Земельные работы

Украинский аграрный бизнес — это последнее живое место в отечественной экономике. Политические и экономические кризисы, развязанная соседним государством война, хроническая неспособность украинских властей решить элементарные экономические проблемы пробили в бюджете страны дыру, которую не закроет ни один кредит от МВФ. Однако, несмотря на масштаб трагедии, произошедшее дало каждому из украинцев четкое понимание того, какая из отраслей экономики по‑настоящему самая живучая. Без дотаций, субсидий и любого другого искусственного протектората со стороны государства. Все правильно — это агро.
Главный свидетель случившегося украинского чуда — статистика. Когда на востоке страны закрывались разбомбленные воюющими сторонами заводы и фабрики, площадь освоенных аграриями земель безостановочно росла. Даже в самые острые моменты новейшей истории Украины — с 2012 по 2015 год — земельный банк шести крупнейших агрохолдингов страны вырос на 12%, до 2,3 млн га.
В то время как чиновники отправляли на фронт просроченную тушенку и бронежилеты из фольги, стараясь заработать на обмане и фальсификациях, сельхозпроизводители увеличивали урожайность, оптимизировали расходы и посылали своих сотрудников учиться в передовые агрохолдинги мира. В итоге страна, одна часть территории которой оккупирована, а на другой идет полномасштабная война, в 2015 году собрала самый высокий урожай за последние пять лет — 50 млн т. Это в полтора раза больше, чем было собрано в политически «благополучном» 2011‑м.
Украинцы долго боялись себе признаться, что именно агро — это украинская экономическая судьба. Мы пытались примерить на себя логику многих других государств: от страны компьютерных гениев до Клондайка неразведанных углеводородов. Однако только в стрессовом состоянии стало понятно, что основным активом Украины является и всегда была земля, равной которой по плодородности нет в мире. Та земля, которую полвека назад к себе на фатерланд вывозили эшелонами нынешние лидеры европейской экономики.
Сейчас развитие земледелия в Украине становится локомотивом всей экономики. Речь не только об аграрной продукции. Агро притягивает к себе даже похудевших из‑за растущей конкуренции на мировых рынка программистов. Время клепать сайты для банкиров прошло. Аграрные хакатоны собирают сотни разработчиков, а сами разработки — к примеру, системы по управлению земельными банками — достигают масштабов операционных систем.
Агро меняет не только экономические реалии, но и политические. Евроскептики были правы: украинцы вряд ли кому‑то нужны со своими маргинальными проблемами; но всю ситуацию поменял тот потенциал, который сейчас растет на наших полях.
Если бы у Украины был свой загранпаспорт, то при пересечении границы с ЕС там бы появился штамп «Житница Европы. Пропустить незамедлительно».