Події    15 листопада 2016 18:11

Второй день XVI Международного экономического форума во Львове: «Агропродукция: прорыв на внешний рынок»


Уже шестнадцать лет каждую осень во Львове проходит двухдневный международный экономический форум, в рамках которого обсуждаются наиболее острые и актуальные вопросы экономического развития страны. В этом году форум, организованный Львовской областной государственной администрацией, проходил третьего и четвертого ноября.

Символично то, что второй день форума посвятили теме аграрного бизнеса и пищевой промышленности. Локация, на которой четвертого ноября состоялось выездное заседание форума, как нельзя лучше олицетворяла и дополняла выбранную тему. Компания Carlsberg Ukraine, один из крупнейших производителей пива в Украине и партнер форума, предоставила участникам события возможность обменяться мыслями на территории музейно-культурного комплекса пивной истории «Львіварня».

Программа второго дня форума была очень насыщенной и при этом сбалансированной: после деловой части, состоявшей из двух панельных дискуссий и пресс-конференции, гостей пригласили на экскурсию по территории музея, дегустацию пива, и выставку картин современных украинских художников.

Олега Синютка, председатель Львовской областной государственной администрации

Олега Синютка, председатель Львовской областной государственной администрации

«Львовская область – один из лучших примеров успешного проведения реформ, в частности децентрализации и снижения налогового давления на бизнес, – отметил в своем приветственном слове губернатор Львовской области Олег Синютка. – Каждую неделю в области открывается, минимум, одно новое предприятие. – У Львовской области множество преимуществ, способствующих активному развитию бизнеса. Развитая инфраструктура: качественные дороги, современные таможенные переходы, – а также сила традиций, не только местных, но и европейских».

Наталия Микольськая заместитель министра экономического развития и торговли– торговый представитель Украины

Наталья Микольская, заместитель министра экономического развития и торговли, торговый представитель Украины

В своем приветственном слове заместитель Министра экономического развития и торговли – торговый представитель Украины Наталья Микольская с гордостью подчеркнула: Львовщина – это ее дом, и ей приятно, как львовянке, что событие такого высокого уровня проходит уже который год в столь важном для нее месте. Примечательно то, что во Львовской области многие предприятия развиваются при поддержке не только финансовых структур, но и отдельных государств. В частности, успешно реализуется большое количество бизнес-проектов при поддержке Королевства Дания. Детально об этих проектах, а также о перспективах дальнейшего сотрудничества рассказал в своем приветственном слове Чрезвычайный и Уполномоченный посол Королевства Дания в Украине Кристиан Донс Кристенсен.

Евгений Шевченко, генеральный директор Carlsberg Ukraine

Евгений Шевченко, генеральный директор Carlsberg Ukraine

Лучший пример эффективной прямой датской инвестиции – компания Carlsberg Ukraine, один из лидеров пивоваренной отрасли в Украине. Продолжая мысль о плодотворном сотрудничестве Дании и Украины, озвученную г-ном Кристенсеном, Генеральный директор Carlsberg Ukraine Евгений Шевченко свое приветственное слово посвятил Carlsberg Foundation. Фонд, основанный создателем компании Carlsberg Якобом Якобсеном в 1876 году, стал впоследствии одним из основных двигателей развития науки в Дании. «В 1870-х компания Carlsberg была уже очень успешной, и Якобсен хотел поделиться этим успехом со своей сраной. Он основал Carlsberg Foundation, главной целью которой была поддержка науки и исследований в разных областях», – рассказывал Евгений Шевченко в своем приветственном слове.

Кристиан Донс Кристенсен, Чрезвычайный и Полномочный Посол Королевства Дания в Украине

Кристиан Донс Кристенсен, Чрезвычайный и Полномочный Посол Королевства Дания в Украине

После приветственного слова уважаемых спикеров последовало две панельные дискуссии, посвященные инвестициям в аграрный сектор и пищевую промышленность, а также эффективному выходу украинских производителей продуктов питания на внешние рынки. В рамках первой панельной дискуссии «Производство продукции с добавленной стоимостью как фактор повышения конкурентных преимуществ украинских компаний: инвестиции, стандарты, выход на внешние рынки», обсуждались возможности и конкретные инструменты финансирования и страхования компаний агросектора.

  1. Как использовать экспортно-кредитное агентство и поддержку других финансовых организаций для инвестиций и финансирования в оборудование для сельскохозяйственного сектора?
  2. Инновационные инструменты финансирования аграрных компаний: международный опыт и практика в Украине.
  3. Страховые продукты для АПК: аргументация целесообразности, перспективы и риски.
  4. Портрет компаний, которые интересны стратегическим и институциональным инвесторам: потенциальные объекты M&A и вложений в ценные бумаги.
  5. Создание прозрачной финансовой отчетности и наличие систем контролинга как главное условие привлечения инвестиций.

Спикерами этой панельной дискуссии выступили:

  • Стивен Фишер, генеральный директор Citybank в Украине.
  • Антон Короленко, менеджер по развитию бизнеса Syngenta в Украине
  • Наталия Порвина, директор департамента поддержки аграрного бизнеса банка «Креди Агриколь Банк»
  • Янина Пономарева, коммерческий директор «ОТП-Лизинг»
  • Александр Говядин, вице-президент по финансам Carlsberg Ukraine
  • Кристиан Донс Кристенсен, Чрезвычайный и Уполномоченный Посол Королевства Дания в Украине
  • Дмитрий Татаринов, генеральный директор «ТВТ – Страховий Брокер»
  • Юрий Астахов, глава агропромышленной группы инвестиционно-банковского департамента компании Dragon Capital.
  • Оксана Крыжановская, партнер международной юридической компании «Александров и партнеры».

Не менее интересной частью форума стала вторая панельная дискуссия: «Стратегия выхода украинских компаний-производителей продуктов питания на зарубежные рынки. Сценарии эффективного партнерства с крупнейшими международными компаниями». В рамках панели разгорелось бурное обсуждение вопросов, связанных с выходом украинских производителей сырья и готовых пищевых продуктов на внешние рынки. Отдельно рассматривались возможности для малого и среднего аграрного бизнеса, а именно – как этим субъектам предпринимательской деятельности выйти со своей продукцией на рынки других стран. Заместитель Министра экономического развития и торговли – торговый представитель Украины Наталья Микольская подробно рассказала о стратегии укрепления торговых отношений со странами-импортерами украинского продовольствия.

Ольга Трофимцева, заместитель Министра аграрной политики и продовольствия Украины по вопросам евроинтеграции, рассказала о программах, начатых ее предшественниками, а также о новых идеях и способах их реализации. Главная мысль, озвученная Микольская и Трофимцевой: оба министерства открыты к диалогу с участниками рынка, и сейчас производителям стало еще проще доносить свои идеи и потребности до сотрудников профильных ведомств, посредством электронной почты.

Ольга Трофимцовым, заместитель Министра аграрной политики и продовольствия Украины по вопросам евроинтеграции

Ольга Трофимцева, заместитель Министра аграрной политики и продовольствия Украины по вопросам евроинтеграции

Олег Волошин, глава правления компании «Дубно-молоко» (ТМ Комо), поделился своим опытом работы с экспортными рынками. Производители молочной продукции за последние годы пережили серьезное падение рынка, связанное с закрытием российского рынка. Многие из них отправляли на этот рынок 80% объема предназначенных для экспорта товаров. А некоторые – 80% общего объема произведенной продукции. Потеря российского рынка заставила их переориентироваться на внутренний рынок или искать возможности для экспорта продукции в другие страны. «Нам пришлось нелегко, как и многим нашим коллегам, – констатировал Волошин. – Между тем, мы сумели найти возможности на других экспортных рынках. Главное – понимать местную культуру, предпочтения и правильно работать с брендами».

Олег Волошин, председатель правления ОАО «Дубна-молоко» (ТМ «Комо»), Инна Метелева, заместитель председателя правления «Сварог Вест Груп», Александр Жемойда, исполнительный директор Украинского клуба аграрного бизнеса

Олег Волошин, председатель правления ОАО «Дубно-молоко» (ТМ «Комо»), Инна Метелева, заместитель председателя правления «Сварог Вест Груп», Александр Жемойда, исполнительный директор Украинского клуба аграрного бизнеса

Инна Метелева, заместитель главы правления аграрной компании «Сварог Вест Групп» в своем докладе особое внимание уделила проекту «Первый национальный аграрный кооператив». Эту инициативу компании «Сварог», которую поддержали многие другие крупные агрокомпании Украины. Члены кооператива – это селяне и фермеры. По отдельности им сложно сбывать сельскохозяйственную продукцию, которую они производят. Объединившись и продавая товары централизованно, они увеличивают свои шансы на получение достойной оплаты за свою продукцию. Многие из них производят уникальные продукты, нишевые культуры, которые можно экспортировать с высокой маржей. Их закупает у фермеров компания «Сварог Вест Групп» и продает на внешние рынки.

Александр Жемойда, исполнительный директор Украинского клуба аграрного бизнес

Александр Жемойда, исполнительный директор Украинского клуба аграрного бизнеса

Александр Жемойда, исполнительный директор Украинского клуба аграрного бизнеса (УКАБ), посвятил свой доклад особенностям взаимодействия профильных ассоциаций с органами исполнительной власти. Почему в Украине более сотни профильных ассоциаций в одном только агросекторе, и лишь единицы действительно эффективны. Особое внимание Жемойда уделил вопросам экспорта, а также роли ассоциаций, в частности УКАБ, в выходе украинских производителей продуктов питания на внешние рынки.

Огора Кеннеди Анахинга, главный сельскохозяйственный сотрудник Министерства сельского хозяйства Кении

Огора Кеннеди Анахинга, главный сельскохозяйственный сотрудник Министерства сельского хозяйства Кении

Огора Кеннеди Анахинга, главный сельскохозяйственный сотрудник Министерства сельского хозяйства Кении, рассказал в своем выступлении об особенностях развития аграрного сектора в этой африканской стране. Кения – аграрная страна, мощный производитель и экспортер сельскохозяйственной продукции. При этом, Украина – один из стратегических торговых партнеров Кении. «С 2013-го по 2016 год торговый оборот между Кенией и Украиной вырос на 198%, до $61,8 млн», – отметил Анахинга.

Юрий Сузанський, менеджер департамента пищевых ингредиентов, BASF Украины

Юрий Сузанский, менеджер департамента пищевых ингредиентов, BASF Украина

Юрий Сузанский, менеджер департамента пищевых ингредиентов компании BASF, рассказал в своем выступлении о недавно запущенном компанией проекте фортификации (обогащения витамином А) подсолнечного масла, которое экспортируется в страны Африки и Азии. «В этих регионах существует наибольший дефицит витамина А, что влияет на общий уровень здоровья, – рассказывал Сузанский. – Эта проблема настолько актуальная, что в некоторых странах на законодательном уровне запрещен импорт товаров, не обогащенных витамином А. Суть нашей программы заключается в обогащении подсолнечного масла, произведенного в Украине, витаминами компании BASF».

Во львовской области работает большое количество небольших аграрных предприятий. Львовские фермеры склонны к объединению в ассоциации и кооперативы, поскольку понимают: лишь общими усилиями малые предприятия могут добиться существенных результатов. Львовская областная государственная администрация со своей стороны поддерживает фермерские союзы и помогает им во всех начинаниях. «Во Львовской области функционирует 1044 фермерских хозяйств, более двадцати крупных аграрных формирований, которые вместе обрабатывают 328 000 га сельскохозяйственных земель, – рассказала директор департамента агропромышленного развития Львовской облгосадминистрации Наталья Хмыз. – В 2015 году агропредприятия области экспортировали в общей сложности сельскохозяйственной и пищевой продукции на $322 млн». Для многих фермерских хозяйств возможность для экспорта открывает сотрудничество с местным оптовым рынком сельскохозяйственной продукции «Шувар». Рынок формирует товарные партии продукции и отправляет их на рынок Польши. В эти партии, как правило, включают зерновые культуры, овощи и фрукты, масличные культуры.

Марк Зархин, львовский ресторатор

Марк Зархин, львовский ресторатор

Между тем, ошибочно полагать, что возможности для фермеров заключены исключительно в экспорте. «Мы долгое время закупали для наших ресторанов продукты за рубежом, но однажды остановились и подумали: зачем мы переплачиваем, импортируя томаты, мясо и т.д., если у нас на Львовщине производят продукты, которые не уступают, а порой и превосходят по качеству импортные товары, – задался в своем выступлении вопросом известный львовский ресторатор Марк Зархин. – Осознав это, мы переориентировались на работу с местными фермерами, и, должен признаться, очень довольны этим сотрудничеством». В рамках официальной части второго дня XVI Международного экономического форума во Львове параллельно с первой панельной дискуссией проходила пресс-конференция, в рамках которой Наталья Микольская заверила, что правительство продолжает работу над Национальной экспортной стратегией, чтобы хоть как-то смягчить удар от потери российского рынка. По ее словам, ключевыми для Украины остаются рынки Африки, Азии и ЕС.

Ростислав Замлинский Наталия Микольская, Ольга Трофимцева, Евгений Шевченко

Ростислав Замлинский Наталья Микольская, Ольга Трофимцева, Евгений Шевченко

«Людей нужно научить продавать свою продукцию. Нужно научить их пользоваться инструментами страхования рисков», – заявил Ростислав Замлинский, первый заместитель председателя Львовской областной государственной администрации. Сегодня Львовская область остается одним из лидеров по экспорту продукции АПК. Естественно, близость к европейской границе влечёт сюда инвесторов, но не только в этом секрет, считает представитель обладминистрации. Он пояснил, что одной из причин динамичного развития АПК во Львовской области является налаженная коммуникация агропроизводителей с органами власти. Залинский также отметил, что в регионе не существует фермерского хозяйства, которое бы не знало о программах господдержки. Ольга Трофимцева, заместитель Министра АПК по евроинтеграции, отметила, что ее ведомство будет активно поддерживать производителей нишевых продуктов, а также производителей продукции с добавленной стоимостью. Именно этой категории товаров, по ее мнению, нужно уделить особое внимание, поскольку торговать зерном и маслом Украина уже и так научилась. Сейчас Министерство АПК, совместно с Министерством экономического развития и торговли работают над организацией торговых миссий в Китай, Канаду, страны Африки. “Мы выбрали страны, где нас ждут… В Африку у нас будет не одна миссия, а несколько, поскольку регион очень большой”, – сказала Наталья Микольская. Она уточнила, что Украина уже провела 200 мероприятий в этом году с представителями африканских стран. Мыкольска также пообещала активно вести работу по продвижению украинских товаров в Китай. Правительство продолжает активные переговоры о подписании ЗСТ с Израилем и Турцией.

 

Читайте також

Ще немає новин у цій стрічці ...