Продовольственный экспорт из Украины в 2015 году сократился на 13%, до $14,8 млрд. Поставки продуктов питания в Евроcоюз снизились более чем на 20%. «На долю стран — членов ЕС сейчас приходится не больше трети украинского экспорта», — отмечает заместитель директора Института аграрной экономики Николай Пугачев. На треть, до $1,5 млрд, уменьшились поставки нашей агропродукции в страны СНГ. В то же время объем торговли с азиатскими странами, наоборот, вырос до $6,7 млрд.
«Самыми сложными для экспортеров остаются африканские страны, — говорит президент Украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко. — Часто бывает так, что покупатель заранее оплачивает половину стоимости товара, обещая перечислить оставшуюся часть по факту его получения, но не платит». Страны Африки купили украинской агропродукции на $3,8 млрд.
В прошлом году крупнейшим импортером украинского продовольствия стал Китай. Его доля в экспортных поставках выросла на 4%, до $1,2 млрд. Индия, которая в 2014‑м занимала первое место по объемам закупок отечественной агропродукции, в 2015 году переместилась на второе место ($1,1 млрд). В числе наших основных торговых партнеров остаются Египет ($1 млрд), Испания ($0,9 млрд), Турция ($0,8 млрд), Италия ($0,6 млрд) и Нидерланды ($0,6 млрд). Суммарная доля этих стран в украинском экспорте превышает 40%. Поставки украинского продовольствия в Россию, которая еще до недавних пор была для наших производителей одним из основных рынков сбыта, упали на 70%, до $0,3 млрд.
На внешних рынках наиболее востребованными остаются украинское зерно и растительное масло. В прошлом году на зарубежные рынки компании Украины поставили 37,4 млн т зерновых культур. Но из‑за падения мировых цен на сырье рекордные объемы экспорта принесли украинским аграриям меньшую валютную выручку — $6,1 млрд, что на 8% ниже, чем годом ранее. Активно покупал украинское зерно Египет — его доля в общем экспорте этой продукции достигла 12,6%. Китай, который в 2014‑м занимал лишь четвертое место в топ‑5 импортеров, в прошлом году увеличил объемы импорта зерна в денежном выражении на 83%, а свою долю в украинском экспорте зерновых вдвое, до 11,2%. «В 2015 году наше зерно активно покупали азиатские страны, в частности Таиланд», — говорит Пугачев.
Сейчас многие украинские компании с надеждой смотрят на открывающийся после отмены международных санкций иранский рынок, который готов импортировать продовольствия на $20 млрд в год. «Но решающим фактором все равно остается цена», — подчеркивает директор по развитию бизнеса компании UkrLandFarming Александр Руденко. К примеру, когда китайский рынок только открывался для украинских компаний, перед ULF встал вопрос: продать зерно на Ближний Восток своим традиционным покупателям или на новый рынок в КНР, где цена была на $10 за тонну ниже.
«Мы выбрали не новый рынок, а деньги»,
— рассказывает Руденко.
В последнее время китайские трейдеры стали интересоваться украинской мукой. В КНР растет потребление хлебобулочных изделий, оно уже достигает 5 кг на человека в год. Козаченко не видит смысла активно продвигать на экспорт продукты переработки зерновых. «В мире №1 по экспорту зерновых являются Соединенные Штаты: ежегодно эта страна экспортирует около 80 млн т зерна, не беспокоясь о его переработке, — замечает Козаченко. — Неужели кто‑то думает, что в США не хватает денег или интеллекта, чтобы поставлять на внешний рынок муку, а не зерно? Просто там давно считают это нецелесообразным».
По словам генерального директора ассоциации «Укроліяпром» Степана Капшука, в 2015/16 маркетинговом году Украина может увеличить производство подсолнечного масла до 4,6 млн т.
«Наша страна остается мировым лидером по производству и экспорту подсолнечного масла, — отмечает Капшук. — Сейчас на ее долю приходится 60% мировых поставок этого продукта». Сегодня у Украины появилась возможность восстановить свои позиции по поставкам подсолнечного масла в Турцию, а также увеличить экспорт в европейские страны. Наши масложировые компании активно осваивают и китайский рынок. В этом году объемы поставок масла в КНР могут достичь 550 000 т, в первом полугодии 2016‑го в эту страну отправится первая партия шрота. Одним из конкурентных преимуществ наших компаний является то, что украинская продукция не производится из генно‑модифицированных семян подсолнечника.
Поставки украинского продовольствия в Россию упали на 70%
Сейчас экспорт аграрной продукции стабильно приносит Украине около трети всей валютной выручки. Но закрепиться на внешних рынках не так просто. «В тех странах, куда бы мы хотели отправлять свою готовую продукцию, уже есть собственные предприятия по переработке сельхозпродукции. Чтобы потеснить их, нужно или демпинговать, или приобретать акции локальных компаний», — говорит Козаченко. В 2016‑м, по мнению участников рынка, валютная выручка от экспорта продукции агропромышленного комплекса не превысит прошлогоднюю, несмотря на то что экспортные поставки тех же зерновых составят не менее 36 млн т.
Мировые цены на сырье остаются невысокими. «Увеличив производство и экспорт сельскохозяйственных товаров даже втрое, мы получим ситуацию, как в известной истории о валютно‑обменном киоске, который, продавая доллар за 50% его стоимости, в результате получил огромные убытки, но оборот торгов превзошел все ожидания», — резюмирует директор центра «ВариУс» Валерий Жовтобрюх. l
Підписуйся на наш Telegram. Стеж за новинами у зручному форматі!