Новини / Кейси     11 жовтня 2016 12:36

Как голландцы создают агробизнес в Украине по стандартам ЕС

Несмотря на небольшую территорию и борьбу с морем за землю, Нидерланды считаются крупнейшим мировым экспортером продуктов питания после США.

У голландца Антона Смитса было тяжелое детство. В 14 лет его отец — потомственный фермер — отослал маленького Антона на каникулы на молочную ферму в соседнюю Германию. Свое же совершеннолетие юноша встретил на стажировке в животноводческой ферме в Венгрии. Поэтому ответ на вопрос «кем быть?» для молодого человека трудностей не представлял. «После учебы в университете мне нужно было решить: продолжать работать с отцом на ферме либо начинать развивать свое дело. Я выбрал последнее», — вспоминает о тех временах 29‑летний Смитс.

Однако развивать собственный бизнес молодой голландец решил не у себя на родине, а в стране, о которой ходили легенды по всему королевству. Объектом восхищения вернувшихся из путешествий голландских аграриев стала Украина. Истории о бескрайних пашнях молодой страны в Восточной Европе впечатлили Смитса. Именно туда в 2007 году и отправился едва оперившийся фермер. Сейчас он руководит агрофирмой «Розволожжя», основанной им вместе с партнерами. «Когда я приехал в Украину, то сразу понял, что хочу именно здесь развивать свой бизнес. Для этого есть все возможности и ресурсы», — отмечает он.

Смитс — один из нескольких сотен голландских фермеров, которые приехали в Украину делать из сельского хозяйства агробизнес. В не самой благополучной европейской стране их привлекают наибольшие в мире запасы чернозема и практическое отсутствие конкуренции на рынке. А что такое высококонкурентный рынок, они знают не понаслышке. На их родине — с дешевыми кредитами и дотациями государства для АПК — легко создать стабильный агробизнес. Однако, по словам Каролины Спаанс, советника по вопросам сельского хозяйства посольства Королевства Нидерландов в Украине, у такой стабильности есть и обратная сторона медали.

Из‑за значительного количества молочных ферм в Нидерландах конкуренция растет, цены падают и получить сверхприбыль невозможно. В Украине же, наоборот, у бизнеса практически нет гарантий, но в нише качественного молока работают всего несколько игроков. Это шанс для высокотехнологических голландцев заработать гораздо больше, чем у себя на родине. «Бизнес‑процессы в отрасли между нашими странами отличаются кардинально», — говорит Роман Пучко, менеджер голландской агрокомпании Difco International в Украине.

Антон Смитс все детство и юность провел на фермах ЕС. Впереди — такая же жизнь в Украине

Антон Смитс все детство и юность провел на фермах ЕС. Впереди — такая же жизнь в Украине

В Украину Смитс приехал не только с настольным флагом своей страны, но и с высокими технологиями. Сейчас на его ферме в селе Гайворон Киевской области содержится 700 коров молочных пород. Компания одна из немногих в регионе оборудована по последнему слову техники. В молочном зале фермы работает доильная система типа «параллель» компании GEA Westfalia. Эта система обладает высокой пропускной способностью и обеспечивает полную автоматизацию процесса доения. Ежедневно ферма Смитса производит около 16 т молока. В год каждая корова дает около 7300 кг молока, что в два раза больше, чем в среднем по всем хозяйствам страны. «Качество нашего молока здесь лучше, чем среднее качество молока в Нидерландах», — уверяет Смитс.

«Приехал в Украину и понял: буду строить бизнес здесь»

Несмотря на индустриальный подход к своему молочному бизнесу, на предприятии у Смитса следят за натуральностью кормов для скота. Это благоприятно сказывается на качестве молока. Объемы и качество сырья привели к Смитсу самых требовательных покупателей. Одним из них стала компания Danone, которая закупает молоко голландца для своей линейки детского питания.

«Коровы, дающие молоко для детского питания, должны иметь специальный рацион и использовать корма, которые выращены на органических удобрениях», — рассказывает о критериях выбора поставщика Руслан Вдовенко, генеральный директор кременчугского завода «Кремез», принадлежащего Danone.

Дирк Смитс поменял кресло топ-менеджера в пивном концерне на уютный хлев

Дирк Смитс поменял кресло топ-менеджера в пивном концерне на уютный хлев

Основным принципом успешного молочного бизнеса Смитс называет постоянный контроль процесса производства и соответствие стандартам качества. Молодого агрария часто можно увидеть за работой непосредственно на самой ферме с блокнотом в руках. «Главное — не пытаться экономить ни на средствах защиты, ни на технологиях, ни на кормах и т. д.», — делится секретами голландец.
В свой бизнес Смитс с партнерами вложил около $10 млн. Но это только начало. В планах — увеличить стадо дойных коров до 2000 голов. «Конечно, это долгосрочная инвестиция на 15–20 лет. Работаем на перспективу», — говорит он.

В 1999 году крупнейший голландский пивоваренный концерн Interbrew открыл офис в Украине. Одним из пионеров украинского пивного рынка стал Дирк Смитс ван Оуен — коммерческий директор украинского представительства концерна. Бизнес рос изо дня в день. «Это было очень интересное время: экономика росла быстрыми темпами, рынок пива — еще быстрее», — вспоминает 56-летний предприниматель.

dji00407

Успехи Дирка на украинском пивном рынке руководство концерна оценило и предложило ему вернуться на родину с повышением. Однако уже было поздно. Стоило голландцу пожить в Украине, как он понял, что немного стал украинцем. Вместе с таким же заболевшим украинскими перспективами приятелем он купил ферму с 7000 га земли в Хмельницкой области. Такими площадями украинских аграриев не удивишь, но для голландцев это были космические масштабы. «По меркам нашей страны — это огромная территория», — не скрывает радости фермер.

Сейчас на ферме Дирка выращивают традиционные зерновые культуры, большую часть урожая которых выкупают крупные компании‑экспортеры. В 2015‑м на ферме открыли молочное направление. Ежедневно 60 коров дают хозяйству около 720 л молока, в планах Дирка — увеличить поголовье до 120 коров и молочный сбор до 3000 л. Свое молоко он продает молочному заводу «Ізяславмолпродукт», а также в школы, больницы и детские сады Хмельницкой области.

Проводить точные бизнес‑расчеты голландцу помогает еще одно его начинание. В 2003 году он основал консалтинговую компанию ProMarketing, которая помогала своим клиентам сделать их аграрный бизнес более эффективным. Теперь Дирк хочет применить свои наблюдения в собственном молочном производстве. В компании разработали бизнес‑план, внедрять который пригласили дипломированного менеджера из Нидерландов. Цель — выйти на результативность голландских молочников. «Рентабельность зависит от эффективности. В Голландии мы получаем больше молока от коровы с более низкими расходами. В целом голландский фермер работает продуктивнее», — говорит бизнесмен.

Голландцы сделали компанию из украинских Кищенцев одной из крупнейших в стране. Спасибо за все.

Голландцы сделали компанию из украинских Кищенцев одной из крупнейших в стране. Спасибо за все.

За все время работы в Украине Дирк с партнерами инвестировал в агробизнес около $10 млн, которые постепенно возвращаются в кошелек фермера с прибавкой. В планах голландца — расширять производство. По его словам, свою прибыль компания получает ежегодно. «Сейчас нужно много работать, чтобы быть готовыми к моменту, когда цены на молоко снова начнут расти», — отмечает он.

Читайте також