В последнее время собственники крупного бизнеса стали в десятки раз чаще обращаться с просьбой провести финансовое расследование деятельности компании (forensic). От обычной аудиторской проверки оно отличается более расширенными процедурами. Это проверка различных кластеров бизнеса, выявления конфликта интересов руководителей. Я всегда задаю собственнику вопрос: «Когда у вас на предприятии в последнее время были кражи или какие-то недобросовестные моменты?» Если за последние два года ничего подобного не происходило, то у вас точно воруют. Вторая категория заказчиков — юристы, которые ведут дела против кого-то из топ-менеджмента. С нашей помощью они собирают доказательную базу для разбирательств в судах.
Главное во время финансового расследования — зайти в компанию без предупреждения или внедриться в нее под видом работника по найму. Аудит финансовой отчетности — это согласованная процедура, и топ-менеджмент заранее к ней готовится, все подчищает. Мы же приходим на предприятие неожиданно и видим все так, как есть. Коррупция, к сожалению, пронизала все уровни. Иногда нам говорят, что и где нужно проверить, но чаще мы сами планируем программу. Как правило, проверяем какие-то нетипичные операции, расходную часть. Например, компания занимается продажей зерна, а у нее есть расходы на покупку подгузников. На одном из предприятий мы обнаружили крупные премии, которые были выплачены на имя детей топ-менеджмента. Трейдеры воруют на перепродаже зерна. Договариваются, что один продаст другому по заниженной, нерыночной цене, а разницу они потом поделят.
В аграрных компаниях воруют при сборе урожая, то есть не отображают реальный валовый сбор. На одном из аграрных предприятий урожай умудрялись воровать машинами. Собрали зерно, дождались, пока стемнеет, и фура поехала «немножко не в ту сторону». Чтобы избежать этого, многие агрохолдинги устанавливают системы GPS-наблюдения, которые отслеживают абсолютно все, начиная от расхода топлива. Самая компьютеризированная компания — «Сварог Вест Груп». Она даже на этом зарабатывает, продавая аграриям системы наблюдения. Еще один важный момент — закупки агрохимии, топлива и всех остальных расходных материалов. На чем воруют? Как правило, на затратах. Поэтому собственникам агрохолдингов лучше проводить закупки централизованно и на аукционной основе. Например, за онлайн-аукционом владелец может наблюдать лично.
Обычно под манипуляции подпадают 5-10% от оборота. В нашей практике самый большой процент воровства от оборота был около 30%. Иногда топ-менеджеры даже могут отчуждать активы, переписывать их на себя в интересах конкурента: «Ты отпиши, мы освоим активы, а тебе предложим должность в нашей компании». Чтобы избежать этого, на предприятии должна быть хорошая служба безопасности. Необходимо внедрить систему визирования, при которой важные документы подписывают не только финансовый и генеральный директора, а и служба безопасности. Должна также работать служба внутреннего аудита.
Финансовые расследования могут выступать профилактикой от рейдерства. Например, одну крупную компанию хотели подвергнуть рейдерской атаке из-за высоких налоговых начислений в размере около миллиарда гривен. Чтобы уменьшить эти доначисления, нужно было заплатить. Поэтому очень важно следить, чтобы все налоги были уплачены вовремя.
Я рекомендовал бы собственникам компаний проводить финансовое расследование раз в год. Просто чтобы менеджмент знал, что к ним могут прийти. В первую очередь необходимо контролировать генерального и финансового директоров, директора по производству, главного бухгалтера. Можно также нанять советника, который будет наблюдать не только за финансовыми вопросами, а и за продажами, движением товара на складе, он может прийти в какой угодно момент и проверить любой кластер бизнеса.
Підписуйся на наш Telegram. Стеж за новинами у зручному форматі!