Пчелиный мед исторически является одним из наиболее привлекательных сельхозтоваров для продажи на экспорт. Им торговали и скифы, и древние славяне, а позже и запорожские казаки. С обретением Украиной независимости мед не только сохранил, но и приумножил свое значение как важный экспортный продукт. За последние 10 лет, согласно официальной статистике, экспорт меда вырос почти в четыре раза, до 25 000 т в 2015 году, а в особенно «медоносный», 2014‑й, этот показатель достигал планки в 35 000 т.
Денис Шендрик,старший менеджер, руководитель практики таможенного регулирования и международной торговли PwC Ukraine
О высокой привлекательности экспорта продукта свидетельствует то, что квота на беспошлинный ввоз меда в ЕС (в рамках режима свободной торговли между Украиной и ЕС) в 2015-м была исчерпана одной из первых наряду с квотами на такие традиционные экспортные товары, как зерновые культуры. К сожалению, квота на украинский мед составляет всего 5000 т (с постепенным ежегодным увеличением до 6000 т в течение пяти лет). Украина, конечно, планирует проводить переговоры по увеличению размера квоты, однако сложно ожидать положительные результаты таких переговоров в ближайшие несколько лет.
В то же время Генеральная система преференций ЕС (которая теоретически могла бы установить более низкую ставку пошлины для меда украинского происхождения) не распространяется на этот товар. Общая ставка импортной пошлины ЕС для украинского меда вне квоты составляет 17,3%. Но несмотря на это, многие украинские экспортеры поставляют мед в ЕС вне квоты (то есть с уплатой пошлины), выдерживая при этом конкуренцию на европейском рынке. ЕС до сих пор остается главным рынком сбыта украинского меда не только из-за высокого спроса и хороших цен, но и благодаря возможности экономить на логистической составляющей из‑за географической близости рынков.
Кроме Европы украинским экспортерам удается осваивать также рынки Азии, Канады и США. О рентабельности экспорта украинского меда в США может свидетельствовать то, что в прошлом году США не распространили свои преференции по пошлине на украинский мед. Тем не менее наш экспортеры постепенно закрепляются на американском рынке, превосходя в качестве продукции своих главных конкурентов — Таиланд и Индию.
Основным требованием для экспорта меда из Украины, согласно законодательству, является его гомогенизация (перемешивание) на мощностях, зарегистрированных в реестре экспортных объектов Госветфитослужбы Украины, и получение ветеринарного сертификата на каждую партию товара. Однако нужно быть готовым, что у страны экспорта есть свои требования к ввозимой продукции. К примеру, особенностью экспорта меда в США является государственный контроль над ввозом этого продукта. Если с Евросоюзом при импорте меда обязательным документом выступает международный ветеринарный сертификат, выдаваемый украинскими органами ветеринарного контроля, то в случае с Соединенными Штатами такой документ не обязателен и является для американцев лишь косвенным свидетельством качества украинского продукта. Впрочем, санкции за реализацию некачественного меда в США настолько серьезны, что контроль качества меда зачастую проводится самим импортером.
Именно поэтому украинские экспортеры, поставляющие продукцию на американский рынок, постоянно совершенствуют внутренние процедуры контроля качества. Причем проверяется не только своя продукция, но и продукция, приобретаемая в частных хозяйствах. Многие из экспортеров добровольно проходят сертификацию своего производства и оборудования.
Прибыльность экспорта меда вырастет, если продавать его сразу фасованным в розничную упаковку. Однако при этом нужно учесть затраты на установку фасовочного оборудования, а также требования к упаковочным материалам для пищевой продукции в стране экспорта. Еще более эффективным свой бизнес экспортеры смогут сделать, если цех по фасовке меда откроют непосредственно на территории страны экспорта.
Підписуйся на наш Telegram. Стеж за новинами у зручному форматі!