Новини / Аналітика     31 січня 2017 10:29

Снизили градус


На протяжении 2011–2015 годов рынок алкогольных напитков сокращался в натуральном выражении. По итогам 2015‑го показатели по всем сегментам алкоголя были отрицательными. Такая ситуация связана, прежде всего, с сокращением внутреннего спроса на эту продукцию. Рост цен на алкогольные напитки и низкая покупательная способность населения — все это сократило объемы производства и реализации алкоголя. Также сокращение рынка частично произошло из‑за ухода производителей алкогольной продукции в тень.

Впрочем, несмотря на то что объемы всех сегментов рынка алкогольных напитков за данный период в натуральном выражении падали, в денежном выражении, наоборот, наблюдался значительный рост. Это обусловлено тем, что на протяжении 2011–2015 годов рынок характеризировался непропорциональным ростом цен и доходов. К примеру, в 2015‑м, несмотря на снижение объемов производства, экспорта и импорта, за счет повышения цен емкость рынка в денежном выражении почти по всем сегментам увеличивалась. Исключением стал только рынок коньяков и бренди, которые относятся к категории дорогого алкоголя. За последние два года средние цены на коньяк и бренди выросли почти вдвое, и поэтому их объемы на рынке сокращались в два раза быстрее. После повышения цен почти на 50% потребители перестали проявлять интерес к этому сегменту алкоголя, что повлияло на объемы производства и импорта данных напитков в Украину.

Наилучшие показатели по объемам рынка в денежном выражении на протяжении анализируемого периода продемонстрировали пиво и слабоалкогольные напитки. Здесь динамика рынка сохранила положительные тенденции. Объясняется это тем, что указанные категории алкогольной продукции относятся к среднему классу по стоимости, поэтому рост цен в данном сегменте рынка не был так ощутим, как по другим видам алкоголя.

Экономический и политический кризис 2013–2014 годов в Украине ухудшил рыночные позиции отечественных производителей алкогольных напитков как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Поскольку до прошлого года основным рынком для украинских экспортеров была Россия, обострение торгово‑экономических отношений между странами повлияло на объемы экспорта алкогольный продуктов. В натуральном выражении экспорт алкоголя по итогам восьми месяцев 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015‑го сокращался по всем сегментам рынка, кроме водки. Рынок водки устоял благодаря относительно невысоким экспортным ценам, его рост составил 29,4%.

Необходимо отметить: для того чтобы сохранить рентабельность бизнеса, производители алкогольных напитков увеличивают цены на свою продукцию. В то же время потребительская способность населения Украины остается на прежнем уровне. Это означает, что и объем спроса на алкоголь в дальнейшем будет снижаться.

Читайте також