Новини / Думки     12 травня 2016 01:18

Фахд аль-Рашид, директор мегапроекта “Экономический город короля Абдаллы” и развитии региона Красного моря


Красное море играет ключевую роль в мировой торговле на протяжении тысячелетий. В наши дни это важная глобальная артерия, обеспечивающая западный спрос на углеводороды и облегчающая поток товаров между Европой и процветающими азиатскими рынками. Более 10% от объема мировой торговли ежегодно проходит через бассейн Красного моря, и эта цифра будет расти по мере удваивания Египтом пропускной способности Суэцкого канала. Регион Красного моря, включающий 20 стран, которые используют маршрут в качестве основного торгового коридора, является самым крупным, самым быстрорастущим и наименее эксплуатируемым формирующимся рынком в мире. В течение следующих 35 лет ООН ожидает, что население региона увеличится более чем вдвое, до 1,3 млрд человек. Этот рост населения будет сопровождаться одним из наиболее высоких в мире показателей урбанизации, формированием процветающего среднего класса, который, по оценкам Brookings Institution, вырастет со 136 млн человек сегодня до 343 млн к 2050 году.

За этот же период ВВП региона увеличится втрое, до $6,1 трлн, в то время как торговля вырастет в пять раз, до $4,7 трлн. Но у региона есть потенциал сделать намного больше. Долгосрочные прогнозы для региона Красного моря на долю в мировой торговле относительно сдержанные. Многие страны Ближнего Востока и Африки имеют сравнительно ограниченную инфраструктуру в Красном море или поблизости, здесь мало глубоководных портов мирового класса. Уровни экономического развития значительно отличаются — от богатых стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива до развивающихся экономик Африканской Субсахары и Восточной Африки.

Политические и культурные различия не всегда способствуют приграничному сотрудничеству. Результаты исследования, проведенного проектом «Экономический город короля Абдаллы», говорят о том, что согласованная инициатива по облегчению торговли в регионе Красного моря оказала бы значительное влияние на будущее развитие. ВВП вырос бы примерно на 10%, до $6,6 млрд, объем торговли — почти на 35%, до $6,3 млрд. Предоставляя больший доступ к международной торговле малым и средним предприятиям — основным двигателям роста и создания рабочих мест, подобная инициатива способствовала бы диверсификации экспорта и значительно повысила бы местную долю глобальной цепочки стоимости.

Реализация этого потребует значительного улучшения логистических возможностей в регионе. Индекс эффективности логистики (LPI) Всемирного банка оценивает большинство стран в экономическом регионе Красного моря ниже 2,6 по своей пятибалльной шкале.

Частный сектор должен стоять во главе усилий по созданию инфраструктуры и логистических связей. Национальные правительства также должны будут принять участие в этом процессе, оптимизировав таможенный контроль, политику управления границами, а также региональные торговые правила. Хорошим началом стало бы формирование торгового соглашения стран Красного моря, подобного Транстихоокеанскому партнерству, с указанием конкретных мер по сокращению расходов на приграничную торговлю и механизмов по урегулированию споров между инвесторами и правительствами.

Другой потенциальной инициативой станет формирование регионального инфраструктурного банка по образцу Азиатского банка инфраструктурных инвестиций в Китае. Такое учреждение способствовало бы эффективному распределению капитала в развитие инфраструктуры по всему региону, повысив национальный потенциал в области торговли и обеспечив устойчивый экономический рост.

Регион Красного моря имеет уникальную возможность развиться в глобальный центр передового опыта в сфере упрощения торговли, укрепляя экономические связи по всему региону и создавая новый двигатель роста для мировой экономики. l