраивает, — рассказывает Гордийчук. — Чаще всего жаловались на то, что молоко и зерно у них покупают по низким ценам, что посевная и уборочная стоят слишком дорого». Самая густая тень, по его словам, накрывает рынок сельскохозяйственной продукции, произведенной частным сектором. Люди недополучают деньги, на них наживаются посредники. «Селяне не виноваты в том, что нет отлаженной централизованной системы закупок и продаж, формирования партий, контроля качества и цены, понятного документооборота, — констатирует предприниматель. — Спекулянты пользуются коммерческой безграмотностью и неопытностью людей».
Ценный опыт
Выяснив для себя причины глобальной сельской меланхолии, Гордийчук стал искать способ их устранить. Его вдохновила идея кооперативного движения, доказавшая свою эффективность в странах Западной Европы и в Азии. Объединяясь в кооперативы, селяне получают гораздо больше возможностей, чем работая самостоятельно. Заказ техники для работы в поле, покупка средств защиты растений, формирование партий сельхозпродукции, которые позволяют диктовать производителям свои правила на рынке. Более того, работать не только внутри страны, но сотрудничать с трейдерами, отправлять товар на экспорт. Благодаря кооперативному движению в свое время Королевство Нидерландов, страдавшее от голода после Второй мировой войны, смогло накормить себя и поделиться опытом агропроизводства с миром. В ПНАК за основу взяли японскую модель кооперативов. «В Японии члены кооперативов обеспечены средствами производства, имеют возможность выгодно продавать свой товар, доступ к кредитованию, социально‑бытовому и медицинскому обслуживанию», — рассказывает Зиновий Сверда, президент «Украинского кооперативного альянса».
Европейские фермеры без своих мощных кооперативных структур не смогли бы выжить в условиях рынка, и поэтому европейский фермерский сектор вообще нельзя рассматривать в отрыве от форм сельскохозяйственной кооперации, отмечает Сверда. В ЕС кооперативы контролируют свыше трети рынка сбыта сельскохозяйственной продукции и столько же — в сегменте поставок средств производства для сельского хозяйства. По отдельным продуктам эта доля гораздо выше.
Убедить селян вступить в кооператив оказалось сложнее, чем предполагали в «Свароге». Если в холдинге после нескольких месяцев изучения вопроса кооператив априори воспринимали как благо, то для селян выгоды предложенного новшества были неочевидны. Начали с сел Хмельницкой области. Сотрудники компании выезжали на места, собирали селян и рассказывали им о том, что такое кооператив и как он поможет решить их вопросы. Главная мысль, которую пытались донести селянам: кооператив — это не благотворительность и не социальный проект. Это возможность стать предпринимателем как обычному селянину, так и фермеру, работая эффективно и производя качественные продукты.
Страна в стране
Постепенно селяне прониклись идеей. Ежедневно ПНАК пополнялся сотнями, а то и тысячами новых участников. Со временем люди распробовали все прелести участия в кооперативе.
По сути, ПНАК действительно решил две основные проблемы селян: низкие цены на их продукцию и высокие затраты на еду в магазине, на посевную и уборочную. Члены кооператива теперь получают адекватные деньги. Пример с молоком, которое продает по утрам Семенюк, очень показательный. Спекулянты платили ему 2,5 гривны за литр, а переработчикам продавали его вдвое дороже. Кооператив продает переработчикам сырье по той же цене, но закупка происходит уже не по 2,5 гривны за литр, а по 4,5.
в кооперативе обычный селянин становится предпринимателем
«Практика показывает, что с дополнительных доходов люди готовы отчислять налоги, если понимают, что деньги пойдут им же во благо», — констатирует Гордийчук. Селяне на сборах определяют актуальные для них проблемы и из общего бюджета, сформированного из отчислений, выделяют деньги на решение этих проблем: ремонт дороги, школы, строительство садика. «Они видят: сами заработали — сами потратили. Им приятно, что они ни от кого не зависят и могут самостоятельно решить свои проблемы», — говорит глава «Сварога». Аккумулируя деньги, селяне могут инвестировать в собственное производство: наращивать выпуск молока и даже заниматься в небольших масштабах его переработкой, не только выращивать пшеницу, но и строить мельницу, открывать пекарни. «Вы не увидите в селах, к примеру, Италии гигантских хлебозаводов — там работают локальные пекарни, принадлежащие жителям этих сел, — рассказывает Гордийчук. — Кооператив позволяет избежать длинной производственной и логистической цепочки, которая приводит к существенному удорожанию конечного продукта». В итоге селяне могут покупать дешевый хлеб, творог, молоко, муку. Они могут пользоваться техникой, купленной на деньги кооператива, и т. д.
Становясь частью ПНАК, человек подписывает контракт на год и получает ряд преимуществ. По сути, он уходит под опеку кооператива, который предоставляет ему бесплатные консультации, что производить и как повышать свою эффективность. Организацией процессов закупок и продаж занимаются кураторы кооператива, главным образом «Сварог». К примеру, пункт приема и оценки качества молока — это инвестиция холдинга. «Мы поставили справедливую цену, сконцентрировали в одном месте продукцию и взяли на себя функцию ведения переговоров с переработчиками, — раскрывает механику процесса Гордийчук. — Фермеры продают товар внутри кооператива, перерабатывающее предприятие приезжает в кооператив и закупает молоко».
Сейчас разрабатывается специальный сайт, фуд‑портал. Он даст возможность обычным селянам и фермерам продавать свою продукцию напрямую покупателям. Продукция будет только органическая, сертифицированная, и о ней будет вся информация, вплоть до того, кто ее производит. «К примеру, вы покупаете яйца, на этом же сайте вы сможете пообщаться с семьей, которая их продает. Сейчас мы продвигаем идею, чтобы эта органическая продукция поставлялась в школы и детские садики», — говорит Гордийчук.
Естественно, что на втором году работы заработки ПНАК не позволяют покрыть существующие затраты. Разницу, опять же, компенсируют кураторы. «Первое правило кооператива: нельзя ничего давать бесплатно, — отмечает Гордийчук. — Суть в том, что члены кооператива платят за услуги и товары гораздо меньше, чем платили ранее». Будучи участниками ПНАК, селяне обеспечены микрокредитованием, страховкой, доступными медицинскими услугами, скидками на лекарства в аптеке и на продукты — в магазине. Также у них есть возможность меньше тратить на посевную и уборочную. Гордийчук приводит характерный пример. Цена на вспашку в Хмельницкой области колеблется от 2500 до 3500 гривен за гектар. Участники же кооператива за эту процедуру платят из расчета 1200 гривен за гектар. Экономия — за счет использования техники, закупленной «Сварогом» и его коллегами. На формирование МТС, услуги которой заказывают члены кооператива, компании потратили $6,5 млн.
В кооперативе существует до 20 различных программ. К примеру, «Двойной доход от коровы». Помимо того что селянин может сдавать в кооператив молоко по высокой цене, он имеет возможность также бесплатно воспользоваться услугой осеменения коровы. Если в хозяйстве родился теленок, заключается договор. Предварительно кооператив выплачивает 1500 гривен аванса и оставляет его на откорм. Впоследствии теленка можно сдать в кооператив по цене выше рыночной — на 2 гривны больше за один килограмм.
Другая программа
«Мини‑птицеферма — дневной доход». Для этого нужно в своем хозяйстве организовать мини‑птицеферму, имея около 200 кур на общей площади 0,1 га. Это дает возможность получать ежемесячную чистую прибыль в размере примерно 3500 гривен. Параллельный доход будет приносить реализация мяса.
Год назад хмельничанка Людмила Тихонюк заключила с ПНАК контракт, и не жалеет. «В этом году мы выращиваем тыкву на 10 сотках и фасоль — на пяти. Именно в кооперативе мне подсказали, что эти культуры выращивать выгодно. Если у меня возникают проблемы или вопросы, я звоню консультантам, и они мгновенно реагируют. Раньше на огороде я все выращивала для себя. Теперь выращиваю то, что выгодно, еще и зарабатываю на этом деньги», — рассказывает Тихонюк.
Сейчас в планах ПНАК — создать несколько примеров базовых сел, где будут развиваться все направления коопераций. На этой базе основать центр, в котором люди могли бы повышать свою квалификацию.
Татьяна Василик, директор благотворительного фонда «Укрепление общин» в Хмельницкой области, который принадлежит «Сварогу», рассказывает: до конца года во всех школах региона проведут разъяснительные лекции о кооперативах. «То, что молодежь массово уезжает из сел — логично, ведь там нет никакой работы и перспектив. С развитием кооперативов ситуация изменится. Только в мае мы провели обучение в 58 школах. Дети очень быстро схватывают идею и в своих семьях выступают локомотивами для ее реализации», — отмечает она.
Сатисфакция
Выгода для селян от участия в кооперативе очевидна. Что получают от своей инициативы компании, инвестировавшие в создание ПНАК? Помимо более эффективной КСО, посредством ПНАК они закрывают важные для них экономические вопросы. Один из соинвесторов кооператива занимается производством сахара. Количество земли в обработке не позволяет ему полностью обеспечить его заводы необходимым объемом сырья. Вместо того чтобы вкладывать в аренду и обработку большего количества земли, он закупает сахарную свеклу у селян из ПНАК. Их он обеспечивает посевным материалом и пр., в результате при минимальных усилиях он уверен в объеме и качестве полученного сырья.
Гордийчук покупает у селян нишевые высокомаржинальные культуры, которые самостоятельно выращивать на своих полях холдингу невыгодно. «Сварог» делает селянам предварительный запрос, обеспечивает их семенами, консультирует, а затем выкупает урожай. Бизнес приучает людей выращивать выгодные культуры: фасоль, тыкву — на семечку, чечевицу, спельту. Отдельная сверхмаржинальная категория — грецкие орехи.
В «Свароге» поясняют, ПНАК — это долгосрочная инвестиция. «Если взять отдельно выделенный кластер, из которого мы делаем сейчас инкубатор, я думаю, что на прибыль он должен выйти к началу 2017 года», — говорит Гордийчук. В компании проанализировали экономические возможности сел Хмельницкой области. Сумма получилась внушительная: около 40 млрд гривен в год.
Підписуйся на наш Telegram. Стеж за новинами у зручному форматі!