Новини / Аналітика     18 жовтня 2016 13:35

Экспорт украинских ягод увеличился в четыре раза


Ежегодно производство ягод в Украине увеличивается на 4%. Это данные проекта «АПК‑Информ: овощи и фрукты». Объем рынка в 2015‑м превысил $250 млн, отечественные производители вырастили 190 000 т ягод. В топ‑3 самых продаваемых входят земляника садовая (клубника), малина и голубика. При этом потребление ягод в Украине все еще в четыре раза ниже, чем в Европе.

В нашей стране выращиванием ягод в основном занимаются мелкие фермеры. Сейчас урожайность ягодных культур в Украине на 7–20% ниже, чем в соседней Польше. Это объясняется тем, что фермеры не инвестируют в новые высокопродуктивные сорта. Но вскоре ситуация может измениться: в последнее время из‑за высокой рентабельности ягодного направления, которая может достигать 50%, им стали интересоваться крупные производители.

Согласно данным «АПК‑Информ», урожай малины в 2016-м увеличился на 10%, до рекордных 69 000 т. Хотя ягодный сезон этого года нельзя назвать успешным из-за дождей и весенних заморозков. Самой востребованной в нашей стране остается клубника. Уровень ее потребления достигает 70 000 т в год. Украина занимает седьмое место в Европе по объемам производства этой культуры, мы выращиваем 6% от всего мирового урожая этой ягоды. Производство растет на 2–5% в год. В этом сезоне средний уровень закупочных цен на клубнику составлял 20 грн/кг, что всего на 3% выше, чем годом ранее.

Вторая по популярности в Украине — малина. Под этой ягодой занято 6000 га земли. За последний год спрос на саженцы малины вырос в 2,5 раза. В 2015‑м урожай малины вырос на 12% по сравнению с предыдущим годом, до 70 000 т.

В последние время растет популярность голубики. В Украине ею уже засадили в полтора раза больше площадей, чем малиной. Несмотря на дорогие саженцы (цена за один может доходить до 2 евро)и на то, что плодоношение наступает лишь на третий сезон, голубика является сверхрентабельной культурой. Затраты на выращивание голубики на 1 га (это примерно 12 000 кг ягод) составляют 10–15 гривен (без учета капитальных инвестиций), а голубику в рознице и на рынках продают по 300–350 грн/кг.

В мире спрос на мягкие ягоды постоянно растет, в среднем на 20% в год. Несмотря на то что за последние пять лет экспорт ягод из Украины увеличился в четыре раза, до $12,5 млн, наши производители отправляют на экспорт, по оценкам компании «УкрАгроКонсалт», всего 8% выращенной продукции. Наиболее востребованными являются клубника, а также черника и клюква. На внешнем рынке за украинскую продукцию готовы платить на 30% дороже, чем на внутреннем.

Раньше основным экспортным направлением для наших фермеров была Россия — на нее приходилось 98% всех поставок земляники садовой. Сейчас же они осваивают рынок ЕС, выходят на рынки стран Ближнего Востока и ЮАР.

Европейские трейдеры отмечают, что украинская ягода стала для них более интересным товаром, чем была еще пару лет назад. Наши производители начали уделять больше внимания сортовому разнообразию, внешнему виду, а также упаковке своей продукции. К тому же фермеры продают ягоды на 30% дешевле, чем их коллеги из других стран.

Украинские производители сейчас активно наращивают экспорт замороженной ягоды. За первые шесть месяцев текущего года они отправили на внешний рынок 24 000 т замороженных ягод, что на 56% больше, чем в первом полугодии 2015‑го. Это рекордный показатель за последние 10 лет.