Новини    21 квітня 2017 15:32

Фамильный хлеб. История семейной компании Soufflet Group


Теплым августовским утром 2016 года министр сельского хозяйства Франции Стефан Ле Фоль принимал у себя в кабинете почетного гостя. Глава Soufflet Group Жан‑Мишель Суффле, высокий блондин 60 лет, быстро откликнулся на приглашение чиновника. Вопрос был серьезным — кризис на зерновом рынке Франции. Суффле к встрече подготовился — приехал со списком готовых решений и ответов на многие возникшие вопросы: от льготного кредитования фермеров до усовершенствования логистики и даже повышения качества сельскохозяйственной продукции.

845

Глава Soufflet Group Жан‑Мишель Суффле Фото: cfts.org.ua

Почему чиновник такого уровня первым делом позвонил наследнику семейной компании? Дело в том, что зерноторговая группа Soufflet в агросекторе Франции играет не меньшую роль, чем «Газпром» на энергорынке России. Это ключевой игрок, к мнению и предложениям которого прислушиваются власть, частный бизнес, компании из других стран.

Масштабы Soufflet Group с трудом укладываются в привычное представление о семейном бизнесе. Годовой доход на уровне 4,6 млрд евро, 42 предприятия в 18 странах, более 7000 сотрудников… Семейной эту компанию называют без налета романтики. Здесь действительно уже более ста лет тщательно соблюдаются правила преемственности: руководят Soufflet Group исключительно члены семьи. Последние 16 лет у руля бизнеса — правнук основателя группы.

Кавалер ордена Почетного легиона Жан‑Мишель Суффле — человек очень скромный. На вопрос, в чем секрет многолетней устойчивости компании, он отвечает: «Это плод десятилетий работы и долгосрочная стратегия развития, основанная на желании быть сильными на всех этапах агробизнеса — от сбора урожая до переработки».

Финансовая независимость и перманентное реинвестирование прибыли в развитие бизнеса со стороны семейных акционеров — бизнес‑модель, которой десятилетиями придерживается Soufflet Group.

«Компания принадлежит моему отцу, сестре и мне. Отец — председатель наблюдательного совета. Мы видимся каждый день и даже один раз в месяц в субботу утром. Решения принимаются очень быстро», — рассказывает глава компании. Благодаря этому группа может самостоятельно реинвестировать в год около $150 млн.

Жан‑Франсуа Лепи, руководитель торгового подразделения Soufflet Group, утверждает, что компания создавалась в условиях очень тесного взаимодействия с фермерами. По сей день эта связь — основа бизнеса.soufflet9

Soufflet Group — крупнейший частный покупатель зерновых в Европе. Группа ежегодно скупает у производителей более 4 млн т зерновых во Франции и около 1 млн т в других странах. Это ведущий европейский производитель муки и шестой в мире игрок на рынке солода с предприятиями в Европе, Азии и Южной Америке. Кроме того, во Франции компания является лидером в производстве кукурузы, а также занимает сильные позиции в виноделии и в производстве хлебобулочных изделий.

Элеватор на Сене

Начиналось все с небольшого бизнеса. В 1900 году супруги Пьер и Люси Жюшо за 1800 франков приобрели в городке Ножан‑сюр‑Сен (Шампань) зерновой элеватор. 36 следующих лет компания оставалась локальным игроком — работала с фермерами в радиусе 20 км, пока штурвал управления не взял в свои руки их зять Жан Суффле. Предприниматель инвестировал в расширение мощностей, построил силос на берегу Сены (где и сейчас находится штаб‑квартира компании).

Groupe-Soufflet-Vue-aerienne_diaporama_619x438

После того как в 1957 году Жан Суффле умер, управление компанией перешло в руки его 26‑летнего сына Мишеля. При нем Soufflet выросла в одну из ведущих мировых агропромышленных групп. Одним из первых проектов Мишеля стало использование старых вагонов‑цистерн для перевозки жидких азотных удобрений. Старые цистерны можно было купить дешево, но свою задачу они выполняли сполна. В результате фермеры могли быстрее получить нужные им удобрения, а Soufflet — прибыль от их продажи. Следующим шагом стала организация поставок зерна на элеватор прямо с поля. В 1966 году он сделал первые шаги на международном рынке зерна.

«Мой отец сразу же поставил перед собой задачу развития международных продаж, но не хватало производственной базы, чтобы сделать это. Он построил силос в порту Руана для расширения экспорта зерна, в первую очередь в государства ЕС и третьи страны», — рассказывает Жан‑Мишель Суффле. Особенностью гавани в Руане является ее удобство для перегрузки зерна с речных судов на морские. Это дало компании возможность возить зерно в Англию.

На это дорогое и немного авантюрное мероприятие компании приходилось тратить свои деньги в течение двух лет, пока Soufflet Group не получила кредит в 900 000 франков. Но в конечном счете затраты окупились. После такого успеха группа решила пойти дальше и создала свои первые филиалы за рубежом: в Великобритании, Италии и Нидерландах. Эта стратегия оказалась правильной. В 1980‑х годах Soufflet Group уже была третьим французским экспортером зерна и начинала теснить на международном уровне таких гигантов, как Cargill и Louis Dreyfus.

Эти первые европейские завоевания были сделаны параллельно со структурированием бизнеса Soufflet Group. Группа делит свою деятельность на несколько секторов: солодовое, сельскохозяйственное, торговое.

Правильная диверсификация

В 1980‑е французская компания активно занялась переработкой аграрной продукции. Сначала был создан собственный пекарный комплекс в городе Тервиле, который положил начало производству замороженных кондитерских и других хлебобулочных изделий. В 1981‑м мукомольное направление бизнеса группы возглавил Жан‑Мишель, которому на тот момент исполнилось только 24 года. Это был его первый опыт в бизнесе.

В 1986‑м компания начала молоть кукурузу, став европейским лидером в этой нише. Два года спустя она стала перерабатывать рис и заниматься сушеными овощами. Это привело к необходимости запуска ряда собственных торговых марок.

Стратегия диверсификации оказалась очень удачной, поскольку через некоторое время мучной бизнес столкнулся со значительными трудностями. Страны Северной Африки (Ливия, Египет, Марокко), которые раньше были для французов крупным рынком сбыта муки, сами занялись помолом зерна. Турция превратилась из импортера в одного из крупнейших экспортеров муки. Из‑за этого Soufflet Group сократила торговлю данным продуктом вполовину, но без больших потерь — группа продолжала диверсификацию бизнеса. Новым его направлением стало виноделие. Компания начала поставлять весь ассортимент необходимой для выращивания винограда продукции и расширила свою сеть магазинов Soufflet Vigne.

Важной вехой в развитии бизнеса группы стало приобретение в 1994 году крупного производителя солода Pantin Group, который также контролировал зернотрейдера Cerapro. «Нам удалось приобрести эту компанию, благодаря чему в середине 1990‑х мы стали очень крупным игроком на рынке производства муки, хлеба и солода», — вспоминает Жан‑Мишель.

К началу 1990‑х доходы компании достигли 2,6 млрд евро. Операции группы были сосредоточены в основном на европейском рынке.

В восточном направлении

В 1990‑е годы после развала Советского Союза Soufflet Group начала настоящую экспансию в восточно‑европейском направлении. Сначала группа купила пять солодовых заводов в Венгрии, Польше, Румынии, Словакии. В конце 1990‑х французы отважились на инвестирование в страны бывшего СССР. В 1997 году группа заключила соглашение с российской пивоваренной компанией «Балтика». Условия соглашения требовали от Soufflet строительства солодовенного завода в Санкт‑Петербурге. Компания инвестировала в предприятие $35 млн. За это россияне передали партнерам 70% акций завода, открытие которого состоялось в ноябре 2000‑го. Параллельно с этим французский холдинг занялся реализацией еще одного проекта. Совместно с Московским комбинатом хлебопродуктов Soufflet Group учредила предприятие по изготовлению хлебопекарских смесей «Дальняя мельница». Сейчас этот завод в пределах России стал лидером в своей отрасли. А в 2010 году в городе Грязи Липецкой области были открыты элеватор и семенной завод.

suffle

 

Второй страной на постсоветском пространстве, где французский холдинг начал развивать свой бизнес, стал Казахстан. Однако в отличие от РФ, активы в этой республике достались французам в качестве бонуса. В 2002 году Soufflet приобрела чешскую компанию Tchecomalt, которая владела солодовенным заводом в Текели (Алматинская область, Казахстан). Этот объект находится вблизи китайской границы. Так что французы получили отличную возможность для экспорта продукции в Китай.

Украинский вектор

Сейчас крупнейший частный зернотрейдер Франции, без преувеличения, сосредоточил свое внимание на Украине. Для компании важно закрепиться на перспективном украинском зерновом рынке.

19 июня 2015 года Soufflet Group подписала Меморандум о намерении инвестировать в строительство зернового перегрузочного комплекса в Черноморском порту. Заявленный объем инвестиций составляет $70 млн. Николай Горбачев, директор компании New World Grain Ukraine, входящей в состав группы Soufflet, рассказывал в 2015‑м, что холдинг планирует превратить Черноморский порт во «врата, через которые удастся накормить весь мир».

16736783-1177445442368380-1129287649-n

Николай Горбачев, директор компании New World Grain Ukraine Фото: ports.com.ua

Сегодня он менее оптимистичен. В комментарии нашему журналу спустя год после подписания меморандума Горбачев рассказал, что все это время (уже почти два года) ожидает проведения тендера, в котором, похоже, никто не заинтересован. С ним не соглашается заместитель министра инфраструктуры Надежда Казначеева. «Если речь идет о 24‑м складе порта, то министерство давно одобрило этот проект. Министерство готово к реализации проекта. Soufflet ни разу за все это время не заявила нам о каких‑либо проблемах», — ответила она на вопрос Landlord.

Свою деятельность в Украине группа Soufflet начинала с производства солода. В 2004 году компания приобрела Славутский солодовенный завод (Хмельницкая область). Эта солодовня является крупнейшей в Восточной Европе и может производить 200 000 т солода в год. В развитие предприятия группа вложила 20 млн евро. В 2009‑м французы купили Днепропетровский пивоваренный завод «Дніпро» мощностью до 100 000 т солода в год. Таким образом, Soufflet стала самым крупным производителем солода в Украине.

мы уверены в завтрашнем дне зернового рынка украины

Другая сфера деятельности группы в нашей стране — создание сети элеваторов. В 2009 году Soufflet купила элеватор в Жашкове (Черкасская область). Позднее компания приобрела элеваторы в Городке (Хмельницкая область) и Каролине (Винницкая область). Такое внимание к элеваторам неспроста. С их помощью французы надеются заложить фундамент для дальнейшего развития своего бизнеса в Украине. С этой целью Soufflet пытается заручиться поддержкой фермеров, не только покупая у них зерно, но и предоставляя им разного рода технические услуги. Речь идет о подборе сортов зерновых, удобрений и средств защиты растений.

Торговлей зерном на украинском рынке группа занимается с 2007‑го. По словам Горбачева, Soufflet Group стабильно экспортирует около 500 000 т украинского зерна в год. «Напряженная политическая ситуация в Украине и крайне нестабильная гривна мало повлияли на зерновой рынок этой страны, поэтому мы считаем целесообразным строительство собственных портовых сооружений, чтобы укрепить наши позиции на рынке закупки зерновых. Мы уверены в завтрашнем дне зернового рынка Украины», — говорится в годовом отчете Soufflet Group за 2015 год.

Сподобався цей матеріал?
Підтримайте його автора!

Читайте також

Ще немає новин у цій стрічці ...