По информации, распространенной пресс-службой DCH, инициатором сделки выступил австриец, акционер завода, Зигфрид Вольф. Сумму сделки стороны не раскрывают. Как уточняют в пресс-службе DCH, у Александра Ярославского сосредоточено 70% акций предприятия, у Зигфрида Вольфа остался 30%-й пакет акций ХТЗ.
По словам Зигфрида Вольфа основной причиной, подтолкнувшей его к продаже, стали проблемы ХТЗ с правоохранительными органами. «Представителями СБУ и ее харьковского филиала в период с 21 марта по 8 апреля 2016 года на ХТЗ было проведено четыре обыска, во время которых и изъяты финансовые и другие важные документы. При этом никаких официальных обвинений, связанных с экономическими преступлениями, руководству заводу до сих пор предъявлено не было», – говорит Зигфрид Вольф.
В СБУ подозревают собственников завода в намерении вывезти из Украины часть оборудования данного предприятия на территорию РФ и этим объясняют свои действия в отношении завода.
В официальном пресс-релизе, который подготовили медиа-консультаны для Зигфрида Вольфа, сказано, что данный предприниматель стал инвестором ХТЗ в 2010 году. Но в Харькове тракторный завод давно связывают с российским бизнесменом Олегом Дерипаской, в бизнес-империю которого входят, в том числе, ОАО «ГАЗ» и корпорация «Русские машины». Зигфрид Вольф является главой совета директоров двух упомянутых компаний.
Для Александра Ярославского ХТЗ – знакомое предприятие – в 2004 году он выкупил часть акций харьковского завода у Виктора Пинчука (группа «Интерпайп») и к 2007 году сконцентрировав в своих руках почти 65% акций предприятия, продал его структурам Олега Дерипаски, который начал к тому времени выстраивать свою корпорацию по производству дорожно-строительной техники. Сумму сделки профильные аналитики тогда оценивали примерно в 100 млн долларов.
Долгое время ХТЗ не считался интересным объектом для инвесторов. За годы Независимости Украины он сменил несколько собственников, но никто так и не решился инвестировать в серьезную модернизацию предприятия. В прошлом году предприятие выпустило около 1,6 тыс тракторов. Его чистая прибыль в 2014 году составила около 450 млн гривен, а 2015 год ХТЗ закончил с убытком в размере почти 220 млн гривен.
Общий долг завода перед государством составляет более 600 млн. грн.
Больше половины продукции завода до этого года поставлялась в Россию, но с 1 января правительство РФ ввело 10%-ную пошлину на продукцию ХТЗ, а с 6 февраля – 15%-ный утилизационный сбор. Это сделало, как минимум, на 25% дороже технику украинского завода для российских фермеров. Альтернативного российскому рынка сбыта на ХТЗ пока не нашли.
Тем не менее, такой актив может оказаться перспективным. «Стоимость рабочей силы в нашей стране сейчас невысока, а интерес у иностранных инвесторов к украинской промышленности, как базовой площадке для развития собственных мощностей, растет – уже есть примеры иностранных инвестиций в такие предприятия в Западной Украине. ХТЗ могут со временем перепродать или найти выгодный формат сотрудничества с крупным машиностроительным концерном», – отмечает Роман Тополюк, аналитик инвесткомпании Concorde Capital.
Сделать ставку Александр Ярославский мог и на внутренний рынок – помимо сельхозтехники, завод также специализируется на выпуске снегоболотоходов и многоцелевых тягачей, которые нужны оборонной промышленности. Однако в 2014 году Минобороны в 2014 году отказалось продлевать для ХТЗ лицензию на выпуск такой продукции в связи с тем, что предприятие принадлежит российскому акционеру и находится в сложном финансовом положении.
Підписуйся на наш Telegram. Стеж за новинами у зручному форматі!