Текст: Максим Кравцов
Поехать за Полярный круг, в сказочную Лапландию, не составляет особого труда. Билеты, визы, бронирование отеля — и вот вы уже наслаждаетесь волшебными снежными пейзажами на краю земель. Но, как оказалось, далеко не все едут в эти места исключительно в гости к Санта‑Клаусу. Есть и более прагматичные путешественники.
Дорога до Киттиля
В нашем случае доехать до небольшого финского городка с труднопроизносимым названием оказалось не так‑то и просто. И это несмотря на то, что в нем есть даже аэропорт. Мы добирались туда из Мюнхена чартерным рейсом в составе еще 40 таких же счастливчиков — журналистов из всей Восточной Европы, а также Германии и Турции. Из Украины есть намного более простой путь туда: из Киева до Хельсинки, а там прямиком в Киттиля. Причем всего за 150 евро в оба конца.
Сам аэропорт городка Киттиля оказался довольно небольшим строением среди заснеженного поля. Его пассажиропоток, невзирая на скромность и аскетичность самого помещения, в среднем составляет около 200 000 пассажиров в год. Кстати, во многом благодаря популярному горнолыжному курорту в городке Леви, куда мы, собственно, и держали путь.
При этом взлетная полоса аэропорта оказалась практически покрыта утрамбованным снегом, как, впрочем, и все дороги на севере Финляндии, которые там никто с фанатизмом до асфальта не чистит в силу бесперспективности и сомнительной экологичности данного занятия. В итоге, даже передвигаясь по дороге, ты остаешься погруженным в белоснежно‑чистую зимнюю сказку. Тем интересней показалось все то, что ожидало нас впереди.
Ледяные треки
Поселившись в очень уютном отеле Levi Panorama, расположенном непосредственно у подножия ярко освещенных горнолыжных трасс, работающих до глубокой ночи, мы отправились набираться сил для ожидавшего нас нелегкого испытания. А прилетели мы сюда не столько для близкого знакомства с Сантой, сколько для того, чтобы увидеть в деле абсолютно новый Porsche 911 во всех его модельных ипостасях.
И, как оказалось, летели мы совсем не зря. Уже с утра нас ожидало экстраординарное зрелище — порядка 30 новеньких штутгартских легенд на заснеженной площадке Porsche Driving Center. И завораживала в этом действе не столько его визуальная составляющая, сколько ласкающий своими низкочастотными реверберациями утробный рык моторов порядка трех десятков маститых спорткаров.
После непродолжительного, но обстоятельного инструктажа, в процессе которого за окном учебного центра Porsche Driving School наконец‑то окончательно рассвело, нас распределили по экипажам и без долгих проволочек отправили на трек. Все трассы здесь построены на льду, а все автомобили «обуты» в зубастую шипованную резину, без которой тут просто никуда.
На первом треке нам достался самый «слабый» 400‑сильный 911 Carrera S. Под наблюдением инструкторов за рулем этого авто мы чинно объезжали фишки и учились при этом понемногу дрифтовать по непривычно скользкой поверхности. Уже после первого тренировочного круга нам настойчиво порекомендовали отключить ESP. Но все же это определенно был самый скучный трек.
Дальше дело пошло куда веселее. На втором треке нам достался 420‑сильный Carrera 4S и возможность на приличной скорости проноситься по кругу в эффектном заносе. Но уже на первых кругах стало понятно, что далеко не все готовы к этому, казалось бы, безобидному упражнению. Машины журналистов то и дело разворачивались и кружились по треку, как молодые балерины с плохим вестибулярным аппаратом.
Тем временем инструкторы предупредили нас, что в случае вылета с трассы мы должны всего лишь оставаться в машине и сказать в рацию кодовое слово, а точнее два: Porsche Cayenne. Что это значит, мы в полной мере поняли только на третьей трассе, пересев в дикий и безудержный 911 Turbo S с 580‑сильным 3,8‑литровым V6 под капотом, выдающим сумасшедшие 700 Н.м крутящего момента.
Turbo or not Turbo?
Именно в этот момент началось настоящее веселье. Трасса оказалась скоростной и предельно понятной, несмотря на свою слепящую белизну. К тому же над горизонтом наконец поднялось ленивое заполярное солнце, и видимость приблизилась к идеальной. Наверняка и навыков к тому времени мы немного поднабрались.
Другими словами, пошел чистый адреналин. Длинные скоростные прямые с динамичным разгоном до 120–130 км/ч. Резкие оттормаживания перед входом в повороты. Удачные и не очень попытки зацепиться передней осью за апекс. И, конечно же, самый отчаянный дрифт с элементами откровенного безумства.
Неудивительно, что именно на этой трассе многие познали настоящее значение заветных кодовых слов.
Уже на одном из первых поворотов после отключения всех электронных ошейников машина с белорусским журналистом как торпеда умчалась вдаль, подняв огромный столб белоснежных брызг. Даже издалека стало понятно, что самостоятельно выбраться из снежной ловушки у ребят уже не выйдет. Именно в этот момент мы впервые услышали в рации заветное словосочетание «Porsche Cayenne».
Все трассы Porsche Driving School построены на льду
Спасатель самых отчаянных
В считаные минуты на треке откуда ни возьмись появился ярко‑красный кроссовер с мигалкой на крыше — эдакая «скорая помощь» по‑фински. Подцепив незадачливых горе‑гонщиков, за пару минут он выдернул их из сугроба и умчался. А мы продолжили наше безумие дальше. Уже с большей осмотрительностью, но не с меньшим азартом.
По мере того, как у нас получалось все лучше, вылеты становились все глубже.
В один из таких вылетов Turbo S все с тем же белорусом вытаскивали сразу два Porsche Cayenne. Один просто не смог справиться с глубоко застрявшим спорткаром — даже зубастая шипованная резина не помогла, так как тащить 911‑й из сугроба ему приходилось все по тому же льду, по которому мы носились уже более трех часов как угорелые.
В целом именно этот этап оказался самым ярким.
Далее мы отправились на последнюю трассу на менее мощном — насколько это применимо к Porsche на ледяном покрытии — 911 Turbo «всего» с 540 «лошадками» под капотом. Но этот этап запомнился тем, что неожиданно наступившие сумерки моментально свели видимость практически к нулю — как на горнолыжном склоне после захода солнца.
С одной стороны, вроде бы еще и не темно, а с другой — повороты белого полотна трассы на фоне таких же белоснежных отбойников не видны вовсе.
На одном из 180‑градусных поворотов после эффектного ухода боком в сторону, абсолютно противоположную желаемой, нам тоже пришлось звать заветный Porsche Cayenne.
В нашем случае это был целый GTS с довольно уставшим от таких, как мы, «горе‑гонщиков», инструктором.
Работа‑мечта
И тем не менее назвать то, что делают на треке эти ребята, «работой» в классическом понимании этого слова, язык не поворачивается. Если это и работа — то работа‑мечта! Стоит также отдельно сказать о том, что все трассы были идеально подобраны именно под те версии 911‑го, на которых мы на них попадали. И это тоже указывает на колоссальный опыт инструкторов и тренеров программы Porsche Driving Experience.
Но самое интересное, что попасть в Porsche Driving School может практически любой желающий. Достаточно лишь записаться на одно или несколько мероприятий программы и заплатить «символический» взнос от $450 до $850 за полуторачасовое занятие с инструктором в зависимости от модели авто.
Кроме того, можно заказать и полностью организованный тур в Киттиля в рамках Porsche Driving Experience. Такое удовольствие с проживанием в отеле и всеми прелестями пребывания в атмосфере зимней сказки обойдется, естественно, дороже — порядка $4000–5000.
При этом следует учитывать тот факт, что отдельных денег может стоить еще и франшиза на случай… ну, сами понимаете, чего. Но что такое деньги, когда речь идет о столь уникальных впечатлениях и незабываемых эмоциях! l