Новини / Думки     29 жовтня 2015 11:03

Оксана Просоленко, CEO компании Tate Management: Что нужно знать для работы в Китае?


Объем китайского рынка оценивается более чем в $3 трлн, к 2020 году он удвоится. Что нужно знать украинским аграриям, которые хотят откусить хотя бы незначительную часть от этого пирога?

В 2014 году экономика Китая впервые оказалась на первом месте по уровню ВВП, обогнав США, которые долгое время были флагманом для мирового сообщества. При этом в КНР живет одна пятая населения планеты, и калорийность питания китайцев ежегодно растет. Эта страна располагает ограниченными земельными и водными ресурсами, необходимыми для полноценного ведения сельского хозяйства, значительная часть почв загрязнена пестицидами.

При этом Китай является одной из крупнейших торговых стран на глобальном рынке. Активизация внешней торговли сельхозпродуктами сформировала тренд на внутреннем рынке: от профицита к постоянному дефициту. Правительству приходится думать о том, как накормить растущее население страны. На основании прогнозов Центра исследований развития при Государственном совете КНР по дальнейшему увеличению населения, ожидаемый дефицит зерновых на внутреннем рынке достигнет 40–50 млн т. Дефицит продовольствия в такой стране, как Китай, в первую очередь имеет политический характер, поскольку «голодный человек — это недовольный человек». Поэтому проблеме удовлетворения внутренних потребностей в продовольствии в Поднебесной всегда будут уделять много внимания. Для Китая импорт сельхозпродуктов в некотором смысле означает импорт земельных и водных ресурсов.

Невзирая на то, что Китай является членом ВТО и на каждом шагу заявляет об открытости своего рынка, низких протекционистских рыночных барьерах и поддержке торговых компаний, зайти туда и чувствовать себя комфортно на этом рынке сложно. Почему? Во-первых, существует огромная нестыковка менталитетов и понимания мироздания, что приводит к искаженной трактовке абсолютно всех договоренностей. Во-вторых, языковой и культурный барьер, который порой становится краеугольным камнем в реализации даже обоюдно выгодного торгового проекта. В-третьих, ограниченный доступ к информации, регуляторным документам. Зачастую понять, как реализовать проект с китайскими партнерами, компания может только на основании экспертного мнения либо информации от партнерской фирмы.

Есть еще один фундаментальный фактор в развитии двусторонних отношений. КНР —коммунистическая страна, где роль и авторитет чиновника очень высоки. Поэтому принцип «все, что гарантировано либо инициировано государством, автоматически равно «гарантия» работает безукоризненно. Именно украинские госорганы и чиновники должны взять на себя ответственность за развитие отношений между двумя государствами. Сейчас в отношениях между Украиной и Китаем далеко не все гладко, и эту проблему необходимо решить как можно быстрее, чтобы не заморозить бизнес-интерес к нашей стране на десятилетия.

В этом году Украина стала крупнейшим поставщиком кукурузы в Китай: за пять месяцев 2015-го доля наших компаний в поставках этой культуры достигла почти 90%. При этом поставки из Соединенных Штатов снизились как раз на те же рекордные цифры, на которые увеличился импорт из Украины. Что это означает? Украина на государственном уровне признана компартией КНР одним из главных партнеров для развития торговых и инвестиционных проектов в секторе продовольствия. Торговая стратегия для Китая на ближайшее десятилетие определена как «диверсификация на экспортных рынках — концентрация на импортных рынках». Стратегия на увеличение импорта из стран Восточной Европы равносильна созданию «нового Шелкового пути». Это должно активизировать морские и железнодорожные перевозки между Европой и Азией. Украина находится на новом торговом пути в Европу. Она также вписывается в стремление КНР продвигать инвестиции и развивать инфраструктуру в других регионах мира, в первую очередь в Африке. Так что мы снова говорим о выигрышном геополитическом положении нашей страны. Но хватит ли нам деликатности, компетенций и профессионализма воспользоваться своими преимуществами — зависит только от нас.

Соглашение между правительством Украины и правительством КНР о торгово-экономическом сотрудничестве было подписано еще в 1992 году. Оно устанавливает между нашими странами режим наибольшего благоприятствования в торговле. Однако за последние два десятка лет между Украиной и Китаем было реализовано не более 20 успешных совместных бизнес-проектов. При этом китайский рынок демонстрирует поражающие маркеры: нация, которая массово делает зарядку под звуки радио, выстраивается в огромные очереди в luxury-shops по всему миру; рядовой гражданин знает наизусть решения последнего съезда компартии и при этом около 10% розничных покупок осуществляет через интернет; HNWI (High Net Worth Individuals) из десяти крупнейших азиатских рынков половина сконцентрирована в Китае; на одно среднее домохозяйство из трех человек, живущих в городе, потребление растительных масел составляет около 5 л в неделю.

Что же делать украинскому бизнесу на пути покорения самого большого и взрослеющего «потребителя» на планете? Панацеи нет, но есть несколько базовых правил: бизнесу необходимо действовать и действовать при активной поддержке и протекции государственных органов; изучать менталитет и предпочтения потребителя либо привлекать к этому профессиональных консультантов; создавать совместные предприятия, что может быстро и легко открыть доступ к рынку.

Текст: Оксана Просоленко, CEO компании Tate Management, партнер компании Calipso Invest Corp.

Сподобався цей матеріал?
Підтримайте його автора!

Читайте також