Золотая рыба: как вырастить настоящую форель в искусственной реке

Харьковский предприниматель Алексей Богач очень любит красную икру. Но не только потому, что это вкусно. Для него икра — это основа его бизнеса. Принадлежащая ему компания «Рыбанов» — крупнейший в Украине заводчик рыб ценных пород. Главный свой продукт — осетров и форель — предприятие выращивает из икры в собственных инкубаторах. Цена килограмма осетра и форели достигает 200 гривен. В месяц около 50 т рыбы от «Рыбанова» отправляются в крупнейшие торговые сети.
Первую свою рыбу в «Рыбанове» завели в 2005 году. Нескольких осетров ради интереса поселили в детском бассейне на заднем дворе дома одного из учредителей компании — Олега Диденко. Рыба неожиданно прижилась и подросла, Диденку это понравилось. Через год он решил повторить эксперимент, но уже в больших масштабах. В селе Павловка, которое находится на берегу реки Мжа в Харьковской области, он арендовал часть земли и построил свой первый питомник. Чтобы зимой вода в открытом питомнике не замерзала, а летом не нагревалась Диденко разработал особую замкнутую систему кругооборота воды. Благодаря циркуляции, температура воды держалась на уровне 12-14 градусов круглый год, что создавало идеальные условия для размножения форели. «По сути, была имитация условий быстрых и холодных горных рек, где изначально водилась форель», — рассказывает Андрей Атоженко, генеральный директор компании «Рыбанов».

Уже через год рыбозаводчик получил первый урожай — около 5 т товарной рыбы. Этого хватило, чтобы обеспечить рынок Харькова. Однако продажи росли не так быстро, как хотелось бы. Украинский потребитель был явно не готов вводить форель в свой ежедневный рацион. Не нравилась цена — деликатесная рыба была чуть ли не вдвое дороже привычных карпов, карасей и толстолобиков. Кроме того, картину на рынке портили многочисленные браконьерские артели, которые продавали свой улов на рынках по бросовым ценам. «К примеру, себестоимость килограмма осетровых, выращенных в хозяйствах, была около $10, а у браконьеров — $3», — говорит Алексей Курченко, генеральный директор компании «Фишматик», которая производит оборудование для рыбного производства. По форели с «Рыбановым» также конкурировали импортеры рыбы из Турции, Греции и и стран Скандинавии, которые везли в Украину филе крупной рыбы ценных пород. «Наш народ привык покупать филейную часть от рыбы, весящей 7–8 кг, а у «Рыбанов» вышел на рынок с порционной рыбой в 300 грамм. Украинского потребителя к этому пришлось приучать», — продолжает Курченко.
Харьковчане решили зайти на рынок с тыла. Они снарядили своих эмиссаров пробными партиями форели и отправили к руководству местных торговых сетей. «Мы убеждали, чтобы менеджеры сетей попробовали приготовить нашу форель у себя дома», —говорит Атоженко, который руководил спецоперацией. Рейд удался. Через полгода рыба от «Рыбанова» попала на прилавки супермаркетов харьковских торговый сетей «Класс» и «Рост». «Тогда и стали поступать заказы на нашу рыбу в другие города», — вспоминает Атоженко.
Однако для расширения производства нужны были инвестиции. Диденко пригласил присоединиться к своему бизнесу харьковского предпринимателя Алексея Богача. Новый партнер пришел в компанию со свежими идеями. Он решил запустить в компании не только разведение экзотической форели, но и привычного для украинского покупателя сома, а также теплолюбивых стерлядь и белугу. Новый рыбзавод харьковская компания решила открыть в пригороде Донецка, в теплообменном пруде Мироновской теплоэлектростанции. Так компания убивала двух зайцев — заходила на рынок соседней области и экономила на отоплении пруда, поскольку тот нагревался от рабочих контуров ТЭЦ и температура там не падала ниже 20 градусов даже зимой. За год объем производства компании удвоился, достигнув 30 т, а продукция компании попала в харьковские магазины национальных торговых сетей.
К 2011-му компания поставляла на рынок около половины всей живой рыбы ценных пород в Украине. Вторую часть рынка занимали импортеры рыбы из Греции и Польши. Преимущество последних было в полном цикле производства продукции. Они не закупали отдельно малька, а выращивали его в собственных инкубаторах из оплодотворенной икры. В том же году «Рыбанов» открыл аналогичный инкубатор на реке Биюк-Карасу в Белогорском районе Крыма. Горная река, питаемая источниками, была идеальным местом для выращивания малька холодолюбивой форели для остальных хозяйств компании. В том же году харьковчане закончили экспансию на внутреннем рынке и открыли рыбное хозяйство по разведению форели в селе Сеньковка, расположенном в 35 км от столицы. По словам Атоженко, свои хозяйства в разных точках страны позволяют компании сэкономить на логистике.

Кроме того, компания решила извечную проблему производителей рыбы — ее транспортировку. В обычных цистернах форель не выдерживала и часа, поэтому в компании решили оборудовать свои машины специальными баками для перевозки продукции. Контейнеры были оборудованы специальными воздушными насосамм, который давал дышать рыбе в дороге, особым антибактериальным покрытием и датчиками температуры. В 2009 году у компании было 15 таких баков. Стоимость каждого бака на рынке достигает 4000 евро. Но покупка была оправданной. За год объемы продаж компании выросли вдвое — до 40 т, что сделало «Рыбанова» основным поставщиком рыбы на рынке Восточной Украины и заметным игроком на национальном. «Они представлены в разных регионах и так отхватили большой кусок рынка. У них мощная логистика — к примеру, их машина никогда из Харькова в Донецк не едет пустой — туда везет карпа, а оттуда осетра», — отмечает Курченко.
«Они представлены в разных регионах и так отхватили большой кусок рынка. У них мощная логистика — к примеру, их машина никогда из Харькова в Донецк не едет пустой — туда везет карпа, а оттуда осетра»
Как расположить к себе покупателя, подсказывал сам рынок. По словам Атоженко, многих гурманов смущал цвет мяса харьковской форели. Большинство украинцев наивно полагали, что мясо форели должно быть обязательно красным, хотя естественный цвет форели — нежно-розовый или бежевый, а краснеет она только во время нереста. В компании решили подыграть стереотипам. Для придания рыбьему мясу красного цвета в Дании и Норвегии закупили корм с содержанием специального пигмента. Новая партия форели от «Рыбанова» уже была нужного цвета. Больше вопросов у покупателей, почему «красная» рыба из Харькова не красная, не возникало. “Выход на рынок конкретно этой позиции занял практически год. Освоив технологию пигментации форели, мы стали производить продукт необходимого товарного вида круглый год», — рассказывает Богач.
[su_dropcap size=”5”]Н[/su_dropcap]ынешний кризис стал серьезным испытанием для компании. В прошлом году крымский питомник мальков экспроприировали оккупационные власти полуострова, а донецкое хозяйство было разрушено во время артиллерийского обстрела. Погибло около 100 т товарной рыбы. «Местами даже руки опускались всем этим заниматься. Ведь в Крыму был налаженный мальковый цех. А из Донецка мы успели вывезти только 10% нашей рыбы. Мы все еще расхлебываем эту ситуацию», — сокрушается Богач.После того как ситуация в прифронтовой зоне изменилась, компания отстроила свое донецкое хозяйство. Там расположился инкубатор для малька, который ранее был в Крыму. В планах увеличить производство рыбы до 100 т в месяц и развивать собственное производство. Сейчас компания поставляет не только живую, но и потрошеную рыбу. Форель очень выгодное сырье. «При ее потрошении теряется около 15% ее веса, что вдвое меньше, чем у карпа», — говорит Богач. Также компания планирует продавать под собственным брендом осетровую икру. Это, считает Курченко, позволит компании резко увеличить прибыль. «Икра — это всегда чистый заработок компании, который остается после того, как сама рыба была выращена и продана», — отмечает он.
На руку предпринимателям могут сыграть и экономические потрясения в Украине. По словам председателя Госрыбагентства Яремы Ковалива, после девальвации гривны привозная рыба подорожала в разы, и ее импорт упал на 40%. «Сейчас идеальное время для импортозамещения — насыщения рынка свежей, доступной украинской рыбой», — убежден чиновник.
Текст: Максим Бироваш