Новини / Думки     24 січня 2017 00:28

Оксана Кнейчук, партнер Eterna Law, о процессе деофшоризации украинского бизнеса


Правительства разных стран противодействовали уклонению от уплаты налогов с помощью офшорных компаний с момента появления первых офшорных структур. Однако настоящая «война» с офшорами началась после мирового финансового кризиса 2009-го и недавно разразившихся налоговых скандалов.

Оксана Кнейчук, партнер Eterna Law Kyiv

Оксана Кнейчук, партнер, руководитель департамента международного налогового планирования и корпоративного структурирования юридической фирмы Eterna Law

Важным шагом на этом пути стало принятие в 2013 году 44 странами — членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и странами G20 Плана BEPS (Base Erosion and Profit Shifting). Он состоит из 15 пунктов и предусматривает координацию противодействия размыванию налого­облагаемой базы и выводу прибыли из‑под налогообложения.

В Украине деофшоризация началась с принятия в апреле 2016-го Указа президента Украины №180 «О мерах по противодействию уменьшению налоговой базы и перемещению прибыли за границу», которым КМУ был уполномочен «организовать работу по присоединению Украины к международным инициативам ОЭСР». В конце весны несколько политических партий подготовили шесть законопроектов. До момента подписания указа в Украине уже действовали некоторые ограничения, направленные на борьбу с уклонением от налогообложения (связанные с установлением контроля за трансфертным ценообразованием, раскрытием сведений о бенефициарах).

В начале мая члены рабочей группы утвердили проект Концепции внедрения основных рекомендаций BEPS в Украине. За основу был взят план BEPS.
Среди всех новшеств особый интерес представляют правила о налогообложении контролируемых иностранных компаний (КИК), противодействии злоупотреблениям в связи с применением договоров об избежании двойного налогообложения, а также присоединении Украины к автоматическому обмену налоговой информацией (АОНИ).

Под КИК понимается юридическое лицо, зарегистрированное в любой иностранной юрисдикции (кроме компаний, зарегистрированных в юрисдикциях с высоким налогообложением, которые получают доходы от активной бизнес-деятельности). Плательщиками налога с КИК будут физические или юридические лица (резиденты Украины), которые имеют в иностранной компании долю более 20%, или превышающую 10%, если свыше 50% долей в данной компании принадлежит другим резидентам Украины. При этом также учитывается критерий осуществления фактического контроля, под которым понимается возможность резидента Украины осуществлять решающее влияние на бизнес‑решения КИК. В качестве критериев будет рассматриваться наличие одного или нескольких признаков: доверенность на осуществление различных сделок, указание резидента в качестве бенефициара при открытии банковского счета для КИК, контроль над банковскими счетами КИК, ведение резидентом бухгалтерского или управленческого учета КИК, предоставление резидентом указаний директору КИК касательно заключения сделок, осуществления операций по банковским счетам.

Прибыль КИК будет включаться в совокупный доход физического лица или прибыль юридического лица. При этом резидент освобождается от налогообложения, если КИК платит налог на прибыль по ставке, не меньшей, чем ставка налога на прибыль в Украине, уменьшенная на 5%, и доля пассивных доходов КИК не превышает 25%.

Концепцией утвержден пошаговый план присоединения к АОНИ, предусматривающий подписание межведомственного соглашения об автоматическом обмене налоговой информацией, принятие национального законодательства, обязывающего банки и финучреждения ввести определенные стандарты по идентификации фактических владельцев счетов, а также предоставлять информацию о таких счета в компетентный орган (ГФС).

В планах правительства — инициирование переговоров с Бельгией, Германией, Великобританией, Австрией, договоры с которыми предусматривают нулевые или низкие ставки обложения пассивных доходов. Цель — их повышение минимум до 5% (по стандартам ОЭСР — 5–15%).

Проведение первого декларирования (КИК) планировалось в IV квартале 2016-го, но с июня все законодательные инициативы по вопросам деофшоризации так и остались на рассмотрении в ВР. Однако дальнейшее продвижение законопроектов и внедрение в Украине рекомендаций BEPS — лишь вопрос времени. Поэтому представителям бизнеса, которые используют нерезидентные компании и/или имеют банковские счета за рубежом, необходимо комплексно проанализировать существующие бизнес‑модели и внести в них корректировки, чтобы грядущие законодательные нововведения не застали их врасплох.

Сподобався цей матеріал?
Підтримайте його автора!

Читайте також