Новини    23 березня 2017 17:09

Универсальный «Брацлав»


В поселке Брацлав на Винничине всего 6000 жителей, а бренд с его именем известен потребителям из более чем 20 стран в Европе, СНГ и даже в Иране. «Брацлав» выпускает 9000 наименований деталей, из которых складываются доильные аппараты, кормушки, поилки, стойла, смесители и раздатчики корма для животных. И в то же время здесь нет конвейера, наоборот, в компании гордятся тем, что практически ни разу не повторились в своих более чем 3000 проектов для хозяйств‑партнеров. Ценят индивидуальность заказов.

«У нас тут собрались те, кто бесповоротно заражен вирусом молока», — вполне серьезно объясняет успех своего предприятия основатель фирмы Николай Михайленко. Контрольный пакет акций компании «Брацлав» принадлежит ему и сыну Петру.

Задачу видят четко — бесперебойно и качественно обеспечить доставку молока от коровы до холодильника. Поэтому ведут речь не об отдельных аппаратах, машинах, конструкциях, а о полном комплексе обслуживания для животноводов, начиная с проектирования, строительства или ремонта фермы и заканчивая ее сдачей под ключ.

Случалось, транспортники или строители подводили, и тогда невозможно было вовремя смонтировать оборудование на фермах. Чтобы не зависеть от нерадивых подрядчиков, «Брацлав» добавил к своей производственной структуре строительное, логистическое и другие сопутствующие направления. Теперь все службы работают в одном графике, а заказчик получает не только современное оборудование, но и правильно проветриваемые помещения, своевременную уборку отходов, полный комфорт для животных.

«Наше принципиальное преимущество в том, что мы можем дать комплексное, полное решение главной задачи, стоящей перед грамотным фермером: экономически обосновано производить молоко», — говорят руководители «Брацлава».

Пессимистические слова «ведь хозяева неумолимо продолжают вырезать стадо» оба Михайленко парируют так: «Чтобы не резать скот, нужно научиться считать. Работаем с хозяйствами, где к производству молока подходят как к бизнесу, а не просто как к социальной сфере. Если 1200 голов обслуживает четыре человека и ликвидирован бардак, а по соседству такое же стадо доит 48 доярок и невозможно зайти из‑за сбивающей с ног вони, то ситуация понятна». «Брацлав» берется за два месяца реконструировать или построить с нуля современную ферму, запустив в нее животных, дающих высокорентабельную продукцию. При этом оборудование компании вдвое дешевле, чем импортное.

Бывает, «Брацлаву» приходится адаптировать к украинским реалиям и импортные установки. «Например, дорогущий зарубежный молокопровод на 200 коров, не рассчитанный на учет молока, выдоенного каждой дояркой, дорабатывали, а по сути, создавали совсем новую машину, — признает Николай Михайленко. — Конечно, ведь система предназначалась одному фермеру, ему незачем ничего разделять. А у нас нужно знать производительность каждой из доярок по определенной группе коров в обслуживании. Мы же изначально оснащаем все приспособлениями для точного учета. Хозяева экономят на дополнительных тратах». Кстати, дистрибьюторы выкупают у «Брацлава» отдельные детали, узлы и экспортируют их.

Производителю не важно, каково поголовье скота у партнера. Брацлавское оборудование изначально задумано как модульное: легко монтируется по секциям на столько животных, сколько нужно конкретному хозяйству. Для мелких фермеров выпускают, в частности, небольшие и удобные, легкие в управлении и регулировке установки для индивидуального доения.

Инвестиция в интеллект

Успешная история компании начиналась с вложений в интеллект. После распада Союза Михайленко удалось переманить к себе на работу ведущего конструктора доильного оборудования Валентина Дриго из Риги. Под его руководством создали особую школу конструкторов и исследователей, показали рынку новые виды доильной техники (например, уже широко известную доильную установку «Елочка»).

Молодые конструкторы с гордостью показывают приобретенный нынешней осенью 3D‑принтер и примеры сработанных им деталей. Теперь затраты на изготовление опытных образцов минимизированы в разы. Николай Михайленко говорит, что инвестиции в интеллект составляют в «Брацлаве» до 20% оборота. Одно только конструкторское бюро состоит из 24 высококлассных специалистов. Есть своя научно‑исследовательская лаборатория, а также отдельная группа конструкторов в НИИ механизации и электрификации сельского хозяйства в Глевахе под Киевом. В Винницком офисе компании работают региональные менеджеры, переводчики, проектанты и архитекторы.

Конструкторам «Брацлава» удалось решить уже ни одну амбициозную задачу. Например, когда в 2008 году крупный международный партнер предприятия из‑за кризиса вдруг отказался от договора о совместном производстве кормораздатчика, сконструировали и выпустили свою собственную модель. Так появился первый отечественный смеситель‑раздатчик европейского уровня, который обеспечивает точное взвешивание каждого компонента рациона, всего корма в общем и его равномерную раздачу животным. С тех пор исходят не из того, что хотят или могут произвести, а из того, что нужно партнеру. «На протяжении последних двух лет у нас не было ни одного сбоя в поставках оборудования и услуг нашим партнерам», — уверенно резюмирует Петр Михайленко.

Когда энергичный Петр в начале 2000‑х набрал слишком много заказов от потенциальных потребителей, стало понятно, что существующей системе производства с ними не справиться. Нужно было гармонизировать бизнес. С 2007 года взят курс на постоянное усовершенствование оборудования и процессов управления. «Скажем, один японский станок не только заменил 14 станков и 14 работников, но и гарантировал исключительное качество», — вспоминает первое же нововведение Петр Михайленко.

У японцев молодой директор «Брацлава» Петр Михайленко позаимствовал и внедряет с 2010 года систему бережливого производства (lean production). Суть системы — в постоянном стремлении убрать все лишнее, исключить любые потери.

Кредиты партнерам

Уже два года «Брацлав» обновляет свое оборудование исключительно за собственные средства. Раньше брали жесткие банковские кредиты, стараясь отдавать поскорее. Теперь собственных ресурсов хватает даже на то, чтобы кредитовать своих партнеров. Дают продукцию заказчику в кредит на шесть–восемь месяцев без процентов и залога, помня свою миссию: «Облегчаем ваш труд». К примеру, только в Кировоградской области уже работают три доильные установки, поставленные фермерам по кредитным схемам.

Петр Михайленко показывает график объемов производства «Брацлава» за последние годы. 20% роста в 2014‑м по сравнению с 2013‑м. 100‑процентное увеличение в 2015‑м по сравнению с 2014‑м. Уже сегодняшний показатель 2016 года на 47,3% превышает объемы предыдущего 2015‑го. Откуда такой нетипичный оптимизм в столь кризисное время?

«Однажды меня поразил афоризм Томаса Эдисона: «Слишком много людей ломаются, даже не подозревая о том, насколько близко к успеху они были в тот момент, когда упали духом, — делится Петр Михайленко. — Любой кризис воспринимаем не как опасность, а как открытие возможностей».

Уйти от рисков

Петр Михайленко одним из основных условий успеха сильной компании называет наличие как можно более широкой номенклатуры выпускаемой продукции. «Мы растем, потому что не ищем, как заработать деньги, а думаем, как партнер может решить свою проблему с нашей помощью».

Не сбрасывают со счетов и обязательную диверсификацию бизнеса. Уходя от возможных рисков, треть всего производственного потока отдают направлениям, которые позволяет развивать существующая база оборудования и, конечно же, инженерный, конструкторский интеллект. Все используемые «Брацлавом» материалы — исключительного качества. Если нержавейка, то только от признанных Krupp и Marcegaglia, если установка для сварки — то новейшая универсальная с идеальной поверхностью, если покраска — то с покрытием как на лучшей бытовой технике, если вырезать множество отверстий на одной плоскости — то с помощью лазерной установки с программным обеспечением.

Немецкая консалтинговая компания, с которой «Брацлав» сотрудничает уже более двух лет, помогла наладить производство спортивных тренажеров для немецких потребителей. В ближайших планах — заказы на упаковочную тару от компаний BMW и Porsche. Задумали линию по производству колесной техники. «По новым проектам рассматриваем возможное привлечение европейских финансовых структур. Но пока рассчитываем только на свои средства», — говорит директор компании «Брацлав».

«Для нас не существует понятия «не могу», — это утверждение, без пафоса, а просто в рабочем порядке мы слышали на разных подразделениях предприятия от управленцев, инженеров и конструкторов. Похоже, гендиректор всех успел заразить оптимизмом. У него постоянно под рукой не только нынешние показатели, но и конкретный расчет на ближайшие пять лет. А в 10‑летней перспективе к существующим мощностям запланировано добавить еще два полноценных заводских комплекса. «Сейчас развитие идет стабильно и четко. Поэтому перспектива только обнадеживает. Главное, партнеры убедились, что «Брацлав» — это постоянно развивающаяся стабильная и надежная компания. Поэтому точно знают, к кому на рынке в любое время можно обратиться за решением даже самых сложных задач с учетом индивидуальности каждого хозяйства», — уверяет Петр Михайленко.

Читайте також

Ще немає новин у цій стрічці ...