По данным Госстата, производство украинской молочной продукции в 2015 году снизилось на 12%, до 2 млн т. При этом в денежном выражении объем рынка молочной продукции постепенно растет. Согласно итогам прошлого года, он составил около $1,6 млрд. Причина этому – девальвация национальной валюты.
Существенно подорожали импортные составляющие (наполнители из тропических фруктов для йогуртов, упаковка), на которые приходится 25% в себестоимости готовой продукции. Сильнее всего по переработчикам ударило торговое эмбарго со стороны России, которая много лет была основным покупателем украинской молочной продукции. Закрытие российского рынка стало для украинских производителей молочной продукции настоящим ударом: за последний год они снизили объемы производства на 12%. Особенно пострадали производители твердых сыров — их выпуск упал в 2013–2015 годах на 25%.
Если в 2013‑м украинские переработчики отправили в РФ около 50 000 т на $314 млн, то в 2015‑м объемы экспорта упали в 20 раз, а выручка сократилась более чем в 30 раз. В прошлом году на российский рынок пришлась всего четверть украинского экспорта этого продукта. В целом в 2015‑м поставки на внешний рынок упали по сравнению с 2014‑м почти в два раза, до $177,5 млн. Некоторые компании благодаря продуманной дистрибуции продолжают работать на рынке РФ. К примеру, завод «Дубномолоко» заключил контракт на производство сыра под своим брендом на белорусском предприятии.
Некоторые компании, прежде работавшие на экспорт, сумели быстро переориентироваться на производство цельномолочных продуктов. Группа «Молочный Альянс», которая после закрытия российского рынка была вынуждена сократить производство сыра вдвое, в прошлом году стала лидером по объемам продаж цельномолочных продуктов. Сейчас производители в основном поставляют на внешний рынок сухое молоко и сливочное масло. Впрочем, компенсировать переработчикам финансовые потери от уменьшения поставок сыра эти продукты не могут. Главными покупателями украинской молочной продукции являются Молдова и Казахстан. Однако, Молдова в мае ввела импортные квоты и пошлины на наши молокопродукты. В Казахстан и Центральную Азию доставлять продукцию стало сложнее из-за транзитных ограничений, которые РФ ввела в июле этого года.
Чтобы освоить новые рынки, компании внедряют международные системы управления качеством – в частности, НАССР (обязателен для поставок в ЕС), HALAL (для арабо‑исламских стран) и KOSHER (для работы с иудейскими потребителями).
Підписуйся на наш Telegram. Стеж за новинами у зручному форматі!