Международный валютный фонд 14 сентября принял решение выделить Украине $1 млрд. Куда пойдут эти деньги? На пополнение наших золотовалютных резервов. В этом случае их использование легче контролировать, чем средства, которые поступают на покрытие дефицита государственного бюджета.
Украина находится на 130-м месте из 168-ми в рейтинге Transparency International по уровню восприятия коррупции. Ниже — только некоторые африканские и азиатские страны. Когда вы в коррумпированной стране «заливаете» деньги в госбюджет, всегда есть риск, что они будут либо неэффективно использованы, либо разворованы. Поэтому МВФ старается никогда не давать деньги на покрытие дефицита госбюджета. Нельзя забывать, что фонд действует также и как обычный кредитор — он хочет вернуть свои деньги обратно.
Сотрудничая с какой‑либо страной, МВФ требует выполнения ряда условий. Требования этой международной финансовой организации можно свести к трем основным. Первое — переход к гибкому курсообразованию. Второе — немедленное уменьшение дефицита государственных финансов. И третье — осуществление структурных реформ, которые могут вернуть страну на путь экономического роста. Это достаточно общий рецепт, которым пользовались практически все государства, обратившиеся за помощью к МВФ. Новейшая экономическая история знает как очень позитивные примеры такого сотрудничества (например, Исландия, которая уже через 2,5 года после начала программы кредитования смогла стабилизировать ситуацию в экономике), так и крайне неуспешные. К примеру, Аргентина, которая на словах соглашалась с тем, что ей рекомендовал МВФ (и что было абсолютно правильно даже исходя из обычной экономической логики), а на деле фактически водила фонд за нос, ничего не делая. В результате страна загнала себя еще в большую яму по сравнению с той, в которой находилась до кризиса. Свежие примеры — это переход к более гибкому курсообразованию в Беларуси, Азербайджане и Казахстане, которые либо уже открыли программу с МВФ, либо находятся в активной переговорной стадии с фондом.
Касательно снижения дефицита государственного бюджета. Когда Украина последний раз обратилась за помощью в Международный валютный фонд, дефицит нашей системы госфинансов был на уровне около 10% ВВП. Это более чем критично. В тот момент, когда Греция начала свое свободное падение в пропасть, ее дефицит составлял порядка 13% ВВП. Затраты нашего госбюджета слишком сильно раздуты, доходов мало, за последние два года экономика упала на 20%, цены с начала 2014-го выросли в два раза. Произошла колоссальная девальвация — гривна потеряла две третьих своей стоимости. Все это следствие ошибок в экономической политике.
внутренний и внешний долг украины составляет 90% ввп
Ситуацию в Украине с госфинансами омрачает и тот факт, что у страны очень высокий внутренний и внешний долг. Он составляет около 90% ВВП. Наши чиновники любят рассказывать, что в США объем государственного долга превышает 100% ВВП, в Японии — 200%, а в Европе колеблется от 70 до 170% ВВП. Но отличие между нашими странами в том, под какие проценты мы занимаем деньги. Для Украины это 5–8% годовых, а, к примеру, для Соединенных Штатов — всего 1%. Почему такая разница? Все зависит от инвестиционного рейтинга государства, который, в свою очередь, является производной от качества бизнес‑климата. Чем выше качество бизнес‑климата, тем выше страновые рейтинги и тем дешевле обходится финансирование. Несложно сделать простые математические расчеты, чтобы понять, что Украина — страна, которая испытывает колоссальные проблемы, которая находится в состоянии военных действий на своих восточных границах, которая потеряла часть территорий, вынуждена платить почти 1/20 всего того, что она заработала за год, в качестве процентов за обслуживание своих внутренних и внешних долгов. В то же время растущая экономика США платит около 1/100 своего ВВП.
Если продолжать держать дефицит государственного бюджета (то есть жить «не по карману»), то мы столкнемся со множеством проблем. И в первую очередь с тем, что наша страна вряд ли сможет найти необходимые источники финансирования. Сейчас для Украины единственный источник иностранного финансирования — это либо отдельные иностранные государства‑партнеры, либо МВФ, либо Мировой банк, либо Европейский союз. Других источников заимствования у нас нет. Логичный вопрос, который должен возникнуть у любого: стоит ли продолжать эту жизнь в долг или более правильным будет «взяться за ум» и прекратить дальнейшее падение в долговую яму. Если долги пугают, то все‑таки лучше снижать дефицит госбюджета, а значит, прислушаться к рекомендациям того же МВФ и провести реформы.
Не секрет, что практически половина нашей экономики последние 25 лет работает в тени. Иногда — больше, иногда — меньше, но всегда много. В 2015-м объем теневой экономики составил $80 млрд. Если эту тень ликвидировать, ВВП может немедленно вырасти в два раза. Но сделать это административными мерами, запугиванием нельзя. Необходимо провести серьезные изменения: не только снизить налоги, но и уменьшить коррупцию, зарегулированность бизнеса, стабилизировать макроэкономическую ситуацию.
Вот здесь как раз и нужны структурные реформы. Это то, что дает возможность поставить Украину на путь устойчивого экономического роста. Во многих других странах политики с радостью идут на подобные структурные реформы: борются с коррупцией, проводят приватизацию, дерегулируют бизнес. Это дает им возможность «отыграть» упавшие рейтинги, которые пошатнулись в результате девальвации и необходимого «затягивания поясов» (двух первых условий МВФ). К примеру, Греция должна до конца года провести приватизацию. На дебатах с Хиллари Клинтон Дональд Трамп (при всей абсолютно справедливой критике к нему, в том числе и по вопросам экономической политики) настаивал на необходимости улучшить бизнес‑климат в США, чтобы инвесторы не уходили из страны. То есть экономические рецепты для всех одинаковы.
Украина в этом плане совершенно уникальна. У нас структурные реформы тормозятся, блокируются (в том числе и теми политиками, которые должны их проводить). Но по‑другому мы не сможем выйти из кризиса. Экономический рост в 3%, который правительство предусмотрело в бюджете на следующий год, нашу страну просто не устраивает. При таком темпе мы догоним Румынию в 2040‑х, Венгрию — в 2070‑х, а Швецию в 2100‑х, и то при условии, что эти государства не будут развиваться вообще.
Наша экономика должна расти минимум на 7% в год. Чтобы этого достичь, Украине надо изменить старую модель развития, которая базировалась на экспорте сырьевых товаров. Она уже безнадежно устарела. Это не означает, что экспорт металлов или зерна исчезнет. Но высокий рост при этом обеспечить будет нельзя (по крайней мере в долгосрочной перспективе). Сейчас единственная возможность для опережающего роста — попытаться активизировать инвестиционный компонент ВВП. Никто не станет вкладывать деньги в экономику страны, если в ней плохой инвест‑климат. При этом та глубочайшая неэффективность, которая существует у нас, может быть трансформирована в будущий потенциальный рост. Даже незначительные подвижки в сторону улучшения инвест‑климата могут дать возможность привлекать огромное количество инвестиций. А значит, и расти опережающими темпами.
Следующее заседание совета директоров Международного валютного фонда по Украине может пройти в 20‑х числах ноября этого года. На нем будет рассматриваться возможность выделить нашей стране еще $1,3 млрд. Но чтобы получить эти деньги, Украина должна показать прогресс по нескольким направлениям. Первое — принять сбалансированный бюджет, дефицит которого не должен превышать 3%. Второе — все‑таки начать реформы. Этого требуют и украинские граждане, и иностранные партнеры. Это необходимо для страны как основное условие ее национальной безопасности и устойчивого развития.
Підписуйся на наш Telegram. Стеж за новинами у зручному форматі!