Сейчас на украинском агрорынке происходит смена поколений управленцев.
Интересно наблюдать за тем, как рушится классический образ менеджера сельского хозяйства. Еще недавно это был эдакий председатель колхоза, который умеет достать технику и горюче‑смазочные материалы, беспокоится о погодных условиях, ведь от этого зависит урожай. В последнее время еще прибавилось умение работать с банками и всевозможными чиновниками. Теперь он разъезжает не на уазике, а на дорогом внедорожнике, одет по последней европейской моде и пьет не самогон, а дорогой виски.
Но, кажется, этому председателю колхоза как типу управленца приходит конец. Во многом — из‑за нарастающего потока информации, которую ему сложно оперативно принимать и обрабатывать. Он ориентируется на погоду и искренне считает, что большой урожай лучше маленького. На самом деле большой урожай еще не означает большой доход, большое предложение обычно предшествует низкой цене.
Часто приходится слышать: «Мы поставили на рынок несколько миллионов тонн, но такой‑то нехороший человек снизил цену на товар». И как‑то неловко сказать, кто этот самый человек, обеспечивший именно эти миллионы тонн и сбивший маржу не только себе, но и рынку в целом. Мозги управленца прошлого такое воспринять не в состоянии.
Суть проблемы — в стиле мышления кадров старой закалки: важны тонны, миллионы гривен, особо продвинутые мыслят в процентах, но в любом случае — цифры, цифры, цифры. Руководители и управленцы новой школы, безусловно, все это учитывают, но мыслят сценариями. Они понимают, что предлагать рынку сразу весь урожай себе дороже, что продавать надо не только много, но и по самой выгодной цене. При этом необходимо учитывать множество факторов: знать структуру посевов в регионе и мире, каковы переходящие остатки, цены на бирже, как ведут себя основные игроки и трейдеры, как проходят государственные закупки, где дефицит товара, а где его переизбыток.
Менеджер старого стиля играет на одной‑двух струнах, а новая школа — это уже искусство управления оркестром. Мы живем в век не просто информации, а ее переизбытка. Сейчас процессом принятия решений управляет верная интерпретация фактов, аналитика, многофакторное моделирование. Важно жить в прошлом, настоящем и будущем рынка одновременно. Повысить надежность прогнозирования можно только при условии создания особой информационной среды, куда потихоньку набираются люди, как в консерваторию меломаны.
Нельзя сказать, что в вопросах управления мы сильно отстаем от Запада. С подобной проблемой западные менеджеры столкнулись сравнительно недавно. Дело в том, что вплоть до 1950‑х годов прошлого века миру не хватало продовольствия, и голод был обычным делом. Весь глобальный мониторинг состояния сельского хозяйства был направлен именно на борьбу с голодом, то есть на наличие запасов тех или иных продуктов. Маржа, доходность, эффективность аграрного производства рассматривались как второстепенные, тем более что эти показатели в условиях дефицита продовольствия были неплохими. Но мир изменился, наступила эра перепроизводства.
Сейчас только тот, кто мыслит сценариями, составит основной костяк аграрных управленцев Украины. Рынки сельскохозяйственной продукции необычайно сложные, чувствительные к огромному количеству факторов. В этом наборе нет плохих факторов, таких как неурожай, дождь, снег или избыточное предложение. Есть плохие сценарии либо сценарии, недостаточно продуманные. Можно и с низкой урожайностью получить высокую прибыль, а можно с высокой урожайностью разорить себя.
Рынок надо видеть, чувствовать, понимать и управлять им себе во благо. Из всех потоков информации необходимо извлекать нужные и составлять из них уникальные сценарии. Тогда легко выстроить стратегию развития фирмы, кооператива, компании. Современный руководитель — это полководец экономического фронта. У него должны работать штаб, разведка, связь с союзниками. Только тогда он сможет эффективно управлять сельским хозяйством.
Підписуйся на наш Telegram. Стеж за новинами у зручному форматі!