Всем, кто в силу своего высокого статуса в бизнесе или политике представляет интерес для СМИ, пора менять коммуникационные привычки. Информационная революция и прочие социальные пертурбации к этому обязывают. Если раньше «первое лицо» могло спрятаться от всевидящего глаза экспертного и медиасообщества за натруженной спиной пиар-службы, сейчас такой возможности нет. И не в смысле организационном — просто эта модель поведения потеряла целесообразность. В мире, который штормит, все меньше оснований доверять кому-либо. Один из последних бастионов — это прямая, ничем не опосредованная и никем не цензурированная речь влиятельных людей, принимающих решение.
Разумеется, каждая компания публична по-своему: в разных бизнес-моделях персональный бренд «первых лиц» имеет разное значение. Но неоспоримо одно — любой современный бизнесмен должен владеть базовыми навыками общения со СМИ и публичных выступлений. Это определенного рода правила техники информационной безопасности, которые нужны даже самым закрытым руководителям. Потому что моллюск в раковине остается в безопасности ровно до той минуты, когда человек с ножом не решит эту раковину открыть.
Общение со СМИ — частный случай публичного выступления. Разница в цели: разговор с журналистом под диктофон или видеозапись предназначен для дальнейшей ретрансляции массовой аудитории. Публичное выступление других типов самоценно — даже если идет видеотрансляция или СМИ используют высказанные мысли для подготовки своих материалов, это уже эффект второго порядка.
Каковы же основные правила эффективного публичного выступления? Они просты в формулировании и сложны в исполнении:
1. Выступайте только в том случае, если понимаете, зачем это вам нужно. Общество и СМИ относятся к намерениям бизнеса с позиции презумпции виновности со всеми вытекающими последствиями. И сегодня каждое слово может быть использовано и интерпретировано таким образом, что вместо получения пользы компания и представляющий ее человек понесут репутационный ущерб.
2. Уделите основное внимание содержанию и его визуальному представлению. Эфир заполнен текстами и видео формата «Капитан Очевидность» и популистскими завываниями. У аудитории аллергия на банальность. Ценится прямота, искренность и целостность убеждений.
3. Говорите с той аудиторией, которая вам действительно нужна. Постарайтесь изначально выяснить, кто получит ваше сообщение прямо (находясь в зале) или опосредованно (благодаря трансляции выступления, материалам СМИ или оперативной реакции слушателей в социальных сетях).
4. Готовьтесь к выступлению:
— Думайте о выступлении заранее, выбирая ключевые сообщения, которые хотите донести, хотя бы пару дней.
— Не пытайтесь поместить в одно сообщение все темы, которые вас интересуют, на один спич достаточно двух-трех тематических линий.
— Не доверяйте своим спичрайтерам. Даже самых умных из них иногда заносит не по-детски: вспомните хотя бы пассаж про «коррумпированных олигархов» из недавнего «письма трех». Поэтому основную статистику перепроверьте, незнакомые слова найдите в словаре, словосочетания, вызывающие сомнение, замените.
— Не пытайтесь произносить тексты, написанные сложно. Чтобы быть убедительным, выступать с трибуны следует в той же стилистике, которая свойственна вам в обычной жизни.
— Говорите только то, в чем убеждены.
5. Выступайте на том языке, на котором вам комфортно. Дюма в «Двадцать лет спустя» сделал лежащее на поверхности и простое до гениальности замечание: «Мазарини говорил на итальянском с тем красноречием, которое начисто терял, переходя на французский». Даже уважение к людям с иными лингвистическими предпочтениями или другой стране не стоит того, чтобы выглядеть смешно или быть превратно понятым.
6. Не говорите вещей, которые не хотели позже увидеть на просторах информационного пространства. Даже «закрытые» форматы мероприятий с запретом на аудио- или видеофиксацию выступлений не являются гарантией сохранения конфиденциальности.
7. Будьте искренни в своем желании принести пользу аудитории — это работает ненамного хуже, чем талант оратора-харизматика.
Не каждый согласно своим природным задаткам способен достичь уровня ораторского мастерства Цицерона или Демосфена. Но выступить на достойном уровне, донести свое сообщение до целевой аудитории и не создать репутационный риск способен каждый, кому по силам управлять бизнесом. Нужно просто приложить немного усилий и серьезно относиться к каждому публичному проявлению. Если ты умеешь «ехать», то вполне способен и время от времени демонстрировать обществу «шашечки».
Текст: Елена Деревянко, вице-президент Украинской PR-Лиги, партнер Агентства PR-Service, к. э. н.
Підписуйся на наш Telegram. Стеж за новинами у зручному форматі!