Длительное время аграрный бизнес Украины жил в зоне относительного комфорта. Наличие большого российского рынка, географически близкого и не слишком требовательного, всегда являлось успокаивающим фактором для наших экспортеров. Зачем беспокоиться о международных стандартах качества, продумывать особенности товарной линейки и экспортного ассортимента, если все уже давно понятно и придумано до нас?
Но судьба распорядилась иначе, и показатели экспорта сельхозпродукции в Россию за восемь месяцев этого года упали на 77% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го ($193,3 млн и $827,6 млн соответственно). Нельзя сказать, что украинский АПК безболезненно переживает потерю традиционного большого рынка. Многие не понимают, что делать дальше. Сможем ли мы переориентироваться и открыть новые рынки? Но украинский аграрный сектор уже переориентировался. За семь месяцев 2015 года структура нашего сельхозэкспорта по регионам мира выглядит следующим образом: страны Азии — 46,6% (на $3,6 млрд), ЕС — 25,3% ($2 млрд), Африка — 14% ($1 млрд).
Минагрополитики усиливает международный вектор деятельности. Мы открываем перед украинскими экспортерами новые рынки. В частности, Израиль готов покупать продукцию двух компаний — производителей столовых яиц. Египет недавно прислал официальный запрос на 12 000 т халяльной курятины. Саудовская Аравия успешно закончила инспекцию наших систем контроля над качеством мяса птицы. Вообще страны Персидского залива очень заинтересованы в расширении экспортной линейки украинской продукции. Северная Африка, Ближний Восток, Азия — перспективные направления для украинского аграрного экспорта. Другой вопрос: что именно мы туда продаем?
Преимущественно зерновые и подсолнечное масло. Эти товары приносят высокие валютные доходы в госбюджет. В то же время аграрная отрасль Украины дает огромное количество других возможностей. В частности, мы можем выпускать конкурентоспособную нишевую продукцию. К примеру, одна украинская семейная компания первой в стране начала производить соки прямого отжима. Этот полезный натуральный продукт уже завоевал отечественный рынок и готов покорить зарубежные. Эксперименты с ингредиентами, распространенными в нашем регионе, — это всегда дополнительное преимущество на других рынках. Недавно ЕС одобрил украинскую систему сертификации и контроля над качеством семян: наши сертифицированные семена будут признаны эквивалентными европейским, и отечественные производители смогут экспортировать их в Европу. Еще одно интересное направление — органическая и не-ГМО продукция. Вести здоровый образ жизни сейчас очень модно и престижно. Этим объясняется высокий спрос на такие продукты в мире. Многие крупнейшие страны-производители уже испортили свою репутацию, выращивая ГМО. Мы в этом вопросе очень принципиальны.
Но концентрируясь на высоких объемах и традиционных видах экспортируемой продукции, мы можем упустить не менее важные для отечественного бизнеса возможности. К примеру, Индия импортирует много лука. Это еще один шанс для отечественных производителей. Мы много говорим о том, что Евросоюз выделил Украине маленькие экспортные квоты, которые быстро заканчиваются. Но ведь многие из этих квот вообще не используются! Например, баранина (1500 т), сахарные сиропы (2000 т), крахмал (10 000 т), грибы (500 + 500 т), сахарная кукуруза (1500 т), чеснок (500 т).
Это только небольшая иллюстрация того, каким образом можно использовать потенциал сельского хозяйства Украины. У каждого из нас появляется еще больше стимулов раскрыть его. Адаптировать бизнес к новым условиям, найти нишевый продукт или перейти на производство продукции, на которую есть спрос у зарубежных партнеров, — задания, которые невозможно решить за один день. Но другого выхода у нас нет. Тем более что у нас есть понимание, в каком направлении нужно развиваться, и готовность работать на результат. А это самое главное.
Підписуйся на наш Telegram. Стеж за новинами у зручному форматі!