Один из наиболее консервативных в интернете секторов экономики — аграрный — сейчас стремится в онлайн. По данным Всеукраинского торгового центра в интернете Prom.ua, в прошлом году товарооборот в категории «Сельхозпродукция, техника и оборудование» увеличился в два раза по сравнению с 2014‑м. При этом средний чек вырос всего на 15%. Таким образом, рост произошел отнюдь не за счет повышения цен, а за счет увеличения общего количества сделок в интернете. Интересно, что рост показателей в категории «Сельхозтовары» несколько превышает показатели роста по порталу в целом. Это свидетельствует о том, что аграрии стремятся наверстать упущенное.
Чаще всего через интернет они заказывают товары для пчеловодства, грибоводства и различные удобрения. Это вполне логично, ведь через корзину продаются более мелкие товары, которые легко можно доставить. По товарообороту и среднему чеку ожидаемо лидирует негабаритная сельхозтехника — мини‑тракторы и культиваторы. В то же время в статистике практически не отображены крупные покупки, которые по‑прежнему происходят в офлайне.
Несмотря на то, что крупные сделки в агросекторе совершаются преимущественно офлайн, электронные торговые площадки остаются бесценным ресурсом для агрария. Во‑первых, алгоритм поведения современного покупателя стандартный — он либо идет за нужным товаром на специализированный сайт, либо пользуется поисковиком. И вот тут раскрученная торговая площадка приведет к вам клиента. Например, по запросу «купить удобрения» одним из первых Google предложит страницу с нужными товарами на Prom.ua. Во‑вторых, даже если потребитель совершают покупку офлайн, он все равно ищет информацию о товарах и поставщиках в интернете, сравнивая цены, читая отзывы.
Оценить эффективность электронной торговой площадки непосредственно для вашего бизнеса имеет смысл, не только анализируя количество заказов через корзину, но и отслеживая телефонные звонки, поступившие от клиентов с торговой площадки. Особенно это важно, если у вас крупногабаритный товар, который традиционно продается в офлайне. Самый простой способ — отдельный номер телефона для площадки, чтобы вы могли точно оценить, сколько покупателей пришло с площадки и к какому количеству сделок в итоге привели эти звонки. Еще один способ — использовать систему отслеживания звонков, например, ringostat. С ее помощью вы сможете узнать все источники звонков и понять, какие каналы привлечения покупателей действительно работают для вас.
В 2016 году тенденция выхода аграриев в онлайн усилится по нескольким причинам. Первая — налицо глобальная тенденция миграции покупателя из офлайна в онлайн — как в В2С- («бизнес для потребителя»), так и в В2В-секторе («бизнес для бизнеса»). По экспертным оценкам, товарооборот в электронной коммерции в прошлом году вырос на 60%, а количество заказов — на 30%. Вторая причина: все крупные ритейлеры вкладывают средства в развитие онлайн‑платформ как в стратегическое направление развития. И третья — потребители выбирают товары онлайн или по крайней мере изучают информацию о них в интернете.
Еще один немаловажный фактор, который подтолкнет аграриев в онлайн в 2016-м — повсеместное внедрение электронных государственных и коммерческих закупок. Уже с апреля этого года все закупки госкомпаний и госорганов будут проводиться исключительно в онлайне. А это значит, что крупнейшие заказчики и клиенты будут ждать аграриев в сети.
Текст: Иван Портной – Руководитель отдела развития Всеукраинского торгового центра в интернете Prom.ua.
Підписуйся на наш Telegram. Стеж за новинами у зручному форматі!