Уже шестнадцать лет каждую осень во Львове проходит двухдневный международный экономический форум, в рамках которого обсуждаются наиболее острые и актуальные вопросы экономического развития страны. В этом году форум, организованный Львовской областной государственной администрацией, проходил третьего и четвертого ноября.
Символично то, что второй день форума посвятили теме аграрного бизнеса и пищевой промышленности. Локация, на которой четвертого ноября состоялось выездное заседание форума, как нельзя лучше олицетворяла и дополняла выбранную тему. Компания Carlsberg Ukraine, один из крупнейших производителей пива в Украине и партнер форума, предоставила участникам события возможность обменяться мыслями на территории музейно-культурного комплекса пивной истории «Львіварня».
Программа второго дня форума была очень насыщенной и при этом сбалансированной: после деловой части, состоявшей из двух панельных дискуссий и пресс-конференции, гостей пригласили на экскурсию по территории музея, дегустацию пива, и выставку картин современных украинских художников.
«Львовская область – один из лучших примеров успешного проведения реформ, в частности децентрализации и снижения налогового давления на бизнес, – отметил в своем приветственном слове губернатор Львовской области Олег Синютка. – Каждую неделю в области открывается, минимум, одно новое предприятие. – У Львовской области множество преимуществ, способствующих активному развитию бизнеса. Развитая инфраструктура: качественные дороги, современные таможенные переходы, – а также сила традиций, не только местных, но и европейских».

Наталья Микольская, заместитель министра экономического развития и торговли, торговый представитель Украины
В своем приветственном слове заместитель Министра экономического развития и торговли – торговый представитель Украины Наталья Микольская с гордостью подчеркнула: Львовщина – это ее дом, и ей приятно, как львовянке, что событие такого высокого уровня проходит уже который год в столь важном для нее месте. Примечательно то, что во Львовской области многие предприятия развиваются при поддержке не только финансовых структур, но и отдельных государств. В частности, успешно реализуется большое количество бизнес-проектов при поддержке Королевства Дания. Детально об этих проектах, а также о перспективах дальнейшего сотрудничества рассказал в своем приветственном слове Чрезвычайный и Уполномоченный посол Королевства Дания в Украине Кристиан Донс Кристенсен.
Лучший пример эффективной прямой датской инвестиции – компания Carlsberg Ukraine, один из лидеров пивоваренной отрасли в Украине. Продолжая мысль о плодотворном сотрудничестве Дании и Украины, озвученную г-ном Кристенсеном, Генеральный директор Carlsberg Ukraine Евгений Шевченко свое приветственное слово посвятил Carlsberg Foundation. Фонд, основанный создателем компании Carlsberg Якобом Якобсеном в 1876 году, стал впоследствии одним из основных двигателей развития науки в Дании. «В 1870-х компания Carlsberg была уже очень успешной, и Якобсен хотел поделиться этим успехом со своей сраной. Он основал Carlsberg Foundation, главной целью которой была поддержка науки и исследований в разных областях», – рассказывал Евгений Шевченко в своем приветственном слове.
После приветственного слова уважаемых спикеров последовало две панельные дискуссии, посвященные инвестициям в аграрный сектор и пищевую промышленность, а также эффективному выходу украинских производителей продуктов питания на внешние рынки. В рамках первой панельной дискуссии «Производство продукции с добавленной стоимостью как фактор повышения конкурентных преимуществ украинских компаний: инвестиции, стандарты, выход на внешние рынки», обсуждались возможности и конкретные инструменты финансирования и страхования компаний агросектора.
- Как использовать экспортно-кредитное агентство и поддержку других финансовых организаций для инвестиций и финансирования в оборудование для сельскохозяйственного сектора?
- Инновационные инструменты финансирования аграрных компаний: международный опыт и практика в Украине.
- Страховые продукты для АПК: аргументация целесообразности, перспективы и риски.
- Портрет компаний, которые интересны стратегическим и институциональным инвесторам: потенциальные объекты M&A и вложений в ценные бумаги.
- Создание прозрачной финансовой отчетности и наличие систем контролинга как главное условие привлечения инвестиций.
Спикерами этой панельной дискуссии выступили:
- Стивен Фишер, генеральный директор Citybank в Украине.
- Антон Короленко, менеджер по развитию бизнеса Syngenta в Украине
- Наталия Порвина, директор департамента поддержки аграрного бизнеса банка «Креди Агриколь Банк»
- Янина Пономарева, коммерческий директор «ОТП-Лизинг»
- Александр Говядин, вице-президент по финансам Carlsberg Ukraine
- Кристиан Донс Кристенсен, Чрезвычайный и Уполномоченный Посол Королевства Дания в Украине
- Дмитрий Татаринов, генеральный директор «ТВТ – Страховий Брокер»
- Юрий Астахов, глава агропромышленной группы инвестиционно-банковского департамента компании Dragon Capital.
- Оксана Крыжановская, партнер международной юридической компании «Александров и партнеры».
Не менее интересной частью форума стала вторая панельная дискуссия: «Стратегия выхода украинских компаний-производителей продуктов питания на зарубежные рынки. Сценарии эффективного партнерства с крупнейшими международными компаниями». В рамках панели разгорелось бурное обсуждение вопросов, связанных с выходом украинских производителей сырья и готовых пищевых продуктов на внешние рынки. Отдельно рассматривались возможности для малого и среднего аграрного бизнеса, а именно – как этим субъектам предпринимательской деятельности выйти со своей продукцией на рынки других стран. Заместитель Министра экономического развития и торговли – торговый представитель Украины Наталья Микольская подробно рассказала о стратегии укрепления торговых отношений со странами-импортерами украинского продовольствия.
Ольга Трофимцева, заместитель Министра аграрной политики и продовольствия Украины по вопросам евроинтеграции, рассказала о программах, начатых ее предшественниками, а также о новых идеях и способах их реализации. Главная мысль, озвученная Микольская и Трофимцевой: оба министерства открыты к диалогу с участниками рынка, и сейчас производителям стало еще проще доносить свои идеи и потребности до сотрудников профильных ведомств, посредством электронной почты.

Ольга Трофимцева, заместитель Министра аграрной политики и продовольствия Украины по вопросам евроинтеграции
Олег Волошин, глава правления компании «Дубно-молоко» (ТМ Комо), поделился своим опытом работы с экспортными рынками. Производители молочной продукции за последние годы пережили серьезное падение рынка, связанное с закрытием российского рынка. Многие из них отправляли на этот рынок 80% объема предназначенных для экспорта товаров. А некоторые – 80% общего объема произведенной продукции. Потеря российского рынка заставила их переориентироваться на внутренний рынок или искать возможности для экспорта продукции в другие страны. «Нам пришлось нелегко, как и многим нашим коллегам, – констатировал Волошин. – Между тем, мы сумели найти возможности на других экспортных рынках. Главное – понимать местную культуру, предпочтения и правильно работать с брендами».

Олег Волошин, председатель правления ОАО «Дубно-молоко» (ТМ «Комо»), Инна Метелева, заместитель председателя правления «Сварог Вест Груп», Александр Жемойда, исполнительный директор Украинского клуба аграрного бизнеса
Инна Метелева, заместитель главы правления аграрной компании «Сварог Вест Групп» в своем докладе особое внимание уделила проекту «Первый национальный аграрный кооператив». Эту инициативу компании «Сварог», которую поддержали многие другие крупные агрокомпании Украины. Члены кооператива – это селяне и фермеры. По отдельности им сложно сбывать сельскохозяйственную продукцию, которую они производят. Объединившись и продавая товары централизованно, они увеличивают свои шансы на получение достойной оплаты за свою продукцию. Многие из них производят уникальные продукты, нишевые культуры, которые можно экспортировать с высокой маржей. Их закупает у фермеров компания «Сварог Вест Групп» и продает на внешние рынки.
Александр Жемойда, исполнительный директор Украинского клуба аграрного бизнеса (УКАБ), посвятил свой доклад особенностям взаимодействия профильных ассоциаций с органами исполнительной власти. Почему в Украине более сотни профильных ассоциаций в одном только агросекторе, и лишь единицы действительно эффективны. Особое внимание Жемойда уделил вопросам экспорта, а также роли ассоциаций, в частности УКАБ, в выходе украинских производителей продуктов питания на внешние рынки.

Огора Кеннеди Анахинга, главный сельскохозяйственный сотрудник Министерства сельского хозяйства Кении
Огора Кеннеди Анахинга, главный сельскохозяйственный сотрудник Министерства сельского хозяйства Кении, рассказал в своем выступлении об особенностях развития аграрного сектора в этой африканской стране. Кения – аграрная страна, мощный производитель и экспортер сельскохозяйственной продукции. При этом, Украина – один из стратегических торговых партнеров Кении. «С 2013-го по 2016 год торговый оборот между Кенией и Украиной вырос на 198%, до $61,8 млн», – отметил Анахинга.
Юрий Сузанский, менеджер департамента пищевых ингредиентов компании BASF, рассказал в своем выступлении о недавно запущенном компанией проекте фортификации (обогащения витамином А) подсолнечного масла, которое экспортируется в страны Африки и Азии. «В этих регионах существует наибольший дефицит витамина А, что влияет на общий уровень здоровья, – рассказывал Сузанский. – Эта проблема настолько актуальная, что в некоторых странах на законодательном уровне запрещен импорт товаров, не обогащенных витамином А. Суть нашей программы заключается в обогащении подсолнечного масла, произведенного в Украине, витаминами компании BASF».
Во львовской области работает большое количество небольших аграрных предприятий. Львовские фермеры склонны к объединению в ассоциации и кооперативы, поскольку понимают: лишь общими усилиями малые предприятия могут добиться существенных результатов. Львовская областная государственная администрация со своей стороны поддерживает фермерские союзы и помогает им во всех начинаниях. «Во Львовской области функционирует 1044 фермерских хозяйств, более двадцати крупных аграрных формирований, которые вместе обрабатывают 328 000 га сельскохозяйственных земель, – рассказала директор департамента агропромышленного развития Львовской облгосадминистрации Наталья Хмыз. – В 2015 году агропредприятия области экспортировали в общей сложности сельскохозяйственной и пищевой продукции на $322 млн». Для многих фермерских хозяйств возможность для экспорта открывает сотрудничество с местным оптовым рынком сельскохозяйственной продукции «Шувар». Рынок формирует товарные партии продукции и отправляет их на рынок Польши. В эти партии, как правило, включают зерновые культуры, овощи и фрукты, масличные культуры.
Между тем, ошибочно полагать, что возможности для фермеров заключены исключительно в экспорте. «Мы долгое время закупали для наших ресторанов продукты за рубежом, но однажды остановились и подумали: зачем мы переплачиваем, импортируя томаты, мясо и т.д., если у нас на Львовщине производят продукты, которые не уступают, а порой и превосходят по качеству импортные товары, – задался в своем выступлении вопросом известный львовский ресторатор Марк Зархин. – Осознав это, мы переориентировались на работу с местными фермерами, и, должен признаться, очень довольны этим сотрудничеством». В рамках официальной части второго дня XVI Международного экономического форума во Львове параллельно с первой панельной дискуссией проходила пресс-конференция, в рамках которой Наталья Микольская заверила, что правительство продолжает работу над Национальной экспортной стратегией, чтобы хоть как-то смягчить удар от потери российского рынка. По ее словам, ключевыми для Украины остаются рынки Африки, Азии и ЕС.
«Людей нужно научить продавать свою продукцию. Нужно научить их пользоваться инструментами страхования рисков», – заявил Ростислав Замлинский, первый заместитель председателя Львовской областной государственной администрации. Сегодня Львовская область остается одним из лидеров по экспорту продукции АПК. Естественно, близость к европейской границе влечёт сюда инвесторов, но не только в этом секрет, считает представитель обладминистрации. Он пояснил, что одной из причин динамичного развития АПК во Львовской области является налаженная коммуникация агропроизводителей с органами власти. Залинский также отметил, что в регионе не существует фермерского хозяйства, которое бы не знало о программах господдержки. Ольга Трофимцева, заместитель Министра АПК по евроинтеграции, отметила, что ее ведомство будет активно поддерживать производителей нишевых продуктов, а также производителей продукции с добавленной стоимостью. Именно этой категории товаров, по ее мнению, нужно уделить особое внимание, поскольку торговать зерном и маслом Украина уже и так научилась. Сейчас Министерство АПК, совместно с Министерством экономического развития и торговли работают над организацией торговых миссий в Китай, Канаду, страны Африки. “Мы выбрали страны, где нас ждут… В Африку у нас будет не одна миссия, а несколько, поскольку регион очень большой”, – сказала Наталья Микольская. Она уточнила, что Украина уже провела 200 мероприятий в этом году с представителями африканских стран. Мыкольска также пообещала активно вести работу по продвижению украинских товаров в Китай. Правительство продолжает активные переговоры о подписании ЗСТ с Израилем и Турцией.
Підписуйся на наш Telegram. Стеж за новинами у зручному форматі!