Новини / Аналітика     10 листопада 2016 09:10

Железные гарантии. Как аграриям застраховаться от неплатежей и срыва поставок


Украинская компания‑экспортер отправила партию кукурузы в одну из африканских стран. Сумма сделки была небольшой — всего $150 000. Но покупатель был новым. Поэтому продавец решил обезопасить себя при помощи документарного аккредитива. Кроме банка продавца и банка покупателя в него был также включен известный европейский банк. Предосторожность оказалась ненапрасной. Выяснилось, что новый покупатель собирался просто забрать товар, «забыв» за него заплатить. Однако благодаря оформленному документарному аккредитиву продавец отгрузил товар только после перечисления денег.

«Этот инструмент расчета по контрактам компании часто используют при экспорте в страны с высокими рисками, такими как Ливия и Иран, либо при торговле с новыми партнерами», — говорит начальник управления торгового финансирования «Райффайзен Банка Аваль» Сергей Костогрыз.

Дороже денег
Документарными аккредитивами активно пользуются и экспортеры, и импортеры агропродукции. «От крупных мультинациональных компаний мы получаем деньги сразу после предоставления им отгрузочных документов, а вот небольшим предприятиям делаем отгрузку только под аккредитив», — рассказывает финансовый директор компании «Агротрейд» Елена Ворона. Холдинг предпочитает оформлять аккредитивы в иностранных банках. Для этого достаточно просто отправить письмо по электронной почте, тогда как украинские банки излишне зарегулированы, и процедура оформления может длиться до нескольких недель.

Аккредитив нужен как гарантия, что покупатель оплатит поставку, а продавец — четко выполнит условия контракта. Такие расчеты приняты во всем мире. В некоторых странах, например в Египте, это закреплено на законодательном уровне. Компании предпочитают передавать оригиналы отгрузочных документов третьему лицу — банку или сюрвейеру. «Можно отправить оригиналы покупателю, и он исчезнет вместе с документами и товаром», — поясняет Ворона. Покупатель получит отгрузочные документы только после того, как перечислит деньги на счет продавца.

«Аккредитив исключает риск непоставки и значительно уменьшает риск поставки некачественного товара», — считает директор департамента торгового финансирования банка Credit Agricole Оксана Максименко.

Затраты на документарные операции зависят от финансового состояния компании и ее бизнес‑модели. Банки тщательно оценивают предыдущие сделки с иностранными партнерами, а также возможные залоги — деньги на депозитном счету, недвижимость, технику. В среднем ставки по аккредитивам в Украине составляют от 1 до 5% годовых в зависимости от вида залога.

торговое финансирование банки выдают только
надежным компаниям

Аккредитивы агрохолдинги также используют для проектов по модернизации. Недавно крупная компания закупила в Испании оборудование для своих животноводческих комплексов почти на 2 млн евро. Товар она оплатила документарными аккредитивами, которые подтвердил иностранный банк. «Благодаря использованию инструментов торгового финансирования клиент получил возможность профинансировать проект по более низкой ставке, чем при кредитовании», — отмечает начальник отдела документарных операций управления банковских услуг Мегабанка Игорь Кудинов. Еще одной агрокомпании аккредитив, выпущенный банком, помог получить от европейского поставщика оборудования рассрочку на три года.

У популярности аккредитива среди импортеров есть и еще одна причина — введение Нацбанком в 2015 году ограничений на расчеты по импортным контрактам. «Если общая стоимость договора превышает $500 000, любой авансовый платеж по такому договору можно осуществлять исключительно с использованием аккредитива», — поясняет финансовый директор компании «Спектр‑Агро» Марина Мельниченко.

Основатель Apollo Group Юрий Давыдов говорит, что кроме аккредитива есть еще один действенный инструмент — инкассо. И аккредитив, и инкассо можно использовать для финансирования оборотного капитала. В этом случае посредниками выступают банки продавца и покупателя. К примеру, если банк финансирует продавца, то при инкассовом способе расчета финучреждение принимает на себя риск клиента‑покупателя (а не риск другого банка, как при аккредитивной форме). Поэтому стоимость такого финансирования всегда выше, чем аккредитива, — до 7% годовых.

Контракты по гарантии
«Сейчас покупатели часто просят нас об отсрочке платежа, — рассказывает финансовый директор одного из агрохолдингов. — Поэтому мы просим их предоставить нам гарантии, которые они оформляют в одном из иностранных банков». В этом случае банк принимает на себя обязательства компенсировать поставщику неполученную выручку, если покупатель вовремя не оплатил товар.

02

«Гарантии возврата авансового платежа также помогают компаниям своевременно начать закупки, часто по более выгодным ценам», — подчеркивает начальник сектора финансирования оборотного капитала и торговых операций ОТП Банка Наталья Кондратчук. Комиссия за открытие этого инструмента невелика — всего 0,3% от гарантированной суммы. Ежемесячная комиссия за обслуживание зависит от предоставленного залога и не превышает 5% годовых. Если гарантию выпустил не только украинский, но и зарубежный банк (контргарантия), тогда затраты могут вырасти до 10% годовых.

«При расчетах с иностранными покупателями мы регулярно пользуемся гарантиями, — говорит директор и совладелец компании «Днипроолия» Руслан Евстафьев. — Чтобы сократить расходы, мы отказались от услуг банка и пользуемся письмами‑гарантиями CAD (cash against documents), которые предоставляет компания‑­экспедитор или сюрвейер». Таким письмом компания подтверждает, что товар хранится на складе и готов к отгрузке. «Этого документа достаточно, чтобы покупатель перечислил нам деньги, хотя товар еще не погружен на судно», — отмечает Евстафьев. Важный нюанс: письма‑­гарантии экспортеры используют только при работе с проверенными и надежными партнерами — как покупателями, так и посредниками. Иначе сюрвейер может запросто отдать товар покупателю, который не заплатит за него ни цента.

Жесткий факторинг
В середине 2000‑х компании охотно использовали в качестве инструмента торгового финансирования факторинг. Однако в последние годы из‑за недоверия банкиров по отношению к клиентам‑юрлицам и роста процентных ставок он потерял свою популярность. А зря. «Факторинг — хорошая альтернатива кредитованию, — уверена начальник управления факторинга и векселей UniCredit Bank Наталья Тиховская. — Он позволяет украинскому импортеру получить продукцию с отсрочкой платежа, без предоплаты». В результате покупатель может рассчитаться с поставщиком уже с выручки, которую он получит от реализации товара.

По сравнению со стандартными кредитными программами факторинг обходится дешевле и не требует залога. Он предоставляется по контрактам с отсрочкой платежа до 120 дней, а сумма банковского финансирования достигает 90% от суммы по контракту. Комиссия за факторинг не превышает 2% от суммы финансирования, ежемесячная процентная ставка составляет около 12% годовых. Все расходы по международному факторингу берет на себя экспортер, а импортер платит только комиссию за расчеты за товар.

Чтобы привлечь факторинговое финансирование, компании необходимо доказать свою кредитоспособность, иметь хорошую репутацию, быть открытой и прозрачной. «Если компания вышла на рынок совсем недавно, она не сможет воспользоваться этим инструментом», — пояснили в одном из банков. Банки не выдадут факторинг и под контракт с новым поставщиком. Банк скорее профинансирует поставку от старого и проверенного контрагента. «Факторинг нам необходим при продаже семян, — говорит Ворона. — Но у банков есть жесткое условие: так можно работать только с многолетним партнером, по контрактам с которым в течение года не было ни одной задержки платежа».

Читайте також