Новини / Кейси     06 квітня 2016 13:06

Крепкая семья: история компании Cargill

Воскресенье 29 декабря 1963 года в Одесском морском порту было объявлено внеочередным рабочим днем. Работы, действительно, было немало. Одесситы встречали крупнейший в мире грузовой корабль «Манхэттен». Основным грузом гигантского судна водоизмещением в 106 000 т было зерно, которое советское правительство закупило у США. Это была первая импортная сделка СССР за весь период «холодной войны». Одним из поставщиков американского зерна в порт советской Украины стала крупнейшая семейная компания США — Cargill.

В Украину Cargill вернулась почти через 30 лет. Встречали сотрудников компании уже не представители Совета министров СССР, а чиновники независимой Украины. В новых рыночных условиях американская компания быстро стала влиятельным игроком в экономике молодой страны. Сейчас Cargill — один из крупнейших в Украине экспортеров зерна, а также масличных культур и продуктов их переработки. В Украине Cargill принадлежат два маслоэкстракционных завода и шесть элеваторов. Также Cargill владеет 5% акций крупнейшего украинского агрохолдинга UkrLandFarming. Портфель профинансированных компанией проектов в Украине составляет около $200 млн. В 2015‑м украинская дочка Cargill заняла пятое место в рейтинге крупнейших экспортеров журнала Landlord с экспортной выручкой $459 млн.

Американская мечта

В один из летних дней 1865 года в муниципалитет небольшого американского городка Коновер (штат Северная Каролина) пришел молодой человек и попросил продать ему пустующее зернохранилище на окраине. Мэр города лишь покачал головой — Коновер с сотней жителей и единственным двухэтажным зданием мэрии был не самым лучшим местом для начала бизнеса. Но юноша настаивал. Выгодность покупки мэр города понял через год, когда в нескольких километрах от амбара достроили ветку железной дороги McGregor & Western. Близость к железно­дорожной магистрали сделала купленный амбар самым удобным местом для хранения зерна. Клиентов у нового жителя Коновера становилось все больше. На дверях амбара 21‑летний юноша по имени Уильям написал свою фамилию — Каргилл. За 150 лет его фирма выросла до транснациональной корпорации, а фамилия стала брендом преуспевающего бизнеса.

na31729277

Близость к железно­дорожной магистрали сделала купленный амбар самым удобным местом для хранения зерна. cargill.com

Бизнес Каргилла начался за два месяца до его приезда в Коновер — 9 апреля 1865 года. В этот день армия Конфедерации Штатов Америки капитулировала перед войсками Соединенных Штатов Америки. Так закончилась последняя гражданская война в США, в результате которой было окончательно отменено рабство. Последнее обстоятельство имело не только политическое, но и экономическое значение для страны. С отменой рабства южные штаты потеряли свое главное экономическое преимущество — бесплатную рабочую силу. Южане стремительно теряли доходы на внутреннем рынке, а морская блокада южных штатов еще в начале войны разрушила их экономические связи с Европой. Это заставило многих бывших рабовладельцев после войны искать рынки сбыта своих главных товаров: зерна, табака, сахарного тростника, хлопка и риса, — на территории вчерашнего противника. На рынке появились многочисленные торговые посредники, которые организовывали хранение и перевозку товаров от продавца к покупателю. Уильям Каргилл стал одним из первых, кто решил сделать свой бизнес на послевоенной логистике.

Уильям Каргилл стал одним из первых, кто решил сделать свой бизнес на послевоенной логистике

На руку молодому коммерсанту играло и то, что за три года до конца войны правительство США приняло закон, по которому каждый американец, выполнив ряд условий, мог за символическую плату получить в собственность участок земли. Это привело к возникновению активного фермерского движения в США, что в разы увеличило объем рынка зерна. Многих новых фермеров Коновера объединяло одно — все они хранили свое зерно в амбарах тогда еще небольшой компании Cargill.

c150_timeline_1865

Уильям Каргилл. 1865 год. cargill.com

За пять лет зернохранилище Cargill стало прибыльным бизнесом. Повторить успешный эксперимент Каргилл решил в соседнем городке Лайм‑Спрингс. Туда он отправился с двумя братьями — Сэмом и Джеймсом. Заработанного хватило на открытие второго элеватора и склада лесоматериалов. Еще одно представительство своей компании Каргиллы открыли в городе Альберт‑Ли, в штате Миннесота. Расчет был на перспективы, которые откроются после окончания строительства железнодорожной ветки Southern Minnesota. Головной офис компании семья открыла в городе Ла‑Кросс, вблизи реки Миссисипи, на которой к тому времени возобновилась коммерческая навигация. К 1885 году Cargill кроме зерна перевозила уголь, муку, корма, древесину и семена. Одна из ключевых особенностей бизнеса Cargill проявилась уже тогда — почти 90% заработанного компания реинвестировала в собственный бизнес. К 1890-му Каргиллу и его двум братьям принадлежало 102 зернохранилища объемом свыше 4,3 млн т на всей территории Миннесоты, Северной и Южной Дакоты.

Война и мир

28 июля 1914 года все газеты мира сообщили о начале Первой мировой войны. Для европейцев эта новость стала трагедией, а американские бизнесмены засучили рукава. Пока европейцы копали окопы, по ту сторону океана американские компании готовили к отправке продовольственные караваны. Военные расходы воюющих сторон росли день ото дня. Цены на зерно — главный продукт Cargill — достигли своего исторического максимума. В компании едва успевали отгружать зерно.

Война в Европе помогла компании Cargill пережить первый и самый тяжелый ее кризис — смерть в 1909 году ее основателя Уильяма Каргилла. Кончина главы крупнейшего в стране зернотрейдера обвалила его бизнес. Клиенты перевели контракты на другие зернохранилища, а долги перед кредиторами ежемесячно увеличивались и быстро достигли космических на то время масштабов — $2,5 млн. Для обеспечения долга компания выпустила специальные «золотые» векселя со сроком погашения до 1917‑го. В компании готовились к восьми годам упорной работы. Война помогла сократить этот срок на два года. «США действительно явились главными победителями и в Первой, и во Второй мировой войне. На их территории не происходили боевые действия, участие вооруженных сил в конфликте не привело к столь большим потерям, как у других участников, а бизнес смог существенно подняться за счет военных заказов и послевоенных поставок», — говорит Андрей Попов, партнер аудиторской компании Kreston GCG.

“Бизнес смог существенно подняться за счет военных заказов и послевоенных поставок”

Однако после заключения мира в Европе война для Cargill не закончилась. Ее главным оппонентом стали европейские экспортеры зерна, которые снова десантировались в США. На этот раз целью их высадки было не просто сопровождение сделок. Многие европейские зернотрейдеры поняли, что гораздо выгоднее открыть в США собственное представительство, чем платить американским посредникам. Свои представительства компании из Европы открывали на Восточном побережье США, где расположены главные грузовые порты, замыкая таким образом экспортную перевалку зерна на себя. Потери американских компаний на зерновом рынке исчислялись миллионами. «Или мы сумеем стать конкурентоспособными, или европейские фирмы мало‑помалу одолеют нас», — так тогда прокомментировал ситуацию Джон Макмиллан, который в то время руководил Cargill.

В компании разработали план завоевания Восточного побережья, однако осуществить его было непросто. Кроме европейцев там уже давно обосновались офисы зернового концерна Taylor & Bournique (T&B). Несмотря на то что T&B проигрывала Cargill по объемам продажи зерна, она была первой компанией в США, активно внедрявшей в торговом бизнесе инновации. Офисы T&B были связаны корпоративной системой телетайпной связи, что позволяло им оперативно реагировать на малейшие колебания котировок зерна на Чикагской товарной бирже и формировать на зерно для Европы самые адекватные ситуации цены. Обыграть такого конкурента было непросто.

Разобраться с технологичным конкурентом Cargill помог случай. В 1923‑м, когда в Европе началась послевоенная депрессия, концерн T&B, активно там торговавший, оказался на грани банкротства. В Cargill решили убить одним выстрелом двух зайцев и купили неудобного конкурента вместе с его технологиями. Телетайпная сеть соединила все представительства Cargill в 20 городах США. В компании даже разработали собственный код, что позволяло еще больше экономить время для сообщений.

Возможность быстрого обмена информацией между регионами стала одним из главных конкурентных пре­имуществ Cargill на рынке. Это позволяло компании оперативно отслеживать запросы на поставку зерна по всей стране. В 1923 году Cargill открыла свои офисы в Азии, Канаде и Латинской Америке, а количество работающих достигло 200 человек.

Телетайп — интернет того времени — соединил филиалы компании по всей стране

Телетайп — интернет того времени — соединил филиалы компании по всей стране

Способность использовать кризисные ситуации в свою пользу стала частью бизнес‑стратегии Cargill. Вот один из ярких примеров. Из‑за разгоревшегося в 1930‑х годах экономического кризиса в США и Европе цены на зерно упали на 60%. Рынок замер, торговля зерном сошла на нет. Великая депрессия застала Cargill в момент активного роста — она как раз проводила кампанию по кредитованию фермеров, желающих построить элеватор. Однако с кризисом небольшие зернохранилища, получавшие кредиты от Cargill, потеряли своих клиентов и оказались на грани банкротства. Ситуацию усугубило введение в США моратория на банковское кредитование. Чтобы не получить целую армию безнадежных должников, в Cargill предложили фермерам продать им свои зернохранилища, а доход от их эксплуатации пустить на погашение долгов перед кредитором. Предложение семьи Каргилл приняли все 79 элеваторщиков. После тяжелейшего в истории США кризиса рынок принадлежал Cargill.

 

c150_041_banner_1baie_comeau

Перевалочный терминал, открывающий компании выход к Атлантическому океану. cargill.com

В середине 1930‑х компания стала первым среди американских зернотрейдеров, кто построил собственный перевалочный терминал, открывающий компании выход к Атлантическому океану. Представительства компании появились в Канаде, Голландии и Аргентине. Количество сотрудников достигло 400 человек.

Поймали волну

Осенью 1935 года рыбаки реки Миссисипи увидели баржу‑приведение. Странное судно плыло само по себе — его не тянул буксир, как это было всегда. Тем не менее оно хорошо лавировало по реке и ловко пришвартовалось к причалу грузового терминала. Грузчики терминала рассказали перепуганным рыбакам, что полтергейст здесь ни при чем — мотор с местом капитана были установлены на самой барже, и она не нуждалась в буксире. Это была новая модель сухогруза, которую придумали инженеры Cargill.

c150_033_banner_1ship

Новая модель сухогруза, которую придумали инженеры Cargill. cargill.com

Идея усовершенствовать свой грузовой флот в компании родилась после многих лет использования обычных барж. Традиционная конструкция для речных перевозок тогда состояла из двух обязательных элементов — баржи и буксира. Таким речным поездом было непросто управлять, из‑за чего скорость оказывалась минимальной. Кроме того, сами баржи были деревянными и не могли взять на борт больше своего веса. В Cargill решили исправить эти недостатки. Баржу снабдили моторным отсеком, оббили борта железом, что позволило увеличить место для полезного груза. Такие моторизированные баржи перевозили грузы быстрее, а грузоподъемность выросла более чем наполовину. В итоге баржи нового типа от Cargill стали стандартом для других зернотрейдеров.

Баржи нового типа от Cargill стали стандартом для других зернотрейдеров

К 1940‑м годам судостроительное подразделение выросло в отдельный бизнес. К примеру, во время Второй мировой войны компания получила контракт от ВМФ США на строительство танкеров и барж. К концу войны Cargill построила для армии 18 судов и четыре буксира. Военными заказами Cargill компенсировала потери из‑за закрытых накануне войны своих европейских филиалов.

c150_024_banner_1crew

Во время Второй мировой войны компания получила контракт от ВМФ США на строительство танкеров и барж. cargill.com

В 1955‑м к собственному флоту Cargill добавила свой грузовой порт. Неподалеку от устья реки Миссисипи в Мексиканском заливе компания построила зерновой терминал, обрабатывающий 490 000 т грузов в год. На новый объект у компании ушло $2,5 млн, но это того стоило. К началу 1970‑х терминал ежегодно обрабатывал уже 5,4 млн т зерна — больше всех остальных элеваторов компании, вместе взятых.

Полезные Советы

Позиции американской компании укрепились еще больше после экспорта зерна в Советский Союз. Из‑за снижения урожайности на целинных землях объемы урожая в СССР стабильно падали, и советские чиновники решили купить зерно за границей. Зимой 1963 года из США в советскую Одессу отправился переоборудованный для перевозки зерна супертанкер «Манхэттен» — крупнейшее на то время грузовое судно в мире. Одесский порт был для морского грузовика мелководьем и его пришлось разгружать в открытом море и в портах соседних  государств. Всего Советы закупили в США 43,5 млн т зерна. Треть из этого объема было из элеваторов Cargill.

Грузовое судно США рядом с зерновым элеватором ждёт отгрузки. Bill Allen / AP

Грузовое судно США рядом с зерновым элеватором ждёт отгрузки. Bill Allen / AP

Масштабная международная торговля сделала Cargill крупнейшей частной компанией в США, а семью Каргилл — одним из самых богатых кланов страны. В конце 1980‑х в структуре Cargill появилось производство какао, кофе, хлопка, яиц, муки, соков, соли и солода. Позже Каргиллы запустили выпуск химикатов, резины, стали и шерсти. К концу прошлого века штат компании насчитывал свыше 23 000 человек, а ее выручка достигла $30 млрд. На заработанное компания купила 137 элеваторов и несколько компаний по производству кормов, муки и по переработке говядины. По словам Попова, бизнес Cargill является примером удачной диверсификации в рамках ключевых бизнесов. «Сопутствующие бизнесы — аграрное машиностроение, производство удобрений, финансовые и страховые услуги — носят сугубо подчиненный характер и обеспечивают устойчивое развитие основных направлений бизнеса», — объясняет эксперт.

“Бизнес Cargill является примером удачной диверсификации в рамках ключевых бизнесов”

Сейчас логотип компании с 150‑летней историей можно встретить в самых неожиданных местах. На беспилотниках, исследующих поля в Малайзии, на обложках пособий для фермеров в Кот‑д’Ивуаре и на специальных мобильных резервуарах для воды в Мозамбике. Компания разработала для McDonald’s технологию устранения в картошке фри трансжиров и является главным поставщиком кукурузы для сиропа, который стал основой напитков Coca‑Cola. В 2011‑м выручка компании выросла до рекордных $119 млрд, чистая прибыль составила $2,6 млрд.

Украинская кухня

Летом 1991 года на проходной днепропетровского Научно‑исследовательского института кукурузы появился одетый с иголочки человек. На ломанном русском он спросил вахтера, тут ли находится нужный ему объект. Испуганный дежурный трясущимися руками набрал номер директора института. Но все обошлось. Незнакомец оказался не шпионом, а представителем Cargill. Задачей гостя было договориться о начале совместной работы американского зернотрейдера и украинских ученых.

Приблизительно так могла выглядеть встреча украинских ученых с американскими зернотрейдерами. В том же году Cargill и украинский институт создали совместное предприятие. СП разработало высокоурожайные сорта кукурузы и подсолнечника, которые быстро стали бестселлером на рынке. «Когда на рынке появилась Cargill, огромная разница между нашими и американскими технологиями стала очевидной», — говорит Петр Евич, владелец компании «Агрорось», которая одна из первых в Украине начала торговать семенами.

“Когда на рынке появилась Cargill, огромная разница между нашими и американскими технологиями стала очевидной”

Такой старт бизнеса в Украине американцам понравился, и в 1993 году в Киеве Cargill открыла свое представительство. Украина стала 70‑й страной мира, где у компании работает свой офис. Через два года Cargill построила в Донецкой области завод по производству гибридных семян подсолнечника и запустила производство смешанных удобрений. Еще через пять лет под американским брендом заработал завод по переработке подсолнечника. Все это время американцы продолжали искать ликвидные продукты, которые могли бы стать частью их экспорта. В начале нулевых таким товаром оказалось подсолнечное масло, экспорт которого рос на 30% ежегодно. В 2005‑м американцы купили у шведов из каховской компании «Чумак» комплекс по производству нерафинированного подсолнечного масла. В 2009 году выручка украинского офиса компании составила около $600 млн, а штат вырос до 800 сотрудников. «Приход транснациональных корпораций на украинский рынок означает дополнительный приток капитала, создание новых рабочих мест, повышение профессионального уровня специалистов, применение наиболее эффективных мировых практик», — отмечает Андрей Гундер, президент Американской торговой палаты.

Однако настоящее испытание американского бизнеса украинской действительностью было впереди. В 2010‑м Украина задолжала Cargill 800 млн гривен выплат по НДС, и зернотрейдер заявил о приостановке экспорта зерна. Ситуацию усугубляло введение украинским правительством квоты на экспорт зерна. В Cargill применили уже опробованный ранее инструментарий — свои связи. В 2012 году разбираться с украинской властью приехал глава компании Грегори Пейдж, после к решению проблем компании подключился тогдашний посол США в Украине Уильям Тейлор и президент делового совета США — Украина Уильям Морган. Последний пообещал вопрос о невозвращении НДС крупнейшим компаниям‑экспортерам вынести на рассмотрение совета ВТО. Вскоре долг частично вернули, а квоты отменили. Через год доля Cargill составила около 4% украинского экспорта зерна, а на своем втором рынке — масложировом — компания заняла долю в 12%.

Gregory Page, Chairman and CEO of Cargill attends the annual meeting of the World Economic Forum (WEF) in Davos January 26, 2013. REUTERS/Denis Balibouse (SWITZERLAND - Tags: POLITICS BUSINESS HEADSHOT) - RTR3CZ13

Грегори Пейдж. thenation.com

В 2013‑м партнером Cargill стала украинская UkrLandFarming Олега Бахматюка. Американцы купили 5% компании украинского бизнесмена за $200 млн. Условия сделки были выгодны обеим сторонам. По условиям сделки Cargill получила право первоочередного выкупа 1,5 млн т зерна у Бахматюка ежегодно. Украинец, в свою очередь, получал гарантированный сбыт выкупленного американцами зерна.
Cargill стала кредитором и других перспективных компаний в Украине. Летом 2011‑го финансовая компания Cargill Financial Services International Inc купила треть банка Дельта, который тогда входил в группу крупных и быстро набирал обороты.

В 2015 году Cargill Financial Services International Inc по договору переуступки с банком Дельта стала кредитором четырех компаний. Среди них — компании холдинга TB Fruit львовского бизнесмена Тараса Барщовского (№13 в рейтинге богатейших аграриев по версии Landlord. — Ред.). Закрепиться Cargill на украинском финансовом рынке оказалось непросто. Осенью прошлого года НБУ принял решение о ликвидации Дельты, а позже его ликвидатор Владислав Кадыров сообщил прессе о якобы незаконной попытке Cargill вывести из рухнувшего банка кредит на общую сумму около $100 млн. Приехавший на помощь своим украинским коллегам вице‑президент компании Cargill Марк Конлон уверяет, что все сделки были совершены в соответствии с законодательством.

“Такие компании, как Cargill, отличаются чрезвычайно жесткой защитой своих интересов”

Украинцам не стоит обольщаться сдержанностью американцев. У Cargill, как всегда, есть козырь. В связи с возникшей ситуацией риск‑менеджмент корпорации закрыл кредитные лимиты на Украину. Это означает, что, если украинские чиновники не пойдут на компромисс, нашей стране придется вернуть Cargill $200 млн кредитов, вложенных компанией в ряд проектов через украинские госбанки. «Следует помнить, что такие компании, как Cargill, отличаются чрезвычайно жесткой защитой своих интересов, и не всегда с учетом интересов стран своего присутствия», — говорит Попов.

178888888

Американцы планируют построить новый зерновой терминал в Одесском морском порту. transport-journal.com

Впрочем, даже в таких условиях Cargill продолжает обустраиваться в Украине. В начале года компания купила 51% акций «М.В. Карго», инвестором которой является одесский бизнесмен Андрей Ставницер. Американцы планируют построить новый зерновой терминал в Одесском морском порту. Объем инвестиций составит около $100 млн. Новый терминал, запуск которого намечен на следующий год, увеличит пропускную способность морпорта на 5 млн т. По словам Ставницера, проект выгоден как Cargill, так и Украине. Страна получит глубоководный терминал, который сможет принимать грузовые суда водоизмещением до 130 000 т. Каргилл, в свою очередь, на собственном терминале сведет к минимуму традиционные для Украины логистические проблемы. «Чем меньше рисков, тем больше денег», — уверен Ставницер.

Читайте також