Рейтинг крупнейших алкогольных компаний, составленный журналом Landlord, — эксперимент. Мы посмотрели, что стало с некогда устойчивым и быстрорастущим рынком, который за последние два года получил серию мощнейших ударов. Интересовали не только деньги, но и механизмы защиты, выработанные за этот период ключевыми компаниями отрасли.
Некоторые кейсы заслуживают не просто описания в справках рейтинга или журнальной статье, но нескольких глав в пособии по антикризисному менеджменту. При составлении рейтинга мы не изобретали специальных формул — проранжировали компании по выручке за 2014 год (более свежими данными на момент составления рейтинга мы не располагали). Результаты 2015-го для многих компаний будут еще более удручающими. И вот почему. Если на выручке 2014 года у большинства компаний сказалась потеря рынков и производственных мощностей (причина — аннексия Крыма и война на востоке Украины), то в 2015-м и 2016-м даст о себе знать налоговое давление. Очередное повышение акциза прошлым летом отраслевые чиновники называют необходимой мерой — причина в девальвации гривны. Но производителям от этого не легче. Эксперт пивного рынка Игорь Товкач приводит такие цифры: за 10 месяцев 2015-го производство пива сократилось на 20,6%, а водки — на 16,7%. По сравнению с докризисным 2008-м отрасль и вовсе просела на 40%.
И это только начало. Правительство не собирается останавливаться на достигнутом — грядет очередное повышение акциза: вдвое на пиво и на 50% — на водку. Алкогольные компании не паникуют. Они ищут и находят новые каналы сбыта и расширяют свой ассортимент. К примеру, лидер нашего рейтинга алкогольный холдинг Global Spirits, на своей карте продаж в 2014 году отметил Китай и Таиланд. Компания «Баядера» в 2015-м вывела на рынок собственные торговые марки рома и джина, которые могут стать альтернативой подорожавшему импорту. Номер три рейтинга — пивоваренная компания «Оболонь», ранее продававшая около 10% своей продукции в Россию, переориентировалась на Китай.
Компания «Шабо» в 2015 году начала экспортировать свою продукцию в США. Первый национальный винодельческий холдинг планирует выйти на рынки Вьетнама, Сингапура, Гонконга, а также увеличить продажи в Китае и Германии. Если повезет, эта инициатива спасет их бизнес. В прошлом году рынок потрясло предложение увеличить плату за лицензию на производство вина в пять раз — до 2, 5 млн гривен.
Больше всех не повезло компаниям, выпускающим авторское вино. Объемы производства и выручка у них в разы меньше, че у холдингов, которые производят вино в промышленных масштабах. У них есть два варианта: платить за лицензию наравне с крупными игроками и отдавать почти все заработанное или выдумывать обходные пути для реализации своей продукции. В Украине разливать собственное вино могут позволить себе около 40 компаний, в то время как во Франции и Италии количество небольших виноделен исчисляется десятками тысяч. «Все потому, что там каждый, у кого есть виноградник, имеет право и возможность разливать вино», — говорит Иван Плачков, владелец винзавода «Колонист».
В этом номере Landlord мы постарались осветить все особенности, проблемы и аспекты развития алкогольного рынка Украины. В рамках темы журнала, помимо рейтинга, вы найдете актуальную аналитику и инфографику, а также интереснейшие истории украинских виноделов. Надеемся, через год, когда мы будем работать над очередным рейтингом крупнейших производителей алкоголя, у нас будут темы для статей об успехе и росте, а не провале и падении. Учитывая тенденции, надежда очень слабая. Текст: Наталия Богута, Оксана Пирожок, Виктория Бондарчук, Ирина Чухлеб, Максим Бироваш, Дария Исакова, Ольга Тимошенко
№ 1 Global Spirits
Выручка: 5908 млн гривен
Владелец: Евгений Черняк
[su_dropcap style="flat" size="5"]В[/su_dropcap]ладелец алкогольного холдинга Global Spirits Евгений Черняк всегда говорил, что «с ним не бывает скучно». И хотя в последнее время он живет в США, его приоритеты не изменились: «честно делать свой бизнес, платить людям вовремя высокие зарплаты и попытаться уберечь их от необдуманных поступков». Черняк предпочитает оставаться тем, кем он есть, — бизнесменом, развивающим свое дело. И это ему неплохо удается: компания Global Spirits — один из лидеров украинского алкогольного рынка. Кризис в Украине не сильно повлиял на объемы производства и продаж компании. Черняк активно экспортирует свою продукцию. Ее продажи в 87 странах ежегодно приносят Global Spirits до 70% прибыли. На украинском рынке крепкого алкоголя доля компании составляет 26,1%. В 2014 году производство продукции OREANDA для украинского рынка было перенесено на Одесский коньячный завод. В то же время предприятие “Крымский винный дом” в Феодосии продолжает работать – сегодня его продукция поставляется на рынок РФ. В этом году компания начала разливать водочный бренд «Хортиця» в Беларуси — на мощностях Гомельского ликеро-водочного завода «Радамир». В холдинге рассчитывают завоевать 5-7% алкогольного рынка Беларуси.
- Global Spirits — единственная алкогольная компания из Украины, которая наладила производство водки под собственным брендом в США. С 2013 года водка Leaf выпускается на мощностях завода TDC в штате Мичиган.
- В опубликованном в 2015 году рейтинге британского журнала Drinks International бренд «Хортиця» оказался на 28-м месте по объемам продаж в мире (7,1 млн кейсов, где один кейс равен 9 л). «Хортиця» возглавила категорию Regional Vodkas и стала украинской водкой №1 в мире по объемам продаж. За 2014-й продажи водочного бренда выросли на 11%. В исследовании компании IWSR бренд «Хортиця» вошел в тройку крупнейших мировых марок по объемам продаж.
- Компания экспортирует свою продукцию в 87 стран. С прошлого года продукция холдинга представлена в Китае и Таиланде.
- В 2015 году начат розлив флагманского водочного бренда «Хортиця» в Беларуси на мощностях Гомельского ЛВЗ «Радамир». Первая партия продукции сошла с конвейера предприятия в феврале 2015 года. На алкогольном рынке Беларуси бренд «Хортиця» представлен с 2010 года. Цель расширения производства – полностью обеспечить потребности белорусского рынка.
- Мощности ЛВЗ «Хортиця» позволяют каждую секунду выпускать 16 бутылок водки. Общий объем спиртохранилища завода — 1 000 000 л.
№ 2 «Баядера»
Выручка: 4958 млн гривен
Владелец: Наталья Бондарева
[su_dropcap style="flat" size="5"]Н[/su_dropcap]аталья Бондарева, сестра основательницы компании Ольги Нечитайло-Риджок, руководит «Баядерой» три года. Она говорит, что продолжает развивать бизнес в темпе, заданном Ольгой. И ей это удается: в 2014-м компания стала лидером по объемам производства водки в Украине с долей рынка 26,8%. В этом сегменте «Баядере» удалось обойти своего основного конкурента компанию Global Spirits Евгения Черняка. А шампанское Marengo стало №2 по продажам в группе игристых вин. «Баядера» также импортирует алкогольные напитки известных мировых брендов, на ее долю приходится не менее 15% импорта всего крепкого алкоголя. Чтобы завоевать российский рынок, «Баядера» в начале 2015 года купила Великоустюгский ликеро‑водочный завод. Теперь там будет выпускаться водка «Цельсий» и «Перепелка». А в Беларуси компания наладила лицензионное производство водки «Хлебный дар». Бондарева уверена, что вскоре торговые марки «Баядеры» станут лидерами продаж в России. В 2014-м в «Баядере» появился новый генеральный директор Сергей Величко, который ранее возглавлял Global Spirits. Так что борьба водочных гигантов еще впереди.
- «Баядера» активно отправляет свою продукцию на экспорт в более чем 40 стран.
- В 2015 году компания представила на рынке собственные торговые марки рома и джина Real Rum и Genuine Gin. Ожидается, что до конца 2016-го эти бренды завоюют по 50% рынка в сегменте value for money.
- В 2014 году винзавод «Коблево» переработал 10 000 т винограда, из которого компания произвела 8 млн бутылок сортовых и 2,9 млн — крепленых вин. Площадь виноградников компании — 25 000 га.
- В 2014-м «Баядера» занялась производством коньяка. В развитие этого направления она инвестирует в 2015 году 15-20 млн гривен.
- В опубликованном в этом году рейтинге британского журнала Drinks International бренд «Хлебный дар» занял 31-е место по объемам продаж в мире (6,6 млн кейсов, где один кейс равен 9 л).
№ 3 «Оболонь»
Выручка: 4074 млн гривен
Владелец: Александр Слободян
[su_dropcap style="flat" size="5"]О[/su_dropcap]болонь — единственная компания из Восточной Европы, которая вошла в топ-40 крупнейших производителей пива (31-е место в списке) наряду с транснациональными гигантами из Западной Европы, Азии и Америки. В прошлом году корпорация выпустила 7,4 млн гектолитров пива, что составило 0,4% от общемирового производства хмельного напитка. Свою продукцию «Оболонь» экспортирует более чем в 50 стран. Прошлый год стал для компании не слишком удачным: из-за запрета России ввозить спиртные напитки и пиво убытки компании превысили полмиллиона гривен. Чтобы компенсировать потери, «Оболонь» начала осваивать новые сегменты, в частности запустила производство сидра, расширяет снековый портфель и открыла программу экспорта солода. Чтобы все же удержать позиции на рынке РФ, летом 2015-го корпорация начала сотрудничество с российским заводом: пиво «Оболонь» будет выпускать предприятие Московской пивоваренной компании (входит в международный холдинг Oasis). Одной из главных проблем для корпорации после аннексии Крыма стали предприятия в Севастополе. Компания не может производить напитки из-за сложностей с поставками сырья из Украины. «Оболонь» развивает собственную розничную сеть, в которую уже входят свыше двух десятков магазинов в разных городах Украины. Президентом пивоваренного гиганта уже более 20 лет является Александр Слободян. При этом он по-прежнему остается миноритарным акционером с пакетом чуть более 10%, остальное принадлежит трудовому коллективу завода.
- «Оболонь» экспортирует пиво в 50 стран. Две трети украинского пива на зарубежных рынках — производства «Оболони». В 2015 году компания начала поставлять пиво в Китай.
- Корпорация — единственный в Украине производитель напитков, который перерабатывает ПЭТ-упаковку.
- Имея мощности по производству пива около 12 млн гкл в год, «Оболонь» считается одной из крупнейших пивоваренных компаний Европы.
- «Оболони» принадлежит три аграрные компании, обрабатывающие 17 000 га. Корпорация инвестировала $100 млн в солодовый завод, выращивает пивоваренный ячмень, зерновые.
- До запрета РФ поставок пива из Украины доля «Оболони» в общем объеме российского импорта пива оценивалась более чем в 50%.
№ 4 Сarlsberg Ukraine
Выручка: 3464 млн гривен
Владелец: Carlsberg Breweries A/S
[su_dropcap style="flat" size="5"]С[/su_dropcap]arlsberg Ukraine принадлежит датскому пивоваренному концерну Carlsberg Group, одному из крупнейших игроков на мировом рынке пива с долей 6%. В Украине группа имеет три пивоваренных завода: в Запорожье, Киеве и Львове. Основатель Carlsberg Group Якоб Якобсен дружил с известным датским сказочником Гансом Христианом Андерсеном, а сын известного пивовара Карл Якобсен подарил Копенгагену один из самых известных символов Дании — бронзовую Русалочку из одноименной сказки писателя. Сarlsberg Ukraine удалось сохранить свою долю на украинском рынке на уровне предыдущего года — 27,9%. В то же время ее доля в сегменте сидра выросла на 2,4%, до 78,5%. При этом продажи компании в натуральном выражении из-за сложной макроэкономической ситуации в стране и повышения акциза на 42,5% в прошлом году упали на 6,5% по сравнению с 2013-м. В результате Сarlsberg Ukraine вынуждена была поднять цены на свою продукцию на 20%.
- Суммарная производственная мощность всех трех заводов Сarlsberg Ukraine составляет 111,1 млн дал пива в год.
- Доля пива в общих объемах производства компании — 96%, еще 2% занимает сидр, около 2% приходится на безалкогольные напитки.
- В 2005 году компания открыла во Львове первый в Украине Музей пивоварения.
- По итогам 2014-го Carlsberg Ukraine заняла 14-ю позицию в рейтинге топ-100 налогоплательщиков Украины и стала лидером среди представителей пивоваренной отрасли.
- В строительство Киевского пивоваренного завода компания инвестировала $68 млн.
№ 5 «САН ИнБев Украина»
Выручка: 3317 млн гривен
Владелец: Anheuser-Busch InBev
[su_dropcap style="flat" size="5"]В[/su_dropcap] октябре крупнейший мировой производитель пива АB InBev (Бельгия) объявила о слиянии со своим основным конкурентом британской компанией SABMiller. Переговоры длились почти пять лет. Эта сделка стала крупнейшей на мировом пивоваренном рынке, SABMiller оценили более чем в $104 млрд. Объединенная компания будет выпускать каждую третью бутылку пива в мире. При этом в 2014 году дела украинской дочки «САН ИнБев» шли не очень хорошо: убытки компании в нашей стране составили 400 млн грн Из-за аннексии Крыма она потеряла около 7% объема продаж — ввоз продукции «САН ИнБев» на полуостров запрещен. «Для такой компании, как АB InBev, мизерные объемы в Украине – не бизнес. Они могут просто уйти с нашего рынка, как это случилось в России, чтобы местными проблемами не портить себе картину», — не исключает эксперт пивного рынка Игорь Товкач. Недавно в одном из интервью глава компании Денис Хренов сообщил, что, хотя производственные мощности «САН ИнБев Украина» и простаивают, а объем производства ежегодно снижается, пока о планах закрыть заводы речь не идет. Компания продолжает расширять ассортимент. В этом году она начала продавать в Украине легкое пиво Corona Extra. Этот бренд вошел в ее портфель после покупки материнской компанией AB InBev мексиканского производителя пива Grupo Modelo.
- В Украине компании принадлежит три завода: в Чернигове, Николаеве и Харькове.
- «САН ИнБев Украина» появилась в 2006 году после объединения пивзаводов «Десна», «Рогань» и «Янтарь».
- В 2014-м «САН ИнБев Украина» заняла более 31% отечественного рынка пива.
- В 2014 году объемы производства компании в Украине упали почти на 13%, до 61 млн дал.
- Компания — один из крупнейших импортеров пива в Украину, поставляя на рынок такие бренды, как Leff, Spaten и Hoegaarden.
№ 6 Nemiroff
Выручка: 1949 млн гривен
Владельцы: Яков Грибов, Анатолий Кипиш, Степан Глусь
[su_dropcap style="flat" size="5"]О[/su_dropcap]сенью Лондонский суд поставил точку в четырехлетнем конфликте между акционерами компании Степаном Глусем (владеет 25% акций Nemiroff) с двумя другими владельцами Анатолием Кипишем и Яковом Грибовым (владеют 75% акций) за право управлять заводом в Немирове. «Судебные инстанции в Лондоне поставили точку в спорах — полностью отказали во всех исковых требованиях семьи Глусь к остальным акционерам. Споры прекращены»,— сообщили в Nemiroff. Несмотря на долгие судебные разбирательства, компания продолжала развиваться. Ее доля на украинском рынке за последний год выросла на 1%, до 13,6%. Компания активно развивает экспорт, ее продукция продается в 80 странах. «50% украинской водки, которая идет на экспорт — это водка Nemiroff. По данным Укрспирта, каждая вторая экспортная бутылка — наша», — отмечают в компании. Основные производственные мощности водочного производителя расположены в Немирове (Винницкая область), отсюда и происходит название бренда. У компании также есть лицензионное производство в России и Беларуси.
№ 7 «Eastern Beverage Trading Украина»
Выручка: 1438 млн гривен
Владелец: Нил Смит
[su_dropcap style="flat" size="5"]П[/su_dropcap]осле аннексии Крыма принадлежащая Нилу Смиту инвесткомпания Eastern Beverage Company S.A., которая владеет Крымской водочной компанией (КВК) и заводом «Коктебель», была вынуждена перенести производство с полуострова на предприятия конкурентов. Водку она выпускает на заводах Prime Павла Климца и «Хортиця» Евгения Черняка, коньяк «Коктебель» производит на Одесском коньячном заводе, а слабоалкогольные напитки LONGmixER — на предприятии компании Nemiroff. В 2015 году КВК рассчитывает произвести столько же крепкого алкоголя, сколько и в 2014-м, — 3,7 млн дал. При этом предприятия компании в Крыму продолжают работать. В частности, вино Крымская водочная компания по-прежнему выпускает на заводе «Коктебель». Однако вскоре у этого предприятия может появиться новый владелец. Сейчас оно принадлежит Eastern Beverage на условиях аренды. Нынешние власти Крыма уже присмотрели нового владельца для известного винного производства – им может стать «Гатчинский спиртовой завод» из РФ. Что именно будет выпускать российский завод в Коктебеле, пока не ясно, ведь все торговые марки вин и коньяков «Коктебель» принадлежат КВК, то есть Нилу Смиту.
№ 8 «Эфес Украина»
Выручка: 1110 млн гривен
Владелец: Efes Breweries International N.V
[su_dropcap style="flat" size="5"]В[/su_dropcap] 2014-м компания «Эфес-Украина» столкнулась с серьезными испытаниями. После начала боевых действий в Донецке, где расположен ее пивоваренный завод, предприятие пришлось остановить. За последний год доля компании на рынке из-за проблем с производственными мощностями и отсутствия ее продуктов на полках магазинов сократилась более чем вдвое. Убытки «Эфес-Украина» составили в 2014-м почти $1 млрд. Но сворачивать бизнес в Украине компания не планирует. «Не думаю, что «Эфес» уйдет из Украины, — говорит эксперт пивного рынка Игорь Товкач. — Компания неплохо росла до АТО, и за это время ее бренды укрепились». Чтобы окончательно не потерять лояльность потребителей, «Эфес» начала импортировать в Украину бренды, которые она производит в других странах. Например, сваренные на заводе в Кишиневе «Белый медведь светлое», «Белый медведь живой» и «Кружка свіжого», а также Genuine Draft, которое выпускают предприятия группы Efes в Турции. Компания также рассматривает возможность арендовать мощности на других украинских заводах.
№ 9 «Новые продукты»
Выручка: 1071 млн гривен
Владельцы: Виктор Гордеев, Геннадий Невесенко
[su_dropcap style="flat" size="5"]С[/su_dropcap]овладельцы группы компаний «Новые продукты» Виктор Гордеев и Геннадий Невесенко в алкогольный бизнес пришли в 2000 году, основав компанию «Алкотрейд». Она выпускала водку под торговой маркой «Старий друже». Свой первый слабоалкогольный напиток Shakе, который должен был компенсировать сезонный спад продаж водки, они разработали в 2003-м. Тогда же партнеры учредили компанию «Новые продукты». Слабоалкогольный Shakе оказался успешным — всего за год его продажи выросли вдвое. Сейчас группа является крупнейшим в Украине производителем слабоалкогольных и энергетических напитков с долей рынка 37,9%. В 2014-м объемы продаж компании снизились на 6% до 9,16 млн дал. Несмотря на это, «Новые продукты» продолжают развиваться и осваивать новые сегменты. Недавно компания запустила производство фруктово-ореховых батончиков под торговой маркой EatMe и попкорна. Компания экспортирует свою продукцию в 15 стран, в том числе Азербайджан, Грузию, Италию, Китай. В 2015-м она планирует увеличить долю экспорта до 16,9% по сравнению с 2,9% в прошлом году.
№ 10 Olymp
Выручка: 1029 млн гривен
Владелец: Павел Климец
[su_dropcap style="flat" size="5"]Д[/su_dropcap]ля донецкого бизнесмена Павла Климца 2014 год стал настоящим испытанием. Из-за конфликта на Донбассе он потерял завод «Лик». По словам предпринимателя, его контролируют власти оккупированной территории. Пострадал бизнес Климца и в аннексированном Крыму. «Крымский винно-коньячный завод «Бахчисарай» мы передали в управление инвестиционному банку с долей российского капитала», — рассказывает бизнесмен. Объемы производства компании упали в прошлом году на 20%. Основные предприятия компании Olymp сейчас расположены в Харьковской области: ЛВЗ PRIME, завод упаковочных материалов, стеклозавод и комбинат комплексной и глубокой переработки зерна. Вино и коньяк под торговой маркой «Бахчисарай» корпорация разливает на заводах конкурентов «Одессавинпром» и «Таврия». Если продажи вина компании удалось увеличить до уровня 2013-го, то продажи коньяка сократились в этом году на 50%, а водки — на 6%. Бизнесмен считает, что основная причина падения — подорожание коньяка и потеря одного из главных регионов сбыта, Донецкой и Луганской областей.
№ 11 «Перша приватна броварня»
Выручка: 1000 млн гривен
Владелец: Андрей Мацола, ЕБРР
[su_dropcap style="flat" size="5"]С[/su_dropcap]озданная в 2004 году семьей предпринимателя Андрея Мацолы «Перша приватна броварня» продвигается на рынке семимильными шагами. В 2012-м она слилась с компанией «Радомышль» (принадлежит международной группе Oasis CIS). В результате в управлении у объединенной пивоваренной компании оказалось два завода: во Львове и Радомышле (Житомирская область), а суммарная мощность предприятий составила 20 млн дал пива в год. Но на полную мощность предприятия не работают — последние три года заводы варили по 15 млн дал. В 2014-м «Перша приватна броварня» увеличила свою рыночную долю по сравнению с 2013-м на 1,9%, до 8,7%.
№ 12 «Шабо»
Выручка: 665 млн гривен
Владелец: Важа Иукуридзе
[su_dropcap style="flat" size="5"]В[/su_dropcap]ажа Иукуридзе возглавил компанию «Шабо» в 2003 году. За 12 лет он превратил убыточное предприятие в одного из лидеров рынка. В 2014-м объем продаж алкогольной продукции «Шабо» вырос на 13%, а доля рынка составила 5%. Компания производит белые и красные сухие, полусладкие, игристые вина, а также херес и коньяк. Игристое вино брют и коньяк в «Шабо» делают по классической технологии. Вино выдерживается в подвалах в 2000 дубовых бочек из лимузенского дуба. В прошлом сезоне компании удалось собрать рекордный урожай винограда — более 7500 т. Во времена перестройки и борьбы с алкоголизмом в «Шабо» сумели уберечь старинные лозы, корчевали только непригодные, вырожденные. «Центр культуры вина Шабо» вошел в европейскую карту музеев вина. В этом году компания начала экспортировать свою продукцию в США.
№ 13 «Первый национальный винодельческий холдинг»
Выручка: 593 млн гривен
Владелец: Валерий Шамотий
[su_dropcap style="flat" size="5"]Д[/su_dropcap]ом марочных коньяков «Таврия» (Новая Каховка, Херсонская область) днепропетровского бизнесмена Валерия Шамотия расположен на одной параллели со знаменитым французским городом Коньяк. В прошлом году «Таврия» показала рекордный рост производства коньяка — на 53%, и стала в Украине №2 в этом сегменте. У Инкерманского завода марочных вин дела идут хуже. Из-за аннексии Крымского полуострова один из крупнейших производителей вина сократил мощности почти наполовину. Сейчас его продукция продается в Крыму и России. Вина для украинского рынка компания разливает на заводах конкурентов в Одессе. Примерно 10% своей продукции ПНВХ экспортирует в том числе в США, Канаду, Испанию. Холдинг также планирует выйти на восточноазиатские рынки: Вьетнам, Сингапур, Гонконг и увеличить продажи в Китае и Германии. За этот год компания вывела на рынок около 20 новых алкогольных напитков. Сегодня она работает над созданием вин японского типа и органических эковин.
№ 14 «Алеф-Виналь»
Выручка: 564 млн гривен
Владелец: Вадим Ермолаев
[su_dropcap style="flat" size="5"]С[/su_dropcap]троительство винодельческого завода в Синельниково Днепропетровской области, а не в традиционных винодельческих районах — Крыму, Одесской и Херсонской областях — считали просчетом его владельца, днепропетровского бизнесмена Вадима Ермолаева. Сейчас четыре из пяти предприятий одного из крупнейших производителей вина в Украине компании «Алеф-Виналь» находятся в аннексированном Крыму. Виноградники компании также расположены на полуострове и занимают площадь около 3800 га. Как там сегодня работают его винзаводы, один из самых непубличных предпринимателей Украины не комментирует. В прошлом году убытки компании Ермолаева составили 1,3 млн гривен. До кризиса компания «Алеф-Виналь» выпускала более 31 млн бутылок, за 10 лет увеличив объемы производства почти в четыре раза. Компания продолжает разрабатывать новые продукты — в этом году она вывела на рынок первый в мире кошерный коньяк Kogan. Свое имя этот напиток получил от древнего еврейского рода, который в течение семи поколений изучал еврейские традиции и правила кашрута.
№ 15 Алкогольное подразделение холдинговой компании «Петрус»
Выручка: 412 млн гривен
Владелец: Людмила Русалина, Лидия Петренко
[su_dropcap style="flat" size="5"]З[/su_dropcap]олотоношский ликеро-водочный завод «Златогор» (Черкасская обл.), входящий в алкогольное подразделение холдинговой компании «Петрус», — одно из старейших предприятий отрасли. Он выпускает около 50 видов алкогольных напитков: водку, бальзамы, настойки, ликеры. В его развитие владельцы «Петруса» инвестировали более 2 млн евро. Лужанский ЛВЗ в Черновицкой области компания купила, по словам совладелицы «Петруса» Людмилы Русалиной, «чтобы нарастить мышцы». Новый завод позволил увеличить мощности по выпуску алкогольной продукции вдвое, до 10 млн бутылок в год, а также сэкономить на дистрибуции. Компания активно развивает экспорт, в том числе в страны ЕС. Кременчугский ликеро-водочный завод выпускает плодово-ягодные алкогольные напитки. «Петрус» также занимается импортом в Украину коньяка и коньячных купажей из Франции.
№ 16 Научно-производственное предприятие «Нива»
Выручка: 317 млн гривен
Владелец: Albion Capital Limited
[su_dropcap style="flat" size="5"]Т[/su_dropcap]аировский винзавод «Нива» в Одесской области был создан в 1991 году на базе винзавода «Таировское». Рядом располагается знаменитый Институт виноградарства и виноделия им. Таирова. Предприятие выпускает тихие и игристые вина, а также вермуты. Компания предпочитает работать с собственными виноматериалами. Ее виноградники занимают площадь около 2500 га и расположены на берегах Днестровского и Днепро-Бугского лиманов в Одесской и Николаевских областях. «Нива» выращивает такие сорта, как мерло, шардоне, каберне, рислинг, саперави, мускат оттонель и траминер. Это единственный в Украине завод, который разливает вина холодным способом. Например, при розливе шампанского в бутылки его температура составляет около нуля градусов. Компания экспортирует свою продукцию во многие страны, в частности, у нее есть офисы в Сингапуре и Вьетнаме. А также ведет переговоры о поставках вина в Нигерию.
№ 17 Львовский ликеро-водочный завод
Выручка: 277 млн гривен
Владелец: Иван Охабский
[su_dropcap style="flat" size="5"]Л[/su_dropcap]ьвовский ликеро-водочный завод — крупнейший производитель крепкого алкоголя в Западной Украине с годовой мощностью 4,8 млн дал. Его собственник Иван Охабский почти всю жизнь проработал на этом предприятии. Он пришел на завод еще в 1970-е обычным технологом, в 1997-м Охабский стал директором, а в 2000-х купил у ФГИ 99% акций предприятия. Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, в прошлом году Львовскому ЛВЗ удалось сохранить объемы продаж своей продукции, на 2% увеличив выручку по сравнению с 2013-м. Компания производит водку под ТМ «Львівська горілка», «Вожак», «Володар», «Галицька», «Московська», «Перфект», а также настойки, бальзамы, ликеры. Львовский ЛВЗ выпускает уксус четырех сортов, который производит по немецкой технологии. На его продажи приходится 4% от общей выручки предприятия. Охабский развивает собственную розницу: у компании восемь фирменных магазинов во Львове, Тернополе и Червонограде.
№ 18 «Артемовск Вайнери»
Выручка: 270 млн гривен
Владельцы: Борис Колесников, Сергей Кий, Игорь Ахметов
[su_dropcap style="flat" size="5"]П[/su_dropcap]оследние два года были для компании «Артемовск Вайнери» самыми стрессовыми за весь период ее существования. Завод компании не пострадал за время боевых действий на востоке страны, но в 2014-м его убыток составил 6,7 млн гривен. Предприятие изготавливает шампанское классическим бутылочным методом. Производство расположено на глубине более 72 м в подземных гипсовых тоннелях, где круглый год сохраняются постоянная температура и влажность. Ежегодно завод может выпускать 25 млн бутылок игристого вина. Артемовское игристое вино успешно экспортируется в более чем 20 стран. В то же время в прошлом году «Артемовск Вайнери» закрыл представительство в России. У компании есть собственная сеть ресторанов Charte Bar, где можно продегустировать всю линейку ее игристых вин, а также тихие вина из Бургундии и Бордо. Но из-за событий на востоке Украины шампань-бары в Донецке и Мариуполе пришлось закрыть.
№ 19 Киевский завод шампанских вин
Выручка: 220 млн гривен
Владелец: Henkell & Co. Sektkellerei GmbH
[su_dropcap style="flat" size="5"]П[/su_dropcap]осле того как в 2007 году Киевский завод шампанских вин купила международная корпорация Henkell & Co. (она также владеет предприятиями по производству игристых, тихих вин и крепких алкогольных напитков в Германии, Франции, Австрии, Италии и других странах ЕС), дела у предприятия пошли на поправку. Новые собственники инвестировали в завод 50 млн гривен. Основным брендом компании осталось знаменитое «Советское шампанское», на которое приходится более 60% от всего объема продаж завода. Однако уже в следующем году КЗШВ будет вынужден сменить название этого шампанского из-за закона, запрещающего коммунистическую символику. В 2014 году предприятию удалось увеличить объемы производства на 1,3%, до 10,9 млн бутылок. Игристые вина на КЗШВ производят резервуарным периодическим способом, при котором вторичное брожение происходит в больших металлических сосудах. Свою продукцию компания продает в основном на внутреннем рынке.
№ 20 Ужгородский коньячный завод
Выручка: 180 млн гривен
Владелец: Владимир Гисем
[su_dropcap style="flat" size="5"]У[/su_dropcap]жгородский коньячный завод — один из крупнейших производителей украинского коньяка с долей около 7%. Марочные коньяки «Ужгород», «Карпати», «Тиса» и ординарные «Закарпатський» «5 зірок», «3 зірки», «Невицький замок», «Бескиди» известны во всех регионах страны. Владелец завода Владимир Гисем возглавляет предприятие почти 35 лет. Ужгородский завод специализируется на выпуске коньяков с 3-12-летней выдержкой. Спирт выдерживается в дубовых бочках. «У украинского коньяка есть свое лицо, и по качеству он не уступает коньякам из других стран, — любит повторять Гисем. — Украинский коньяк отличается более насыщенным и многогранным вкусом и ароматом, нежели французские, армянские или молдавские коньяки». У компании есть собственная розничная сеть, в которую входят 14 магазинов в Закарпатской, Львовской и Киевской областях.
№ 21 «Одессавинпром»
Выручка: 173 млн гривен
Владелец: Рубен и Роберт Гулиевы, Владимир Масленков
[su_dropcap style="flat" size="5"]О[/su_dropcap]дессавинпром стала первой в Украине винодельческой компанией, которая внедрила французскую систему контроля происхождения и качества вина. Розлив вина на заводах «Одессавинпрома» происходит холодным способом. В прошлом году сразу несколько компаний стали разливать свою продукцию на заводах Гулиевых, в том числе «Баядера», «Олимп», «Инкерман». Это позволило «Одессавинпрому» увеличить производство в 2,5 раза. Если ранее около 90% от общего объема производства компании составляли игристые вина, то сейчас ситуация изменилась: «Баядера» разливает Marengo, «Олимп» — вина под ТМ «Бахчисарай», «Инкерман» — тихие и игристые вина ТМ «Инкерман». «Одессавинпром» производит около 100 наименований вин, шампанского и коньяков. Авторское вино Гулиевы делают из собственного винограда. Компании принадлежит более 2500 га виноградников, расположенных в Одесской области.
№ 22 «Полтавпиво»
Выручка: 161 млн гривен
Владелец: Ставропольский пивоваренный завод
[su_dropcap style="flat" size="5"]С[/su_dropcap]тавропольский пивоваренный завод стал владельцем «Полтавпиво» в 2008 году, купив предприятие у пивоваренной компании «Сармат» Рината Ахметова. Новый владелец провел полную реорганизацию и модернизацию производства. Все сорта пива и безалкогольные напитки объединил под одним брендом «Полтава». Основную ставку решено было сделать на производство пива. В прошлом году на долю хмельного напитка пришлось 92,5% продаж компании. Падение украинской пивоваренной отрасли не помешало «Полтавпиво» в 2014-м нарастить продажи пива на 42%. Сейчас на предприятии выпускают 14 видов пенного напитка, в частности «Диканьские вечера», «Антон Груби», «Жигулевское», Rigas. В прошлом году «Полтавпиво» начала варить пиво «Діжка». Предприятие в Полтаве выпускает те же виды сладкой газированной воды, что и Ставропольский пивзавод: «ЛимонадоВО», «Тархун», «Мохито», «Тетя Груша». На долю сладкой воды приходится 5,2% продаж компании, еще 2,3% занимает квас «Губернский».
№ 23 Житомирский ликеро-водочный завод
Выручка: 145 млн гривен
Владелец: государство
[su_dropcap style="flat" size="5"]Ж[/su_dropcap]итомирский ликеро-водочный завод славится продукцией водкой элит-класса «Президентский стандарт». Ее подают на официальных приемах главы государства. Сейчас предприятием руководит Государственное управление делами президента. Житомирский ЛВЗ — это предприятие полного цикла. Компания сама выращивает зерно для производства своей продукции, готовит водку и разливает ее в бутылки. Для этого на Житомирском ЛВЗ установили современное оборудование. На украинском водочном рынке на долю продукции предприятия приходится около 3%. Продукция Житомирского ЛВЗ хорошо известна за пределами Украины — она экспортируется в США, Азербайджан, Грузию, Германию, Вьетнам, страны Балтии. В 2014 году на заводе разгорелся скандал, вызванный слухами о его возможной приватизации. По причине недовольства трудового коллектива от приватизации пока пришлось отказаться.
№ 24 «Цюрупинское»
Выручка: 138 млн гривен
Владельцы: КУА «Содружество Эссет Менеджмент», Николай Лопатюк, Сергей Бобровский
[su_dropcap style="flat" size="5"]К[/su_dropcap]омпания «Цюрупинское» создана на базе совхоз-завода «Цюрупинкое» и занимается первичным и вторичным виноделием. Предприятие выпускает 17 наименований вина. Всю свою продукцию «Цюрупинское» реализует только на внутреннем рынке. Вина и коньяки компании продаются во всех областях Украины. Предприятие развивается без заемных средств. И хотя такая модель не позволяет бурно расти, но в нынешних нестабильных условиях позволяет компании оставаться устойчивой и не зависеть от курсовых колебаний. В ближайшее время «Цюрупинское» собирается инвестировать в модернизацию винодельного цеха. Компания разливает ординарный коньяк трех-, четырех- и пятилетней выдержки. Для этого она использует виноматериалы, полученные из европейских сортов винограда. «Цюрупинское» обрабатывает 768 га собственных виноградников, которые расположены в Херсонской области. Эта зона считается одной из самых экологически чистых в стране.
№ 25 Cotnar
Выручка: 94 млн гривен
Владельцы: Чаба Пейтер, Игорь Хомюк
[su_dropcap style="flat" size="5"]В[/su_dropcap]енгр Чаба Пейтер приобрел одного из лидеров украинской пищевой промышленности консервный завод в Берегово Закарпатской области почти 20 лет назад. Помимо консервов, новый собственник начал выпускать вино и соки. Компания построила винодельческий завод полного цикла, а также разбила около 200 га виноградников. Ежегодно Cotnar может производить 35 млн бутылок вина. Изначально компания выпускала вина низкой ценовой категории, в основном десертные и купажные. Но в 2014-м в Cotnar появился новый главный винодел – венгр Винц Бейл. Сейчас компания активно занялась производством сортовых вин: каберне, мерло, шардоне. Кроме того, Cotnar предложила покупателям сладкое сливовое вино Candy Umeshu по традиционному дальневосточному рецепту. Вина компании продаются во всех крупных сетях страны, в частности в Auchan, «АТБ», «Сільпо».
№ 26 «Горобина»
Выручка: 86 млн гривен
Владельцы: Сергей Лукьянов
[su_dropcap style="flat" size="5"]К[/su_dropcap]омпания «Горобина» создана в 2001 году на базе Сумского ликеро-водочного завода. Всю свою продукцию компания изготавливает из так называемой структурированной воды, еще известной как талая вода. На предприятии применяется девятиступенчатая система фильтрации водно-спиртовой смеси с использованием полудрагоценных камней и минералов. Всего на заводе компании производят более 30 видов алкогольных напитков: водку, горькие настойки, бальзамы, вермуты ликерные с коньяком. «Горобина» постоянно расширяет ассортимент своей продукции. В 2015-м она запустила производство пяти новых вермутов. Специально для американского рынка была разработана настойка «Дух царей». Компания также ведет переговоры о выходе на вьетнамский рынок. В ближайшее время «Горобина» собирается предложить украинским потребителям квас, также приготовленный с использованием технологии талой воды.
№ 27 Galicia Distillery
Выручка: 81 млн гривен
Владелец: W&S Distillery Limited
[su_dropcap style="flat" size="5"]Э[/su_dropcap]то предприятие из Тернопольской области, которым владеет британская компания W&S Distillery Limited, в Украине знают благодаря коньякам «Гринвич», «Бучач» и Renuage. На заводе установлено оборудование, необходимое для выгонки виноградного спирта и производства бренди по классической коньячной технологии. Коньяк торговой марки «Бучач» компания делает из французских коньячных спиртов. Для остальных напитков она закупает виноматериалы из винограда европейских сортов, выращенного в Одесской области. Вся продукция компании традиционно выдерживается в дубовых бочках. Galicia Distillery также производит пино по классической французской технологии, напиток выдерживается в дубовых бочках не менее трех лет. В 2014 году производство коньяка в компании снизилось на 55,2%, до 119 дал по сравнению с предыдущим годом. Основной причиной стало снижение покупательной способности населения и повышение акцизов на спиртные напитки на 50%.
№ 28 «Микулинецький бровар»
Выручка: 75 млн гривен
Владелец: Степан Троян
[su_dropcap style="flat" size="5"]3[/su_dropcap]0 лет назад выпускник Львовского политехнического института Сергей Троян готовился стать начальником одного из управлений дорожной службы области. Но молодого специалиста отправили в Микулинцы Тернопольской области поднимать местный пивзавод. Сегодня Микулинецкий пивзавод — один из пяти крупных производителей непастеризованного пива, высокий спрос на которое держится последние несколько лет. Здесь варят 26 сортов пива, половина из них не имеет аналогов в Украине и выпускается под определенные события. Керамические бутылки для таких напитков заказываются в Шотландии и Германии, а роспись выполняют местные мастера. Главные покупатели — туристы, проезжающие Микулинцы по пути в ЕС. В год завод производит около 1,4 млн декалитров пива. Компания Трояна — единственный в Украине пивзавод, который выпускает свою марку виски. Качество контролируют приглашенные эксперты из Ирландии и Германии. Ежегодно в Микулинцах разливается около 3500 л солодового виски.
№ 29 Котовский винзавод
Выручка: 71 млн гривен
Владельцы: Вадим и Татьяна Альперины
[su_dropcap style="flat" size="5"]К[/su_dropcap]отовский винзавод, которым владеют одесские бизнесмены Вадим и Татьяна Альперины, на рынке уже около 15 лет. В 2013 году Антимонопольный комитет Украины оштрафовал предприятие на 300 000 гривен за несвоевременную подачу документов, но, похоже, это не особо повлияло на его финансовые показатели. За последние четыре года выручка завода выросла почти втрое — до 70 млн гривен. Секрет — в востребованности его продукции: винзавод выпускает не только десертные вина и мадеру, но и известные старшему поколению портвейны «777» и «333». Помогает Альперину вести винодельческий бизнес его транспортно-экспедиторская компания «Максан-Транс». Она специализируется на перевозках контейнерных грузов, организовывает международные морские перевозки, занимается таможенным оформлением и сертификацией грузов. В парке компании — около 100 единиц автомобильной техники, в том числе 40 седельных тягачей.
№ 30 «Уманьпиво»
Выручка: 69 млн гривен
Владельцы: Анатолий Кисель и семья
[su_dropcap style="flat" size="5"]Д[/su_dropcap]о 1997 года пивзавод «Уманьпиво» принадлежал государству и потерял свои позиции на пивном рынке страны. После приватизации компанию возглавил местный бизнесмен Анатолий Кисель. В 2009-м предприятие приобрело немецкую линию для производства пива, а помочь в наладке украинцы пригласили немецкого пивовара Кристиана Кучньока. На покупку оборудования, установку и строительные работы завод потратил 1,5 млн евро. Вложения были не напрасны: сейчас сваренное по немецкой технологии пиво Waissburg — одно из самых популярных в линейке компании. Но «Уманьпиво» зарабатывает не только на производстве пива. Компания наладила экспорт солода, ячменя, зерна и семян подсолнечника в Молдову, Польшу, Турцию и Болгарию. В 2014 году завод вывел на рынок свой очередной хит — пиво «Уманское копченое». Пиво, изготовленное из подкопченного солода, — один из самых продаваемых продуктов компании. Сейчас «Уманьпиво» производит около 500 000 дал пива в год.
№ 31 Бердичевский пивоваренный завод
Выручка: 58 млн гривен
Владелец: Владимир и Александр Липецкие, Виталий Верещак
[su_dropcap style="flat"]Б[/su_dropcap]ердичевский пивзавод — самое старое пивоваренное предприятие в Украине. Первое пиво тут сварили еще в XIX веке. Неудивительно, что компанию возглавляет самый старший из украинских пивоваров — 80-летний Леон Липецкий. Он мало что понимает в маркетинге, но отлично варит пиво. В Бердичеве сами проращивают ячмень, используют отечественный хмель, а воду качают из собственной артезианской скважины. Это позволяет пивзаводу экономить на импортных ингредиентах и сохранять оригинальный вкус своего напитка. Также свое пиво в Бердичеве не пастеризуют. Сейчас пивоварня Липецкого — крупнейший производитель «живого» пива в стране. Расцвет Бердичевского пивзавода наступил вместе с появлением в украинских городах многочисленных магазинов «живого» пива в 2010 году. Первая партия бердичевского пива, которая попала на столичный рынок, едва достигала 100 бутылок. Сейчас в Бердичеве варят 12 собственных сортов «живого» пива, которые продаются во всех регионах страны, а производство хмельного напитка выросло на 50% — до 1 млн дал.
№ 32 «Ривень ЛТД»
Выручка: 53 млн гривен
Владельцы: Марьян Года, Надежда Мимра
[su_dropcap style="flat" size="5"]Р[/su_dropcap]овенский пивзавод «Ривень» построили чешские пивовары в середине XIX века. Пиво на предприятии до сих пор варят по традиционной чешской технологии. Уже несколько лет главным пивоваром «Ривня» является чех Пшемисл Брож. До этого он пару лет проработал на Уманском пивзаводе, а также на чешских предприятиях «Старопрамен» и «Гамбринус». По словам владельца и директора «Ривень ЛТД» Марьяна Годы, его компания выпускает непастеризованное пиво. Для производства пива на заводе используют натуральные компоненты. Например, чтобы сварить «Бергшлосс темное», покупают мюнхенский солод из Германии, а для светлого — мед и рис. В 2014 году Ровенский пивзавод сварил более 1 млн декалитров хмельного напитка и в ближайшее время снижать темпы производства не намерен. В Ровно компания открыла несколько баров и пивной ресторан. Вскоре у предприятия появится собственный музей пива.
№ 33 Одесский завод шампанских вин
Выручка: 45 млн гривен
Владельцы: Дмитрий Сайфудинов, Алексей Бильтяев, Аскольд Коваль, Сергей Черненко
[su_dropcap style="flat" size="5"]О[/su_dropcap]десский завод шампанских вин на протяжении последних лет несколько раз менял владельцев. В 2009 году итальянская компания Gruppo Campari купила завод за $18 млн у кипрской Tirepos Management, которая принадлежит предпринимателям Александру Грановскому и Борису Кауфману. Но дела у итальянцев пошли не слишком хорошо, например, в 2013-м убыток Одесского завода составил 27,3 млн гривен. В прошлом году Gruppo Campari продала предприятие импортеру вин компании «Винфорт». За последний год новые владельцы инвестировали в завод около $1 млн. «Отечественная марка и сбалансированный портфель импортных брендов гарантируют устойчивость бизнеса», — поясняет совладелец «Винфорта» Дмитрий Сайфудинов. В 2014-м игристые вина Odessa заняли 5,4% рынка, в этом году предприятие рассчитывает увеличить долю рынка вдвое, ведь у новых владельцев есть налаженная сеть дистрибуции.
№ 34 Черниговский ЛВЗ «Черниговская водка»
Выручка: 45 млн гривен
Владелец: Григорий Жигун
[su_dropcap style="flat" size="5"]Е[/su_dropcap]динственный в Черниговской области производитель крепкого алкоголя – Черниговский ЛВЗ «Черниговская водка» — в 2015 году оказался в эпицентре скандала. В антикоррупционной правозащитной организации сообщили, что завод оказался в числе лидеров по производству контрафакта наравне с еще несколькими производителями крепкого алкоголя. Тем не менее предприятие продолжает выпускать продукцию, работает и сеть его фирменных магазинов. Черниговский ЛВЗ призводит водку, бальзамы и настойки. Ежегодно предприятие может выпускать 4,3 млн л продукции в год. Часть ее уже более восьми лет завод отправляет на экспорт в Россию, Беларусь, Армению, Азербайджан, Великобританию, Австралию и США. С 2009 года акционером Черниговского ликероводочного завода «Черниговская водка» является Григорий Жигун, который с 2005-го управлял Черниговским областным государственным объединением спиртовой промышленности.
№ 35 «Абсолютный стандарт»
Выручка: 43 млн гривен
Владелец: Павел Дубневич, Роксолана Пиртко
[su_dropcap style="flat" size="5"]К[/su_dropcap]омпания выпускает алкогольные напитки с 2004 года. Сейчас завод в г. Городок Львовской области производит более 10 видов водки и фирменных настоек, ежегодно разливая около 600 000 бутылок алкогольных напитков. В 2006-м предприятие было сертифицировано по системе управления качеством ISO. Международная сертификация позволяет компании успешно торговать на внешнем рынке. Часть продукции идет на экспорт в Италию. За последние четыре года выручка «Абсолютного стандарта» выросла почти вдвое — до 43 млн гривен. Стабильность компании гарантирует успешность других бизнесов ее основателя Ярослава Дубневича. Предприниматель владеет агрокомпанией «Львовское», которая управляет крупнейшим в области элеватором. Кроме того, напитки «Абсолютного стандарта» хорошо продаются в ресторанах «Грушевський» и «Панська чарка», которые также принадлежат семье Дубневичей.
Підписуйся на наш Telegram. Стеж за новинами у зручному форматі!