Андрей Оленюк, партнер юридической фирмы EVERLEGAL о проблемах и перспективах рынка M&A в агросекторе

Говорят, большая рыба мелкую рыбку целой глотает. Такие законы работают не только в фауне, но и в океане большого бизнеса, где сильнейшие игроки поглощают мелких конкурентов и расширяют свое присутствие на рынке.
Впрочем, за последние годы в сфере M&A значительной активности не наблюдается: большая рыба замерла на глубине. А имеющиеся приманки ее не интересуют или даже отпугивают. Это также касается агросектора, где консолидация рынка уже состоялась, и компании рассудительно относятся к своей стратегии развития, особенно развития через M&A. Но несмотря на все экономические трудности, которые переживает Украина, и затяжной политический кризис, агросектор был и остается одной из самых перспективных сфер для бизнеса.
Возможно, что снятие моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения оживит рынок M&A в агросекторе. Ведь сегодняшние арендаторы смогут воспользоваться преимущественным правом приобрести землю. Впоследствии они смогут заработать, продав потом ее иностранному инвестору или создав с ним совместное предприятие. Однако народные избранники снова откладывают этот вопрос в долгий ящик — им страшно открыть «ящик Пандоры», потеряв контроль над самым ценным активом страны. Пока для принятия такого решения у власти отсутствует политическая воля, а в экспертной среде — единство взглядов. Как результат, год за годом действие моратория продолжается, что заставляет инвестора занимать выжидательную позицию.
Запрет отчуждения земель сельскохозяйственного назначения и преграды в изменении их целевого использования отпугивают также и финансовый сектор, который наверняка был бы рад кредитовать аграриев, но законодательство усложняет передачи такой земли в залог. В придачу очередная налоговая реформа ставит под сомнение эффективность агробизнеса в Украине.
В результате дефицит средств заставляет агрохолдинги отказываться от земли, обрабатывать которую они не имеют возможности, продавать непрофильные активы, искать пути оптимизации бизнеса. Попытка продать актив или передать его в аренду на приемлемых условиях натыкается на целый ряд препятствий. Количество интересных предложений, выставленных на продажу на украинском рынке, ограничено. А предложения тех, кто вынужден как можно скорее реализовать активы без углубленного due diligence, отпугивают потенциальных покупателей. Вместо этого инвесторы, которые уверенно себя чувствуют, а также имеют аппетит к риску, продолжают ждать дна кризиса или навязывают покупателям свои условия, пытаясь купить активы сейчас. Например, на рынке усиливают свое присутствие несколько фондов прямых инвестиций, которые присматриваются к небольшим агробизнесам и даже заключают M&A‑сделки.
Закрытие российского рынка стало для украинского агросектора серьезным испытанием. Но этот фактор повлиял не только на выбор им нового курса на рынки ЕС, но и проявился на перераспределении старых активов с российским и крымским элементом. Подобное наблюдалось в прошлом году не только в аграрном секторе, но имело и общественно‑экономическую тенденцию: российские владельцы активов выходили из Украины, а украинский бизнес, в свою очередь, спешил оставить крымскую «гавань». Например, группа «МХП» обменяла свои российские активы на активы группы «Агрокультура» в Украине.
Как аграриям разорвать этот круг? Альтернативой сделкам M&A в агробизнесе в условиях недостаточности финансов может стать государственно‑частное партнерство. Соответствующий закон уже несколько лет назад принят, но для его работы именно в агросекторе необходимы изменения в законодательстве. Кроме того, активность в агросфере может оживиться за счет продажи активов государства в ходе прозрачной приватизации, анонсированной еще в прошлом году. Но для этого лоббистам аграрного бизнеса в парламенте придется активно поработать.