
Жан‑Жак Эрве, специалист в сфере сельского хозяйства и агробизнеса, член Французской сельскохозяйственной академии, иностранный член НААН
Стоит ли в Украине разрешить продавать землю сельхозназначения и отменить действующий мораторий? Я считаю, что его надо продлить еще как минимум на 10 лет. Что будет, если агрохолдингам разрешат покупать землю? Не уверен, что многие из них готовы инвестировать в приобретение полей. Сейчас не время для этого. Большинство предпочитают аренду. Ведь им надо вкладывать в развитие инфраструктуры: элеваторы, технику, технологии, ноу‑хау.
Последние 20 лет, не имея возможности покупать и продавать землю, украинские аграрии вошли в число крупнейших производителей и экспортеров зерна в мире. Я не знаю другой страны, где был бы такой рост производства. 10 лет назад, когда я приехал в Украину, она едва экспортировала 10 млн т, а сейчас — более 39 млн т. Думаю, это хороший аргумент, который доказывает, что без рынка земли агросектор может прекрасно развиваться.
Чтобы отменить мораторий, Украине нужно создать подробный земельный кадастр. Кроме государственных земель существуют еще наделы по 4–5 га, которые крестьяне получили в 2001 году. Но реальный пай я лично никогда не видел. Он есть на бумаге, в виртуальной собственности. Когда стали появляться агрохолдинги, они собрали паи и сами провели границы так, чтобы поля было удобно обрабатывать.
Вам надо осознать, что в Украине существуют только поля. Большие, средние — не важно. Главное, не допустить их деформации, не потерять то, что делает сельхозпроизводство в стране очень выгодным. Размеры предприятия важны не меньше, чем хорошая земля. Крупное хозяйство рациональнее использует оборудование, закупает лучшие семена и средства защиты растений. Нужно составить список людей, которые в этом конкретном поле имеют пай. Хорошей формой передачи прав на частные паи могут стать акции.
При этом любой из собственников не сможет продать свою часть отдельно, только коллективно, все поле. Такую модель земельного кадастра используют департаменты в западной части Франции. Там есть книга земельных ресурсов, где обозначен не каждый конкретный пай, а все поле, и прилагается список людей, у которых есть права на эту землю. Решение принимается, когда за него проголосовали 75% бенефициаров, которые владеют 50% площадей, либо 50% бенефициаров, владеющих 75% площадей. То есть крупный землевладелец, которому принадлежит 75% земли, не может принять решение, если половина мелких фермеров проголосовала против. Эта норма необходима, чтобы сбалансировать интересы крупных и мелких землевладельцев. Кроме того, в каждой коммуне есть общая собственность, на которую имеют права все ее жители. И только совет коммуны решает, кому передать право пользования общей собственностью.
В Украине такую функцию могли бы взять на себя сельсоветы. Это очень хороший инструмент с многолетней историей. Например, в Галиции в досоветскую эпоху он прекрасно работал как инструмент демократии и управления правами людей. Во времена СССР по принципу этих ассоциаций были сформированы сельские советы.
Когда пайщики смогут сообща решать, кому передавать в аренду свои земельные наделы, это положит конец всем потенциальным конфликтам и станет первым шагом к открытию рынка земли. А также позволит улучшить управление арендованными полями. Тогда решение об их передаче в аренду тому или иному предприятию будет приниматься на аукционе. Как это работает? В сельсовете проводится собрание, на котором пайщики рассматривают предложения всех потенциальных арендаторов. И на базе их оценки проходит голосование. Так вы создадите стабильные условия использования земли. Это позволит понять, сколько арендаторов готовы за землю, и определить стоимость земельного капитала. Только тогда земля сможет выступать залогом по кредитам. Финучреждения не финансируют поля, а тем более отдельный пай, они дают кредиты предприятиям, у которых есть стабильный земельный банк.
Підписуйся на наш Telegram. Стеж за новинами у зручному форматі!