Несколько лет назад я занимался реконструкцией дома моих родителей. Когда начали менять покрытие на крыше, один из мастеров сказал: «На крышу люди смотрят два раза: первый — когда ее строят, второй — когда она горит». Это хорошая аналогия с корпоративной структурой. Собственники обращают на нее внимание либо при ее формировании, либо когда у компании начинаются проблемы.
Святослав Шеремета, партнер международной юридической фирмы Integrites, глава практики корпоративного права и M&AВ каждой бизнес‑группе должна быть четко сформирована оптимальная корпоративная структура. Время от времени ее нужно пересматривать и улучшать, учитывая изменения законодательства и другие обстоятельства, важные для конкретного бизнеса.
Корпоративное структурирование можно использовать как эффективную защиту от недружественных поглощений. Часто одна компания замыкает на себе полный контроль над всеми активами, которые используются для полного цикла производства. Если существует риск недружественных действий третьих лиц, полезно разделить ключевые активы между несколькими компаниями, желательно — зарегистрированными в разных юрисдикциях.
Урегулировать и оптимизировать налоговую нагрузку также можно через корпоративную реструктуризацию. Много стран заключили с Украиной соглашения об избежании двойного налогообложения. Ранее был очень популярен Кипр. Есть другие привлекательные юрисдикции, в ЕС — это Нидерланды, Австрия. Для определенных целей довольно популярна Англия. И в последнее время мы стали активно работать со странами Восточной Европы — Эстонией, Словакией, Словенией.
Еще один эффективный инструмент, который можно использовать в иностранной юрисдикции, это акционерное соглашение. К примеру, есть бизнес, которым владеют и управляют разные члены семьи. У них существуют понятные договоренности. Однако когда возникают трудности, необходимость привлечения финансирования или инвесторов, либо же планируется выход из бизнеса одного из сособственников, тогда начинаются тяжелые переговоры и проблемы. C помощью акционерного договора можно заблаговременно урегулировать и зафиксировать интересы совладельцев.
Вторая сторона вопроса — появление инвестора, который хочет вкладывать деньги в такую компанию. Он должен понимать, что там происходит, как принимаются решения и какие взаимоотношения существуют между акционерами. Если инвестор заходит в капитал компании, то он хочет иметь зафиксированное на бумаге распределение прав и обязанностей между мажоритарным акционером — основным владельцем, который часто сам занимается операционным управлением, и портфельным инвестором, который заходит в капитал с миноритарной долей.
Качественное корпоративное структурирование необходимо, когда приобретаются и продаются активы. Ранее крупные сделки в Украине часто заключались по английскому праву, которое предусматривает опционы на куплю или продажу (put/call option), гарантии продавца (warranties), конкретные обязательства по возмещению возможного ущерба (indemnities). Сейчас инструменты английского права используются реже из‑за высоких юридических затрат. Чтобы эффективно использовать договор, регулируемый английским правом, необходима определенная нерезидентская надстройка, которая даст возможность применять надежную юрисдикцию с развитой и предсказуемой судебной системой.
И последнее — использование долевого участия как финансового ресурса. Первый механизм, который сегодня очень популярен, — залог корпоративных прав. Если это касается украинской компании, то он почти никогда не идет как самостоятельный инструмент обеспечения, потому что такой залог не дает должного контроля над активами. Он необходим как вспомогательное обеспечение, которое, к примеру, позволит кредитному комитету банка поднять лимит на кредитование, убедить других членов кредитного комитета в надежности обеспечения. Если это залог акций компании, зарегистрированной в одной из западных стран с развитыми механизмами корпоративного управления, то залог даже незначительной части корпоративных прав может выступать качественным самостоятельным обеспечением кредита. Акции компании, зарегистрированной в респектабельной юрисдикции, могут использоваться как средство платежа.
Примером такой трансакции, касающейся украинских активов, может служить планируемая сделка по обмену активами между UniCredit Group (контролирует украинский Укрсоцбанк) и Alfa Bank (холдинговая компания группы ABH Holdings S.A., часть акций в которой планируется обменять на акции Укрсоцбанка, зарегистрированного в Люксембурге).
Підписуйся на наш Telegram. Стеж за новинами у зручному форматі!