Основатель проекта «Украинская ягода» Тарас Баштанник пришел в ягодный бизнес из зерновой компании «Укрзернопром». «Я ездил по хозяйствам, собирал информацию, — рассказывает Баштанник. — Понял, что выращивание ягод может быть очень прибыльным». В 2012 году он арендовал 137 га земли в Бердичевском районе Житомирской области и уже осенью высадил первые кусты смородины. Сейчас свою продукцию под торговой маркой «Украинская ягода» аграрий продает во многих торговых сетях страны.
Последние несколько сезонов в Украине эта отрасль неплохо развивается. По данным проекта «АПК‑Информ: овощи и фрукты», ежегодно производство ягод увеличивается на 4%.
Объем рынка в 2015‑м превысил $250 млн, наши производители вырастили 190 000 т ягод. В топ‑3 самых продаваемых входят земляника садовая (клубника), малина и голубика. При этом потребление ягод в Украине все еще в четыре раза ниже, чем в Европе.
В нашей стране выращиванием ягод в основном занимаются мелкие фермеры. Сейчас урожайность ягодных культур в Украине на 7–20% ниже, чем в соседней Польше. Это объясняется тем, что фермеры не инвестируют в новые высокопродуктивные сорта. Но вскоре ситуация может измениться: в последнее время из‑за высокой рентабельности ягодного направления, которая может достигать 50%, им стали интересоваться крупные производители.
Сезон с вызовом
Нынешний ягодный сезон нельзя назвать успешным для производителей. Причина — заморозки весной и дождливое начало лета. «Валовой сбор черной смородины и черешни меньше, чем в прошлом году, — говорит Баштанник. — По голубике и малине ситуация лучше». Согласно данным «АПК‑Информ», урожай малины в 2016-м увеличился на 10%, до рекордных 69 000 т.
Самой востребованной в нашей стране остается клубника. Уровень ее потребления достигает 70 000 т в год. Украина занимает седьмое место в Европе по объемам производства этой культуры, мы выращиваем 6% от всего мирового урожая этой ягоды. Производство растет на 2–5% в год. «Эта культура является одной из самых традиционных для украинцев, — подчеркивает генеральный директор компании «АгроВесна» Александр Ткачук. — По цене она доступна для всех слоев населения». В этом сезоне средний уровень закупочных цен на клубнику составлял 20 грн/кг, что всего на 3% выше, чем годом ранее.

В Украине выращиванием ягод в основном занимаются мелкие фермеры, поэтому ассортимент этой продукции пока не слишком разнообразный
Вторая по популярности в Украине — малина. Под этой ягодой занято 6000 га земли. За последний год спрос на саженцы малины вырос в 2,5 раза, говорит эксперт аграрных рынков Татьяна Гетьман. В 2015‑м урожай малины вырос на 12% по сравнению с предыдущим годом, до 70 000 т.
В последние время растет популярность голубики. В Украине ею уже засадили в полтора раза больше площадей, чем малиной. Несмотря на дорогие саженцы (цена за один может доходить до 2 евро) и на то, что плодоношение наступает лишь на третий сезон, голубика является сверхрентабельной культурой. По словам основателя питомника «Брусвяна» Владимира Дмитриева, затраты на выращивание голубики на 1 га (это примерно 12 000 кг ягод. — Ред.) составляют 10–15 гривен (без учета капитальных инвестиций), а голубику в рознице и на рынках продают по 300–350 грн/кг. Компания «Бетек» засадила этой ягодой 200 га в Житомирской области. К примеру, самый крупный в Европе производитель голубики выращивает ее на 350 га.
И все же украинский ягодный ассортимент пока не слишком разнообразный. Фермеры еще только начинают присматриваться к актинидии, аронии и жимолости и постепенно наращивают площади под ежевикой и облепихой. «В Европе растет спрос на полезные в косметологии и питании суперфрукты: асаю, черноплодную аронию, ягоды годжи, — отмечает эксперт по сельскому хозяйству Оксана Король. — А значит, скоро эти малоизвестные ягоды станут востребованными и в Украине».
Экспортные горизонты
В мире спрос на мягкие ягоды постоянно растет, в среднем на 20% в год. Несмотря на то что за последние пять лет экспорт ягод из Украины увеличился в четыре раза, до $12,5 млн, наши производители отправляют на экспорт, по оценкам компании «УкрАгроКонсалт», всего 8% выращенной продукции. Наиболее востребованными являются клубника, а также черника и клюква. На внешнем рынке за украинскую продукцию готовы платить на 30% дороже, чем на внутреннем.
Раньше основным экспортным направлением для наших фермеров была Россия — на нее приходилось 98% всех поставок земляники садовой. Сейчас же они осваивают рынок ЕС, выходят на рынки стран Ближнего Востока и даже ЮАР. «Недавно мы отправили первую партию ягод в Объединенные Арабские Эмираты, — рассказывает директор компании «Поділля» Андрей Слободянюк. — Сейчас продолжаем искать другие рынки».
Два года назад владельцы компании Small Fruit Олег Шубрат и Дмитрий Зубаха предложили производителям ягод объединиться в кооператив «Киевский». Сейчас члены кооператива экспортируют три вида органических ягод — малину, ежевику и клубнику — в страны Евросоюза. «Членство в нашем кооперативе позволяет владельцам небольших органических ферм (до 100 га) получать технологическую поддержку, а также продавать урожай по европейским ценам», — говорят основатели.
Европейские трейдеры отмечают, что украинская ягода стала для них более интересным товаром, чем была еще пару лет назад. Наши производители начали больше внимания уделять сортовому разнообразию, внешнему виду, а также упаковке своей продукции. К тому же фермеры продают ягоды на 30% дешевле, чем их коллеги из других стран. «Польская и итальянская земляника садовая уже не так интересна европейцам, как ранее, — рассказывает производитель этой ягоды Андрей Петровицкий. — Несмотря на то что ее можно купить фактически круглый год, европейцы предпочитают вкус, а не пластик. К примеру, швейцарские торговые сети присматриваются к украинским хозяйствам». Пока речь идет о локальных поставках, но если ягода придется по вкусу, то вскоре они смогут закупать у нас крупные партии.
Одна из причин невысокого экспорта украинских ягод — наши аграрии не готовы вкладывать в маркетинг и продвижение своей продукции. «Большинство украинских плантаторов продолжают жить устаревшими понятиями и продавать ягоду в сезон прямо с поля за бесценок — без упаковки и элементарного охлаждения, — отмечает Петровицкий. — В то же время цена тепличной клубники в начале апреля составляет примерно $20 за килограмм».
Замороженная выгода
Замороженные ягоды экспортировать и удобнее, и выгоднее. В 2015-м продажа замороженных ягод в другие страны принесла нашим фермерам $9,4 млн — в три раза больше, чем свежих.
Замороженная ягода не теряет товарный вид при транспортировке. «К примеру, Сербия и Польша, которые являются европейскими лидерами по объемам производства малины, почти весь урожай экспортируют именно в замороженном виде», — подчеркивает Гетьман.
объем рынка ягод в украине в 2015-м превысил $250 млн
Наши производители оценили возможности этого направления и сейчас активно наращивают экспорт замороженной ягоды. За первые шесть месяцев текущего года они отправили на внешний рынок 24 000 т замороженных ягод, что на 56% больше, чем в первом полугодии 2015‑го. Это рекордный показатель за последние 10 лет.
«В сезон цены на внутреннем рынке едва покрывают затраты на выращивание, — рассказывает один из производителей. — В то же время если купить оборудование для охлаждения и заморозки, ты сразу окажешься на коне».
Ягодный рынок в Украине пока только формируется. «Инвестиции пришли сюда относительно недавно, — отмечает генеральный директор компании «УкрАгроКонсалт» Сергей Феофилов. — Скоро ягодный бизнес в Украине станет высоколиквидным».