Новини / Аналітика     12 жовтня 2016 00:28

Рынок ягод в Украине: рекордный экспорт и растущая ликвидность


Основатель проекта «Украинская ягода» Тарас Баштанник пришел в ягодный бизнес из зерновой компании «Укрзернопром». «Я ездил по хозяйствам, собирал информацию, — рассказывает Баштанник. — Понял, что выращивание ягод может быть очень прибыльным». В 2012 году он арендовал 137 га земли в Бердичевском районе Житомирской области и уже осенью высадил первые кусты смородины. Сейчас свою продукцию под торговой маркой «Украинская ягода» аграрий продает во многих торговых сетях страны.

Последние несколько сезонов в Украине эта отрасль неплохо развивается. По данным проекта «АПК‑Информ: овощи и фрукты», ежегодно производство ягод увеличивается на 4%.

Объем рынка в 2015‑м превысил $250 млн, наши производители вырастили 190 000 т ягод. В топ‑3 самых продаваемых входят земляника садовая (клубника), малина и голубика. При этом потребление ягод в Украине все еще в четыре раза ниже, чем в Европе.

В нашей стране выращиванием ягод в основном занимаются мелкие фермеры. Сейчас урожайность ягодных культур в Украине на 7–20% ниже, чем в соседней Польше. Это объясняется тем, что фермеры не инвестируют в новые высокопродуктивные сорта. Но вскоре ситуация может измениться: в последнее время из‑за высокой рентабельности ягодного направления, которая может достигать 50%, им стали интересоваться крупные производители.

001yagodi

Сезон с вызовом
Нынешний ягодный сезон нельзя назвать успешным для производителей. Причина — заморозки весной и дождливое начало лета. «Валовой сбор черной смородины и черешни меньше, чем в прошлом году, — говорит Баштанник. — По голубике и малине ситуация лучше». Согласно данным «АПК‑Информ», урожай малины в 2016-м увеличился на 10%, до рекордных 69 000 т.

Самой востребованной в нашей стране остается клубника. Уровень ее потребления достигает 70 000 т в год. Украина занимает седьмое место в Европе по объемам производства этой культуры, мы выращиваем 6% от всего мирового урожая этой ягоды. Производство растет на 2–5% в год. «Эта культура является одной из самых традиционных для украинцев, — подчеркивает генеральный директор компании «АгроВесна» Александр Ткачук. — По цене она доступна для всех слоев населения». В этом сезоне средний уровень закупочных цен на клубнику составлял 20 грн/кг, что всего на 3% выше, чем годом ранее.

В Украине выращиванием ягод в основном занимаются мелкие фермеры, поэтому ассортимент этой продукции пока не слишком разнообразный

В Украине выращиванием ягод в основном занимаются мелкие фермеры, поэтому ассортимент этой продукции пока не слишком разнообразный

Вторая по популярности в Украине — малина. Под этой ягодой занято 6000 га земли. За последний год спрос на саженцы малины вырос в 2,5 раза, говорит эксперт аграрных рынков Татьяна Гетьман. В 2015‑м урожай малины вырос на 12% по сравнению с предыдущим годом, до 70 000 т.

Новини за темою:  Україна втратила від 5 до 10% урожаю через заморозки: у Мінагро розповіли про наслідки весняної негоди

В последние время растет популярность голубики. В Украине ею уже засадили в полтора раза больше площадей, чем малиной. Несмотря на дорогие саженцы (цена за один может доходить до 2 евро) и на то, что плодоношение наступает лишь на третий сезон, голубика является сверхрентабельной культурой. По словам основателя питомника «Брусвяна» Владимира Дмитриева, затраты на выращивание голубики на 1 га (это примерно 12 000 кг ягод. — Ред.) составляют 10–15 гривен (без учета капитальных инвестиций), а голубику в рознице и на рынках продают по 300–350 грн/кг. Компания «Бетек» засадила этой ягодой 200 га в Житомирской области. К примеру, самый крупный в Европе производитель голубики выращивает ее на 350 га.

И все же украинский ягодный ассортимент пока не слишком разнообразный. Фермеры еще только начинают присматриваться к актинидии, аронии и жимолости и постепенно наращивают площади под ежевикой и облепихой. «В Европе растет спрос на полезные в косметологии и питании суперфрукты: асаю, черноплодную аронию, ягоды годжи, — отмечает эксперт по сельскому хозяйству Оксана Король. — А значит, скоро эти малоизвестные ягоды станут востребованными и в Украине».

Экспортные горизонты
В мире спрос на мягкие ягоды постоянно растет, в среднем на 20% в год. Несмотря на то что за последние пять лет экспорт ягод из Украины увеличился в четыре раза, до $12,5 млн, наши производители отправляют на экспорт, по оценкам компании «УкрАгроКонсалт», всего 8% выращенной продукции. Наиболее востребованными являются клубника, а также черника и клюква. На внешнем рынке за украинскую продукцию готовы платить на 30% дороже, чем на внутреннем.

Раньше основным экспортным направлением для наших фермеров была Россия — на нее приходилось 98% всех поставок земляники садовой. Сейчас же они осваивают рынок ЕС, выходят на рынки стран Ближнего Востока и даже ЮАР. «Недавно мы отправили первую партию ягод в Объединенные Арабские Эмираты, — рассказывает директор компании «Поділля» Андрей Слободянюк. — Сейчас продолжаем искать другие рынки».

0001yagodi
Два года назад владельцы компании Small Fruit Олег Шубрат и Дмитрий Зубаха предложили производителям ягод объединиться в кооператив «Киевский». Сейчас члены кооператива экспортируют три вида органических ягод — малину, ежевику и клубнику — в страны Евросоюза. «Членство в нашем кооперативе позволяет владельцам небольших органических ферм (до 100 га) получать технологическую поддержку, а также продавать урожай по европейским ценам», — говорят основатели.

Новини за темою:  Апокаліпсис на українських полях: черешня — 549 грн, меду немає, полуниця гниє через негоду

Европейские трейдеры отмечают, что украинская ягода стала для них более интересным товаром, чем была еще пару лет назад. Наши производители начали больше внимания уделять сортовому разнообразию, внешнему виду, а также упаковке своей продукции. К тому же фермеры продают ягоды на 30% дешевле, чем их коллеги из других стран. «Польская и итальянская земляника садовая уже не так интересна европейцам, как ранее, — рассказывает производитель этой ягоды Андрей Петровицкий. — Несмотря на то что ее можно купить фактически круглый год, европейцы предпочитают вкус, а не пластик. К примеру, швейцарские торговые сети присматриваются к украинским хозяйствам». Пока речь идет о локальных поставках, но если ягода придется по вкусу, то вскоре они смогут закупать у нас крупные партии.

Одна из причин невысокого экспорта украинских ягод — наши аграрии не готовы вкладывать в маркетинг и продвижение своей продукции. «Большинство украинских плантаторов продолжают жить устаревшими понятиями и продавать ягоду в сезон прямо с поля за бесценок — без упаковки и элементарного охлаждения, — отмечает Петровицкий. — В то же время цена тепличной клубники в начале апреля составляет примерно $20 за килограмм».

Замороженная выгода
Замороженные ягоды экспортировать и удобнее, и выгоднее. В 2015-м продажа замороженных ягод в другие страны принесла нашим фермерам $9,4 млн — в три раза больше, чем свежих.

Замороженная ягода не теряет товарный вид при транспортировке. «К примеру, Сербия и Польша, которые являются европейскими лидерами по объемам производства малины, почти весь урожай экспортируют именно в замороженном виде», — подчеркивает Гетьман.

объем рынка ягод в украине в 2015-м превысил $250 млн

Наши производители оценили возможности этого направления и сейчас активно наращивают экспорт замороженной ягоды. За первые шесть месяцев текущего года они отправили на внешний рынок 24 000 т замороженных ягод, что на 56% больше, чем в первом полугодии 2015‑го. Это рекордный показатель за последние 10 лет.

«В сезон цены на внутреннем рынке едва покрывают затраты на выращивание, — рассказывает один из производителей. — В то же время если купить оборудование для охлаждения и заморозки, ты сразу окажешься на коне».
Ягодный рынок в Украине пока только формируется. «Инвестиции пришли сюда относительно недавно, — отмечает генеральный директор компании «УкрАгроКонсалт» Сергей Феофилов. — Скоро ягодный бизнес в Украине станет высоколиквидным».

Читайте також