
Сергей Радченко (на фото) с Андреем Акименко и Дмитрием Яценко построили универсальную страусовую ферму. Фото Александра Лобанова.
Можно ли одним яйцом накормить десяток людей? Можно, если это яйцо африканского страуса. В этом может убедиться любой, кто приедет на экскурсию на ферму «Долина страусов», которая находится в селе Ясногородка под Киевом. Однако огромная яичница — только часть экзотики страусового питомника. К ней вам подадут стейк из страусятины, рюмку водки, очищенную белком страусового яйца, а после трапезы можно будет прокатиться на самом страусе. Тут же можно купить сумку из кожи страуса и положить туда сувениры из перьев экзотической птицы.
Универсальную страусовую ферму построили три приятеля — Сергей Радченко, Андрей Акименко и Дмитрий Яценко. Сейчас на 20 га фермы живут около 120 страусов, работает зоопарк, парк аттракционов и ресторан. На все это ушло девять лет и $1 млн.

Сейчас на 20 га фермы живут около 120 страусов, работает зоопарк, парк аттракционов и ресторан. На все это ушло девять лет и $1 млн. Фото Александра Лобанова.
В страусовый бизнес Радченко пришел уже опытным предпринимателем. В конце 1990-х он вместе с институтским товарищем Андреем Акименко занимался организацией праздников и концертов. В активе партнеров были киевские гастроли Высшей лиги КВН, концерты некоторых поп-звезд. Заработанное приятели вложили в свой ресторан, но продолжали искать более прибыльный бизнес. В 2006 году такой бизнес партнеры нашли. Радченко и Акименко познакомились с киевским предпринимателем Дмитрием Яценко, который был одним из первых страусозаводчиков в Украине. Партнеры решили вложить все заработанное в новое дело. В том же году партнеры купили в складчину страусовую ферму в селе Ясногородка Киевской области, где Яценко раньше приобретал страусов для своего хозяйства. Это обошлось партнерам почти в $1 млн, но покупка была более чем выгодной. Тогда это была одна из крупнейших страусовых ферм в стране со статусом племенного хозяйства первой категории. Последнее гарантировало государственную компенсацию затрат на кормление каждого новорожденного страусенка. Выплаты достигали 160 000 гривен, что было хорошим подспорьем для бизнеса. Новую компанию назвали «Долина страусов». «Яценко нас тогда убедил в том, что страусовая ферма — это безотходное производство», — вспоминает Радченко.

Однако самым прибыльным товаром стало страусовое потомство: страусенок стоил около 2500 гривен, а цена взрослого маточного поголовья достигала 16 000 гривен. Фото Александра Лобанова.
Новый партнер не обманул. Почти все, что мог дать страус, шло на продажу. Самым востребованным продуктом стали яйца двухметровых пернатых. Цена двухкилограммового яйца достигала 300 гривен, скорлупы — около 200 гривен. Яйца шли на омлет для гурманов в местный ресторан, а из скорлупы мастера выпиливали сувениры. За полгода самка страуса могла снести 50 яиц. Отдельной торговой позицией стало мясо африканской птицы. Диетическое и обладающее уникальным химическим составом, оно было самым дорогим птичьим мясом на рынке — 100 гривен за килограмм. Еще дороже — около 150 гривен — стоил килограмм страусового жира, который часто используется в производстве элитной косметики. Однако самым прибыльным товаром стало страусовое потомство: страусенок стоил около 2500 гривен, а цена взрослого маточного поголовья достигала 16 000 гривен. Cвой торговый вес страус набирает за 14 месяцев. С одной птицы можно получить около 50 кг мяса, 10 кг жира, 2 кг печени и около 1,5 кв. м кожи. За два года поголовье фермы выросло до 100 страусов.
Объемы и эксклюзивный продукт позволили «Долине страусов» попасть на полки супермаркетов Auchan и Le Silpo, а также в магазины натуральных продуктов Good Wine. «Сейчас наше мясо нарасхват. Мы не можем уже выполнить заказы, успеть за сетями», — отмечает Радченко. «Мясо страуса и маточное поголовье будут покупать всегда — это самое ценное в таком бизнесе», — подтверждает Сергей Черкез, владелец агрофирмы «Сафари Страус Парк», которая разводит страусов в Бердянске.
Однако вместе с наступлением кризиса в 2009-м государство перестало дотировать племенное хозяйство и расходы на кормление страусят легли на плечи бизнесменов. Кроме того, в Украине появились крупные конкуренты ясногородской фермы, что привело к снижению закупочных цен на основные продукты «Долины страусов». Чтобы компенсировать нехватку финансирования, в компании решили сделать ставку на свои непрофильные услуги. Сначала на территории страусовой фермы заработал небольшой зоопарк, а позже партнеры вспомнили, чем занимались раньше, и открыли на территории фермы ресторан. Гвоздем меню заведения стали стейки и колбаса из страусятины. Дополнили рацион гостей фермы молоком и творогом с молочной фермы, которую ясногородские бизнесмены открыли в 2012 году. Сейчас непрофильные бизнесы приносят около 80 % выручки, сама ферма — лишь 20%. «Мы понимали, что о своем опыте в развлекательном и ресторанном бизнесе забывать нельзя», — объясняет Радченко.
В будущем партнеры планируют вернуть страусовому хозяйству былую рентабельность. Для этого они ищут партнеров за рубежом. 10 семей маточного поголовья страусов у украинцев готовы купить их коллеги их Казахстана, а мясом активно интересуются румыны и итальянцы. Сами предприниматели хотят наладить продажи мяса своих птиц в Россию.

Мясом активно интересуются румыны и итальянцы. Сами предприниматели хотят наладить продажи мяса своих птиц в Россию. Фото Александра Лобанова.
Также Радченко с партнерами хотят открыть еще одно непрофильное направление на ферме — собственную винодельню. Для этого они еще четыре года назад заложили гектар виноградника. «Мы формируем для нашего гостя фермерскую корзину. В ней должно быть все: от страусовых яиц и мяса до сыра и вина», — делится планами Радченко.
Текст: Максим Бироваш
Фото Александра Лобанова
Підписуйся на наш Telegram. Стеж за новинами у зручному форматі!