В 2015 году лишь 47 госпредприятий из 500, находящихся в управлении Министерства аграрной политики и продовольствия Украины, были прибыльными. В топ‑3 наиболее финансово успешных входят «Артемсоль» (чистая прибыль в 2015‑м — 99,7 млн гривен), «Научно исследовательский производственный агрокомбинат «Пуща‑Водица» (44,3 млн гривен), «Укрспирт» (16,1 млн гривен). Самый убыточный актив — «Харьковский завод шампанских вин» в прошлом году показал убыток в 111,5 млн гривен.
Всего Министерство аграрной политики и продовольствия Украины управляет 504 субъектами хозяйствования, которые выращивают зерно, овощи, производят вино, содержат коров, овец, лошадей и даже разводят тутовых шелкопрядов. Суммарно эти компании располагают земельным банком почти в 500 000 га, что эквивалентно второму месту в рейтинге крупнейших латифундистов Украины (согласно исследованию УКАБ «Агрохолдинги Украины — 2016»).
– Низкая эффективность, которую демонстрируют государственные предприятия, и высокие затраты на штат и администрирование заставляют задуматься о системных изменениях в подходах к менеджменту, – комментирует Максим Мартынюк, первый заместитель министра аграрной политики и продовольствия. – Необходимо привлекать к управлению партнеров из частногосектора путем продажи госпредприятий или долей в них. Основная сложность аграрной приватизации — земельная составляющая. Большинство аграрных государственных предприятий — это бывшие совхозы. Их основной актив — земельный банк. По действующей сейчас процедуре землю нужно распределить между сотрудниками этого предприятия и пенсионерами из их числа, то есть провести распаевание. При этом в некоторых, давно не работающих, предприятиях штат состоит из двух человек: директора и бухгалтера, которым де‑юре причитается по 50% земельного банка. А он может составлять тысячи гектар. Эта норма ставит крест на аграрной приватизации.
Проблему усугубляет непрозрачный механизм с оформлением прав на землю государственных предприятий. Из имеющихся почти 0,5 млн га официально оформлено лишь 157 000 га. В основном это земли флагманских предприятий.
– У некоторых есть акт постоянного пользования еще советского образца, но у большинства на руках только форма 6‑ЗЕМ, которая сегодня отменена, – говорит Мартынюк. – В ней написано, что за ними что‑то где‑то числится. Управление столь неформализованным активом осуществляется в ручном режиме. При этом за использование земельного банка госпредприятий установлена ставка земельного налога в 1%. Это было бы справедливо, используй эти предприятия свой зембанк самостоятельно. Но на практике его часть передана в фактическую — но не оформленную — аренду коммерсантам, от которых местные бюджеты получают все тот же 1%. Хотя могли бы получать минимум 5%, будь эти земли переданы в пользование официально.
В Министерстве аграрной политики и продовольствия Украины считают, что необходимо закрыть обязательства перед частными лицами путем адекватного распаевания. Определиться, какие предприятия должны остаться в госсобственности, а какие нужно корпоратизировать и искать инвестора.
Функционирование предприятий, которые государство решит сохранить за собой, также должно быть подчинено бизнес‑логике. Часть из них могут быть гарантами обеспечения продовольственной безопасности. Другие могут стать объектами для привлечения иностранного капитала. К примеру, партнерство между ГПЗКУ и китайской корпорацией ССЕС, которое предусматривает ежегодные поставки зерновых и инвестиции в инфраструктурные проекты. Пример показателен тем, что разрушил стереотип о нулевой инвестиционной привлекательности государственных агропредприятий.
Підписуйся на наш Telegram. Стеж за новинами у зручному форматі!