Ольга Трофимцева, заместитель министра аграрной политики и продовольствия о борьбе украинских аграриев за место на африканском рынке

Мировые игроки пищевой промышленности ведут борьбу за место на африканском рынке. Украинским аграриям сейчас важно не упустить момент: чтобы закрепиться на этом континенте, им необходимо соблюдать несколько правил.
Последнее время мы много говорим о Европейском союзе, при этом мало внимания обращаем на такие рынки, как страны Африки. По данным ООН, за текущее десятилетие экономический рост на африканском континенте в среднем составляет 5% в год. За этот период ВВП в Африке вырос на 60%, а представителей среднего класса стало больше на 90%. Это самый быстрый экономический рост в мире. Таких результатов континенту удалось достичь благодаря сырьевому экспорту.
Ольга Трофимцева, заместитель министра аграрной политики и продовольствия по вопросам европейской интеграцииЕсли заглянуть в будущее, то по оценкам экспертов, до 2030 года ВВП стран Африки удвоится, а к 2050‑му вырастет в семь раз по сравнению с 2010‑м. При этом население Земли к тому времени увеличится на 2 млрд человек, из которых 1 млрд придется на африканский континент. Рост платежеспособности населения и дефицит аграрной продукции делают континент привлекательным не только для европейских, но и для украинских производителей. К примеру, в Субсахарной Африке к 2024 году количество представителей среднего класса вырастет на 90%, что приведет к увеличению потребления продуктов питания на 60%.
Сейчас потребление молочной продукции в Африке на душу населения в среднем составляет 37 л, при этом средний показатель в других странах — 104 л. Согласно исследованиям FАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН), к 2050 году потребление мяса в мире увеличится на 73%, а потребление молочной продукции — на 58%. Большая доля роста потребления молока и мяса придется именно на африканские страны. Мировые игроки пищевой промышленности уже давно обратили внимание на этот рынок и ведут борьбу за свое место на нем. Поэтому украинским аграриям сейчас важно не упустить момент.
Товарооборот между Украиной и африканскими странами растет. На Африку приходится более 16% в общей структуре украинского агроэкспорта, или свыше $1,3 млрд за семь месяцев 2016 года. В основном у африканских потребителей востребованы зерновые, подсолнечное масло, сгущенное молоко, семена масличных. Украина значительно нарастила экспорт в Африку продукции с добавленной стоимостью: мяса, подсолнечного масла, вина. На континенте также может пользоваться спросом бакалея, что перспективно для украинского малого и среднего бизнеса.
Конечно, работа на африканском рынке имеет свои особенности. Вот некоторые факторы, которые необходимо учитывать нашим экспортерам.
1. Все продукты должны иметь длительный срок хранения и быть конкурентными по цене.
2. Необходимо тщательно изучать вопросы логистики и рассчитывать объемы, чтобы удешевить контейнерные перевозки. Сегодня в странах Африки большим спросом пользуется сухая молочная продукция. К сожалению, в Украине эта отрасль пока развита плохо, но при грамотном подходе и развитии рынков сбыта инвестиции в нее быстро окупятся.
3. Нужно внимательно изучить структуру ритейла конкретной страны и систему организации государственных тендеров, которые зачастую являются наиболее эффективными механизмами выхода на национальный рынок.
4. Обращаться к нашим дипломатическим учреждениям за информацией о базовых принципах ведения бизнеса.
5. Внимательно изучать региональные соглашения о свободной торговле и создавать в Африке перерабатывающие предприятия хотя бы с минимальной степенью переработки. Это позволит снизить импортные пошлины.
6. Потребители в африканских странах чрезвычайно чувствительны к рекламе. Поэтому торговую войну с известными мировыми брендами выиграют те производители, которые будут готовы инвестировать в изучение рынка, потребительских особенностей и трендов.
МинАПК готово предоставлять сведения украинским производителям, которые заинтересованы в экспорте своей продукции в Африку. Необходимо также использовать такой инструмент, как торговые миссии совместно с представителями органов власти в страны континента. Официальное представительство и высокий уровень членов делегации играют важную роль в успешном продвижении украинских продуктов в Африке.